У Чёрного моря

(Урок по окружающему миру в 4 классе)

Алсу КУРБАНОВА,

учитель начальных классов гимназии №183 г. Казани

Цели урока: сформировать у учащихся представление о субтропической зоне Черноморского побережья Кавказа.

Задачи урока:

образовательные: познакомить с географическим положением субтропической зоны России, растительным и животным миром, деятельностью людей; развивающие: формировать умение аргументировано высказываться, делать логические умозаключения; воспитывающие: работать над осознанным отношением к индивидуальной, групповой деятельности; воспитывать экологически грамотного человека.

Планируемые результаты:

Предметные:

– показывать природную зону на карте природных зон;

– иметь представление о природе зоны субтропиков (неживая природа, растения, животные);

– устанавливать причины своеобразия природной зоны;

– моделировать цепи питания природной зоны;

– иметь представление об освоении природной зоны человеком.

Метапредметные:

– определять учебную задачу урока, стремиться её выполнять и оценивать степень её достижения;

–– извлекать информацию из карты;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– рассказывать о природной зоне по плану;

– готовить сообщения.

Личностные:

– осваивать социальную роль обучающегося, определять мотивы учебной деятельности;

– проявлять целостный взгляд на мир, понимать разнообразие природы России;

– понимать ответственность за сохранение объектов природного наследия.

Формируемые УУД:

познавательные: осознавать познавательную задачу, высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы, выявлять известное и неизвестное, уметь искать, получать и использовать информацию, пользоваться справочной литературой, находить в ней нужные сведения;

коммуникативные: участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;

умение обмениваться мнениями, слушать другого человека; быть способным работать в команде, заинтересовывать и мотивировать других; выполнять свою часть работы, принимать трудности другого как свои, вносить свою часть в общий результат;

регулятивные: действовать по плану, контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы, адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления;

личностные: положительно относиться к урокам окружающего мира, понимать значение знаний для человека, поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Оборудование: учебник, Красная книга России, энциклопедии: «Я познаю мир. Растения», «Я познаю мир. Животные», карта природных зон России.

Ход урока

  1. I. Организационный момент

– Добрый день, уважаемые гости и ребята. Сегодня у нас необычный урок, где мы с вами будем исследовать, рассуждать, и добывать нам нужную информацию. Поэтому пожелаем друг другу и себе хорошей плодотворной работы.

  1. II. Актуализация опорных знаний

– Перед тем, как начать наш урок, мы должны убедиться, что знаний, которые вы получили на предыдущих уроках достаточно и вы хорошо усвоили учебный материал.

– Для этого я предлагаю ответить вам на мои вопросы.

– Ребята, над какой большой темой мы работаем на протяжении нескольких уроков? (Природные зоны России)

– Давайте немного повторим. Узнайте природную зону по описанию:

  1. В ней песков большие груды называются барханы и по ним идут верблюды, растянувшись караваном. (Пустыня) слайд 1
  2. Солнце направляет на эту зону косые лучи. Оно светит, но не греет. (Арктика) слайд 2
  3. Эта природная зона состоит из трех частей. (Лес) слайд 3 Какие это части? (Тайга, смешанный лес, широколиственный лес)
  4. Особенности этой природной зоны-длинная суровая зима и короткое прохладное лето. (Тундра) слайд 4
  5. 5. Характерным признаком этой зоны является сплошной травянистый растительный покров. (Степь) слайд 5

– Молодцы, ребята, смогли правильно ответить на вопросы. Теперь расположите природные зоны так, как они расположены в природе. (Работа с кластером у доски.)

Проверка: слайд 6

III. Целеполагание

– Скажите, для чего нам нужны знания зон природы России ? Где они нам могут пригодиться? (Если будем путешествовать.)

– Если вы захотите попутешествовать, где вы найдете информацию о том месте, куда направляетесь?

– Сейчас очень многие занимаются бизнесом. Я решила открыть свое туристическое агентство «Жемчужина России».  Мне в штат нужно набрать сотрудников. Вы готовы со мной сотрудничать? Слайд 7

А что такое турагенство? (Это фирма, которая занимается организацией поездок в разные города и страны.)

– Какие сотрудники там работают? (Агенты по бронированию, по продажам, по рекламе, менеджеры, туроператоры.)

– Как вы думаете, чем занимаются тур. операторы? (Разрабатывают маршруты, составляют экскурсионные и развлекательные программы.)

– А какими способностями они должны обладать? (Коммуникативные: умение находить общий язык с людьми;

вербальные: умение говорить четко, ясно, выразительно и с интонацией;

организаторские: умение принимать решения в неординарных ситуациях и решать проблемные вопросы;

ораторские: умение слушать, грамотно выражать свои мысли и умение убеждать;

мнемические: т.е. должна быть развита и долговременная и кратковременная память.)

– А в школе нам необходимы все эти способности? В каких случаях?

– Ну что ж, давайте начнем с выбора места. Сегодня перед нами раскроет свои секреты еще одна природная зона, о которой нам предстоит узнать на уроке. Думаю, наш пробный тур начнем с нее.

  1. IV. Изучение нового материала

– А теперь закройте глаза и послушайте аудиозапись. Слайд с музыкой: шум волн.

– Что вы услышали? Что представили?

– Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока, опираясь на полученную информацию.

– Я думаю, что вы уже догадались мы будем изучать зону субтропиков России.

– Верно, ребята, субтропики – это природная зона, с теплым и влажным климатом, здесь умеренно жаркое лето и теплая зима.

– Дайте название этой природной зоне, используя опорные слова записанные на доске. (Кавказ, побережье, Чёрное море.) Слайд с названием темы.

– Ребята, скажите пожалуйста, что нам необходимо для того, чтобы организовать наш тур (Надо сначала самим познакомиться с этой зоной.)

– Как вы думаете, что об этой природной зоне захотят узнать наши клиенты? (Географическое положение, климат, растительность.) Слайд рисунок моря.

– Ребята, что же мы сегодня будем делать на уроке?

Для удобства нашей с вами работы, чтобы на все вопросы наших клиентов найти ответы, мы с вами разделимся на группы. Работая в группе сотрудниками, мы будем исследовать новую природную зону, ее географическое положение, климат, будем наблюдать за растительным и животным миром этой зоны, рассуждать об экологическах проблемах.

Напоминаю, что мы работаем с вами в турагенстве , которое называется «Жемчужина России». Давайте узнаем, в каких же ролях вы сегодня поработаете. Слайд

Директором турагенства буду я, вы наверное уже догадались и для дальнейшей работы предлагаю вам определить ответственного, который будет организовывать вашу дальнейшую деятельность, рекламировать ваши туры нашим клиентам. (Определяют обязанности.)

Будем работать по направлениям:

1-е направление – «Геотур»;

2-е направление – «Зоо тур»;

3-е – направление – «Био тур»;

4-е направление – «Эко тур».

Перед тем как начнем работу в группах, сразу хочу вам напомнить о правилах поведения групповой работы. Слайд

– Каждый человек в своей жизни мечтает побывать в различных городах, странах, чтобы узнать много интересного и нового.

– Уважаемые сотрудники, у нас будет много клиентов. Убедительно прошу всех сотрудников быть вежливыми с клиентами и оказывать им необходимую помощь и давать консультации. Помним, что у вашего агенства много конкурентов. Нужно обсудить в группах, что вы можете предложить, чтобы клиенты покупали путевки (туры) именно у вас, а не у ваших конкурентов. Но и не забываем, чтобы и сами туристы путешествуя по Черноморскому побережью не наносили вред природе.

— Наша с вами задача подготовить экскурсионные туры по Черноморскому побережью в форме буклета по своим направлениям. Слайд моря.

– Как же мы с вами будем создавать наши буклеты Я сейчас вам кратко объясню план работы.

Итак, в чем же заключается деятельность вашей работы?

У каждого из вас на столах есть справочный материал, учебное пособие, картинки с изображениями растений, животных, энциклопедии.

Для этого необходимо будет:

  1. Ознакомиться со справочными материалами для каждого тура.
  2. Выбрать необходимую информацию.
  3. Оформить буклет.
  4. Подготовить рекламу к продаже тура.

Буклет должен быть содержательным, красочным и привлекать внимание туристов.

– Каждая группа приступает к работе. Для выполнения данной работы выделяю 15 минут.

– Какая группа готова к рекламированию туров нашим клиентам?

– Итак, ребята, теперь, когда ваша работа завершена, прошу одного представителя вашего тура презентовать его нашим клиентам.

  1. V. Закрепление. Презентация работ

Слайд геотура

Слайд зоотура

Слайд био тура

Слайд экотура

– Молодцы, ребята! Вы смогли создать буклеты так, что наши клиенты очень заинтересовались отдыхом на Черноморском побережье.

– Ребята, в какой зоне мы с вами сегодня побывали?

– Как вы считаете, на все ли вопросы наших клиентов  мы нашли ответы?

– Легко ли вам было работать в нашем турагенстве? Что показалось самым трудным?

– Сегодня вы доказали, что сплоченная команда приводит не только к хорошим результатам, но и высокой оценке вашей работы. Молодцы, ребята.

– Я думаю, что в штат постоянным сотрудником я возьму вас. (Выставление оценок, обсуждение.)