Творчество Мусы Джалиля в патриотическом воспитании детей

Асия ГАЛИМУЛЛИНА,

учитель начальных классов лицея №2  им. академика К.А.Валиева г. Мамадыш

Муса Джалиль – не детский поэт, и поэтому к его творчеству надо подводить детей с 4 класса. Работа началась со сбора информации об этом поэте, посещения библиотеки, краеведческого музея, знакомства с биографией поэта, чтения его стихов, учащимся предлагается нарисовать иллюстрации к стихам М.Джалиля, подготовка к конкурсу чтецов стихов М.Джалиля.

Ход читательской конференции

(Презентация проекта проводится в актовом зале. Дети сидят за столами,расположенными полукругом. Перед глазами учеников на стене портрет автора, слева выставка книг, справа рисунки к стихотворениям М.Джалиля.)

Оформление зала. Портрет Мусы Джалиля. Эпиграф: «Песнь свою я посвятил народу. Жизнь свою народу отдаю» (М.Джалиль), выставка книг и рисунков.

Цели:

– знакомство учащихся с жизнью и творчеством М.Джалиля;

– привитие интереса к творчеству и книгам М.Джалиля;

– воспитание патриотизма илюбви к Родине.

Вопросы установки

1.Что я знаю о Мусе Джалиле?

  1. Что нового узнаю сегодня?
  2. Чему удивился?
  3. Что стал ценить?

Беседа с учащимися

– Что вы знаете о М.Джалиле?

– Почему имя М.Джалиля стало известно людям?

– Чем он знаменит?

Учитель: Наше мероприятие мы посвятим творчеству Мусы Джалиля.

Каждый год, 15февраля, мы отмечаем важное событие – день рождения великого татарского поэта Мусы Джалиля.

Послушайте сообщение о жизни и творчестве М.Джалиля.

1-й ученик. Муса Джалиль родился в татарской деревне Мустафино бывшей Оренбургской губернии 2(15) февраля 1906 года в небогатой крестьянской семье. Отец Мусы, Мустафа, сын бедного аульного пастуха Абубакира, с детских лет гнул спину на богатого купца. Был мальчиком на побегушках, позднее работал приказчиком.

Огромное влияние на формирование внутреннего мира будущего поэта оказала его мать Рахима-апа. Спокойная, тихая, уравновешенная, полная противоположность Мустафе-абзы, темпераментному, вспыльчивому, легко подверженному неожиданным перепадам настроения, она обладала бесконечным терпением и стойкостью. Но не только нравственные основы характера Мусы складывались под ее воздействием.

С шести лет Муса пошел учиться в сельский мектеб, где за год овладел азами грамоты и вызубрил наизусть несколько сур из Корана. В Оренбурге Мустафе Залилову удалось устроить сына в медресе — «Хусаиния» – мусульманское учебное заведение типа духовной семинарии.

Ученик. Чтение стихотворения «Мать».

Учитель. Мы видим из этого стихотворения, какой тяжелой жизнью жила его мать, которая рано умерла и оставила мальчика сиротой.

2-й ученик. В 1921 году в Оренбуржье пришла жестокая засуха и голод. На глазах Мусы умерли от голода два его братишки. Чтобы не быть семье в тягость, Муса уходит в город и вливается в толпы голодной беспризорной детворы, наводнившей в то страшное лето Оренбург. В эти месяцы он «ел что попало, ночевал, где придется».

Ученик. Чтение стихотворение «Сирота».

Учитель. Эти стихи автобиографичные, это поэт рассказывает о своей тяжелой доли в этот период.

На своем пути к зрелости    и мастерству Муса Джалиль прошел несколько этапов:

Ранний (1918 – 1923 гг.)

Путь к зрелости (1924 – 1932 гг.)

Довоенный (1933 – 1940 гг.)

Поэзия периода Великой Отечественной войны (1941 – 1943 гг.)

Муса Джалиль очень любил свою жену Амину и дочку Чулпан и посвятил им очень многие стихи, где выражает свою любовь им.

Ученик. Чтение стихотворения «Моей дочери Чулпан».

3-й ученик. 23 июня 1941 года, на второй день войны, Джалиль отнес заявление в военкомат с просьбой направить его на фронт, а 13 июля он уже надел военную форму, но продолжал писать. (Инсценирование стихотворения «Красная ромашка».)

4-й ученик. Некоторое время от Мусы Джалиля приходили письма, а с июля 1942 года все связи с ним прервались. Наконец пришло уведомление, что он пропал без вести.  В конце июня 1942 года при попытке прорвать кольцо окружения тяжело раненный, оглушенный взрывной волной попал в плен.

Ученик. Чтение стихотворения «Воля».

5-й ученик. Но в плену Джалиль создал подпольную группу, которая печатала антифашистские листовки. В августе 1943 года гитлеровцы напали на след подпольной группы. Муса Джалиль, и его товарищи были арестованы. Начались дни и ночи допросов, пыток. Гестаповцы сломали ему руку, отбили почки. Тело было исполосовано электрическим шнуром и резиновым шлангом. Раздробленные пальцы распухли и почти не гнулись. Но поэт не сдавался. Он и в тюрьме продолжал схватку с фашизмом теперь уже оружием песни.

Ученик. Чтение стихотворения «Последняя песня».

6-й ученик. В Моабитской тюрьме Джалиль продолжал писать свои стихи. Об ужасах неволи написано немало. Одним из таких неповторимых, обжигающих своей подлинностью документов истории являются и «Моабитские тетради» Мусы Джалиля.

Муса Джалиль погиб в тюрьме замученный фашистами. Посмертно ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Учитель. Все дальше уходят в прошлое события Великой Отечественной войны. Выросло уже новое поколение, знакомое уже с минувшей войной лишь по фильмам и книгам. Но подвиг советского народа живет. И Джалиль навечно с нами. Его имя носят улицы, театры, клубы, пароходы. Его именем назван город в нефтяных районах Татарии и центральный проспект в Набережных Челнах и одна из высочайших вершин в Антарктиде.

Ответы на вопросы

– Что нового вы узнали сегодня о Мусе Джалиле?

– Можно ли назвать поэта патриотом своей страны? Почему?

– Какие чувства пробуждают стихи поэта?

Учитель. Ребята! Я надеюсь, что у вас появиться желание прочитать и другие стихи Мусы Джалиля, которые помогут вам стать лучше, чище душой, пробудят любовь к Отчизне.