Тылсымлы рәсем

№ 193

(Уртанчылар төркемендәге рус балалары белән татар теленнән йомгаклау шөгыле)

Әлфия ВӘЛИУЛЛОВА,

Биектаудагы “Тургай” балалар бакчасының I квалификация категорияле татар теле тәрбиячесе

Максат. «Гаилә», «Ашамлыклар», «Уенчыклар» темалары буенча үткән лексик материалны ныгыту.

Бурычлар:

белем бирүдә:  предметны, аның билгесен һәм хәрәкәтен белдерүче сүзләрне сөйләмдә активлаштыру;

үстерелешле: эзлекле диалогик сөйләмне үстерүне дәвам иттерү;

тәрбияви: татар телен өйрәнүгә кызыксыну уяту.

Сүзлек эше: «Гаилә», «Уенчыклар», «Ашамлыклар» темасына караган сүзләрне кабатлау, «Карусель» җырын өйрәнү.

Җиһазлау: «Минем өем» темасына күрсәтмә һәм таратма материаллар, тылсымлы тартма, мольберт тактасы, фотоаппарат, зур фото рамы.

Шөгыль барышы

І. Кереш өлеш

Тәрбияче. Исәнмесез, балалар!

Балалар. Исәнмесез!

Тәрбияче. Хәлләрегез ничек?

Балалар. Әйбәт, рәхмәт.

Тәрбияче. А сейчас мы познакомимся и поиграем в игру «Син кем?» (Ты кто?) (С мячом и под музыку.) Мин Әлфия Габделхәевна. Син кем?

Бала. Мин Артем. (Дети передают друг другу мяч и называют свои имена.)

ІІ. Төп өлеш

Тәрбияче. Ребята, нам один добрый художник сегодня принес большую волшебную коробку, откроем, посмотрим её, что там внутри? (Дети с воспитателем вместе открывают коробку. Внутри коробки атрибуты на тему «Мой дом». Дети внимательно рассматривают картинки. Сверху лежат беретки.)

Тәрбияче. Ребята, нам художник принес беретки, он хотел, чтобы мы с вами надели их на головы и превратились в маленьких художников. А вы хотите стать сегодня художниками?

Балалар. Да, хотим.

Тәрбияче. Ребята, это место будет основой нашего дома. (Показывает на полотно в виде большой рамы на полу.) Я вам предлагаю при помощи этих маленьких картинок построить нам одну большую картину. Попробуем?

Балалар. Да. (Дети из коробки берут атрибуты и на полотне строят картину, где есть дом, кухня и детская комната. Возле дома они кладут картинки всех членов семьи: маму, папу, бабушку, дедушку, мальчика и девочку. Возле кухни на стол кладут картинки, где нарисованы продукты: хлеб, молоко, чай и яблоко. А возле детской комнаты дети кладут картинки, где изображены игрушки: кошка, собака, мишка, заяц, машина и кукла.)

Тәрбияче. Ребята, вот какая большая и интересная картина у нас с вами получилась. Вам нравиться?

Балалар. Да, очень нравится.

Тәрбияче. Ребята, назовем всех членов семьи.

Балалар. Әти, әни, әби, бабай, малай, кыз.

Тәрбияче. Ребята, а теперь позовите всех членов семьи домой.

Балалар. Бабай (әби, әти, әни, кыз, малай) кил монда.

Тәрбияче. Ребята, а где наша игровая комната? (Балаларның җаваплары.) 

Тәрбияче. Ребята, вы любите играть в игрушки? (Балаларның җаваплары.)

Тәрбияче. Алсу и Азат тоже любят играть, предложим им игрушки, ребята.

Балалар. Мә, Алсу, аю (куян, туп, песи, курчак). Уйна.

Тәрбияче. Молодцы, ребята. А сейчас мы с вами превратимся сами в игрушек и отдохнем и споем нашу любимую песню «Карусель». (Дети надевают маски игрушек и поют песню  «Карусель».)

Тәрбияче. Ребята, смотрите, уже время обедать, подойдите на кухню,

поближе к столу. Какие продукты мы видим на столе?

Балалар. Алма, ипи, чәй, сөт.

Тәрбияче. Ребята, угостим Алсу, она уже проголодалась. (Воспитатель показывает на мольберт, где на картине девочка с ложкой, вилкой и пустой тарелкой. Дети берут картинки с продуктами и по очереди угощают Алсу.Они с помощью магнита вешают свои картинки на мольберте.)

1 нче бала. Алсу, мә, чәй эч.

2 нче бала. Алсу, мә, алма аша.

3 нче бала. Алсу, мә, ипи аша.

4 нче бала. Алсу, мә, сөт эч.

III. Йомгаклау

Тәрбияче. Ребята, вам сегодня понравилась наша большая картина? (Балаларның җаваплары.)

Тәрбияче. Интересно было её составить? (Балаларның җаваплары.)

Тәрбияче. Ребята, мне даже немножко жалко такую картину убрать обратно в коробку. А у меня есть телефон, ребята, сейчас я вас, маленьких художников, сфотографирую рядом с картиной. Наша картина, созданная вами останется нам на память. И мы эту фотографию покажем в группе вашим друзьям и вашим родителям. Вы согласны? (Балаларның җаваплары.)

(Все вместе фотографируются.)

Тәрбияче. А сейчас мы с вами уберем эту картину обратно в коробку. (Дети складывают картину обратно в коробку.)

Тәрбияче. Ребята, вы меня сегодня очень обрадовали своими знаниями по татарскому языку. Сегодня я с вами прощаюсь, сау булыгыз.

Балалар. Сау булыгыз!