«Творческая мастерская» как одна из форм работы с детьми в детском саду
№ 120
Эльвира Рахимова,
воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №393 г.Казани
Лилия Салимова,
воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №393 г.Казани
ФГОС ДО направлен на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности.
Одна из главных задач воспитания, которую ставит перед собой воспитатель – социализация воспитанников. От того, насколько успешно будет решена задача социализации, зависит эффективность самореализации детей в школе и в дальнейшей жизни.
Находкой в нашей работе стала работа «Творческой мастерской», которая была основана на технологии клубного часа.
«Творческая мастерская» — одна из современных форм образовательной деятельности, которая очень привлекает детей. Ведь дети любят все яркое, необычное, им нравится лепить, рисовать, вырезать, наклеивать, экспериментировать, конструировать, познавать что- то новое.
Целью работы «Творческой мастерской» является сохранение в ребенке творческого начала, оказании помощи в реализации его возможностей, способствовании развитию самостоятельности и креативной, инициативной личности.
«Творческая мастерская » направлена на решение следующих задач:
- Ø — Расширить представления воспитанников о творческой деятельности
- Ø — Формирование заинтересованного отношения к процессу и результату совместной деятельности
- Ø — Развивать интерес к самостоятельной творческой деятельности, удовлетворение потребности детей в самовыражении.
- Ø -Стимулировать речевую активность детей через свободное общение с взрослыми и детьми; поощрение дошкольников к обсуждению своей деятельности.
- Ø — Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности, наравне со всеми, стремиться быть полезными окружающим, радоваться результатам своего и коллективного труда.
- Ø — Приобретение собственного жизненного опыта переживания необходимые для самоопределения и саморегуляции.
Работа в творческой мастерской строится следующим образом.
- 1. Выбор темы «Творческой мастерской», даты проведения.
В последнюю пятницу каждого месяца мы проводим мастер классы, предварительно обсудив их тематику. Длительность мастер класса не менее 1 часа. При разработке тем мы учитываем желание детей, их родителей и самих педагогов. (Например, в ноябре это День матери, в декабре — Новый год, в феврале День защитника отечества). Назначаются ответственные в проведении мастер классов, педагоги выбирают различные виды деятельности (коммуникативная, познавательно-исследовательская, игровая, двигательная, музыкальная, изобразительная), обсуждают какие группы будут участвовать, правила поведения детей во время мероприятия и организационные моменты.
- 2. Предварительная работа с детьми
Воспитатели групп обеспечивают воспитанников бейджиками с указанием имени ребенка. С детьми обсуждаются правила поведения, проводится беседа о предстоящих мастер классах. Затем детям предоставляются отрывные объявления, заранее приготовленные руководителями, на которых написаны названия мастер классов. Они разного цвета, дети сами выбирают куда пойти.
Особенность «Мастерской» в том, что дети сами решают, участвовать им сегодня или нет, ведь творчество не может существовать под давлением и насилием, оно должно быть свободным, ярким и неповторимым.
Накануне мастер класса, педагоги указывают стрелками соответствующего цвета направление движения к кабинетам, где будут проходить мастер классы. Таким образом, у детей появляется дополнительный интерес, так как самостоятельно по цвету они находят нужный кабинет. Дети передвигаются сами. Начало обговаривается обычно в 9.00
- 3. Мастер класс
На мастер-классах дети не просто занимаются творчеством, а и развиваются.
Работа в творческой мастерской осуществляется по следующим видам деятельности:
- — художественная мастерская
- — театральная
- -мастерская игр и игрушек
- — кулинарная мастерская
- — музыкальная
- -познавательная
Сам же мастер- класс проходит по плану:
1) Знакомство с темой (рассматривание презентации, рассказы, беседы, игры)
2) Интересные факты
3) Изготовление поделки, игрушки, блюда.
4) Итог (может быть разным: подарить открытку, сделать игрушку, проиграть с ней, угостить приготовленным блюдом и т.д.
- 4. Подведение итогов
После завершения мастер класса, все дети-участники возвра-щаются в свои группы, где они делятся друг другом своими впечатлениями.
После проведения каждого мероприятия педагоги обмениваются мнениями о том, что делали дети, добились ли тех задач, которые ставили перед собой, на что обратить внимание в следующий раз.
Вывод:
Благодаря « Творческой мастерской» развивается интерес к творческой деятельности, желание участвовать в совместных творческих проектах. Дети свободно передвигаются по детскому саду, самостоятельно выбирают себе занятия, да и смена привычных педагогов делают форму работы очень интересной, что способствует расширению социализации детей.
И в завершении хочется вспомнить слова В.Сухомлинского: «Дети должны жить в мире красоты, игры сказки, музыки, фантазии, творчества». Все это возможно, организуя такую форму работы, как мастерская.