У Чёрного моря
(Урок по окружающему миру в 4 классе)
Алсу КУРБАНОВА,
учитель начальных классов гимназии №183 г. Казани
Цели урока: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.
Задачи урока:
образовательные: познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей; развивающие: формировать умение аргументировано высказываться, делать логические умозаключения; воспитывающие: работать над осознанным отношением к индивидуальной, групповой деятельности; воспитывать экологически грамотного человека.
Планируемые результаты:
Предметные:
– показывать природную зону на карте природных зон;
– иметь представление о природе зоны субтропиков (неживая природа, растения, животные);
– устанавливать причины своеобразия природной зоны;
– моделировать цепи питания природной зоны;
– иметь представление об освоении природной зоны человеком.
Метапредметные:
– определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;
–– извлекать информацию из карты;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– рассказывать о природной зоне по плану;
– готовить сообщения.
Личностные:
– осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности;
– проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России;
– понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия.
Формируемые УУД:
познавательные: осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное, уметь искать, получать и использовать информацию, пользоваться справочной литературой, находить в ней нужные сведения;
коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
умение обмениваться мнениями, слушать другого человека; быть способным работать в команде, заинтересовывать и мотивировать других; выполнять свою часть работы, принимать трудности другого как свои, вносить свою часть в общий результат;
регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления;
личностные: положительно относиться к урокам окружающего мира, понимать значение знаний для человека, поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
Оборудование: учебник, Красная книга России, энциклопедии: «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные», карта природных зон России.
Ход урока
- I. Организационный момент
– Добрый день, уважаемые гости и ребята. Сегодня у нас необычный урок, где мы с вами будем исследовать, рассуждать, и добывать нам нужную информацию. Поэтому пожелаем друг другу и себе хорошей плодотворной работы.
- II. Актуализация опорных знаний
– Перед тем, как начать наш урок, мы должны убедиться, что знаний, которые вы получили на предыдущих уроках достаточно и вы хорошо усвоили учебный материал.
– Для этого я предлагаю ответить вам на мои вопросы.
– Ребята, над какой большой темой мы работаем на протяжении нескольких уроков? (Природные зоны России)
– Давайте немного повторим. Узнайте природную зону по описанию:
- В ней песков большие груды называются барханы и по ним идут верблюды, растянувшись караваном. (Пустыня) слайд 1
- Солнце направляет на эту зону косые лучи. Оно светит, но не греет. (Арктика) слайд 2
- Эта природная зона состоит из трех частей. (Лес) слайд 3 Какие это части? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес)
- Особенности этой природной зоны-длинная суровая зима и короткое прохладное лето. (Тундра) слайд 4
- 5. Характерным признаком этой зоны является сплошной травянистый растительный покров. (Степь) слайд 5
– Молодцы, ребята, смогли правильно ответить на вопросы. Теперь расположите природные зоны так, как они расположены в природе. (Работа с кластером у доски.)
Проверка: слайд 6
III. Целеполагание
– Скажите, для чего нам нужны знания зон природы России ? Где они нам могут пригодиться? (Если будем путешествовать.)
– Если вы захотите попутешествовать, где вы найдете информацию о том месте, куда направляетесь?
– Сейчас очень многие занимаются бизнесом. Я решила открыть свое туристическое агентство «Жемчужина России». Мне в штат нужно набрать сотрудников. Вы готовы со мной сотрудничать? Слайд 7
– А что такое турагенство? (Это фирма, которая занимается организацией поездок в разные города и страны.)
– Какие сотрудники там работают? (Агенты по бронированию, по продажам, по рекламе, менеджеры, туроператоры.)
– Как вы думаете, чем занимаются тур. операторы? (Разрабатывают маршруты, составляют экскурсионные и развлекательные программы.)
– А какими способностями они должны обладать? (Коммуникативные: умение находить общий язык с людьми;
вербальные: умение говорить четко, ясно, выразительно и с интонацией;
организаторские: умение принимать решения в неординарных ситуациях и решать проблемные вопросы;
ораторские: умение слушать, грамотно выражать свои мысли и умение убеждать;
мнемические: т.е. должна быть развита и долговременная и кратковременная память.)
– А в школе нам необходимы все эти способности? В каких случаях?
– Ну что ж, давайте начнем с выбора места. Сегодня перед нами раскроет свои секреты еще одна природная зона, о которой нам предстоит узнать на уроке. Думаю, наш пробный тур начнем с нее.
- IV. Изучение нового материала
– А теперь закройте глаза и послушайте аудиозапись. Слайд с музыкой: шум волн.
– Что вы услышали? Что представили?
– Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока, опираясь на полученную информацию.
– Я думаю, что вы уже догадались мы будем изучать зону субтропиков России.
– Верно, ребята, субтропики – это природная зона, с теплым и влажным климатом, здесь умеренно жаркое лето и теплая зима.
– Дайте название этой природной зоне, используя опорные слова записанные на доске. (Кавказ, побережье, Чёрное море.) Слайд с названием темы.
– Ребята, скажите пожалуйста, что нам необходимо для того, чтобы организовать наш тур (Надо сначала самим познакомиться с этой зоной.)
– Как вы думаете, что об этой природной зоне захотят узнать наши клиенты? (Географическое положение, климат, растительность.) Слайд рисунок моря.
– Ребята, что же мы сегодня будем делать на уроке?
Для удобства нашей с вами работы, чтобы на все вопросы наших клиентов найти ответы, мы с вами разделимся на группы. Работая в группе сотрудниками, мы будем исследовать новую природную зону, ее географическое положение, климат, будем наблюдать за растительным и животным миром этой зоны, рассуждать об экологическах проблемах.
– Напоминаю, что мы работаем с вами в турагенстве , которое называется «Жемчужина России». Давайте узнаем, в каких же ролях вы сегодня поработаете. Слайд
– Директором турагенства буду я, вы наверное уже догадались и для дальнейшей работы предлагаю вам определить ответственного, который будет организовывать вашу дальнейшую деятельность, рекламировать ваши туры нашим клиентам. (Определяют обязанности.)
Будем работать по направлениям:
1-е направление – «Геотур»;
2-е направление – «Зоо тур»;
3-е – направление – «Био тур»;
4-е направление – «Эко тур».
Перед тем как начнем работу в группах, сразу хочу вам напомнить о правилах поведения групповой работы. Слайд
– Каждый человек в своей жизни мечтает побывать в различных городах, странах, чтобы узнать много интересного и нового.
– Уважаемые сотрудники, у нас будет много клиентов. Убедительно прошу всех сотрудников быть вежливыми с клиентами и оказывать им необходимую помощь и давать консультации. Помним, что у вашего агенства много конкурентов. Нужно обсудить в группах, что вы можете предложить, чтобы клиенты покупали путевки (туры) именно у вас, а не у ваших конкурентов. Но и не забываем, чтобы и сами туристы путешествуя по Черноморскому побережью не наносили вред природе.
— Наша с вами задача подготовить экскурсионные туры по Черноморскому побережью в форме буклета по своим направлениям. Слайд моря.
– Как же мы с вами будем создавать наши буклеты Я сейчас вам кратко объясню план работы.
Итак, в чем же заключается деятельность вашей работы?
У каждого из вас на столах есть справочный материал, учебное пособие, картинки с изображениями растений, животных, энциклопедии.
Для этого необходимо будет:
- Ознакомиться со справочными материалами для каждого тура.
- Выбрать необходимую информацию.
- Оформить буклет.
- Подготовить рекламу к продаже тура.
Буклет должен быть содержательным, красочным и привлекать внимание туристов.
– Каждая группа приступает к работе. Для выполнения данной работы выделяю 15 минут.
– Какая группа готова к рекламированию туров нашим клиентам?
– Итак, ребята, теперь, когда ваша работа завершена, прошу одного представителя вашего тура презентовать его нашим клиентам.
- V. Закрепление. Презентация работ
Слайд геотура
Слайд зоотура
Слайд био тура
Слайд экотура
– Молодцы, ребята! Вы смогли создать буклеты так, что наши клиенты очень заинтересовались отдыхом на Черноморском побережье.
– Ребята, в какой зоне мы с вами сегодня побывали?
– Как вы считаете, на все ли вопросы наших клиентов мы нашли ответы?
– Легко ли вам было работать в нашем турагенстве? Что показалось самым трудным?
– Сегодня вы доказали, что сплоченная команда приводит не только к хорошим результатам, но и высокой оценке вашей работы. Молодцы, ребята.
– Я думаю, что в штат постоянным сотрудником я возьму вас. (Выставление оценок, обсуждение.)