Трудности в общении воспитателей и детей и их преодоление

№ 148

Лиана ФАЙЗРАХМАНОВА,

воспитатель Iквалификационной категории детского сада № 134 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения г. Казани

Гульназ ХАБИБРАХМАНОВА,

воспитательдетского сада № 134 комбинированного вида с татарским языком воспитания и обучения г. Казани

Единственная известная мне роскошь-

это роскошь человеческого общения.

Антуан де Сент-Экзюпери

Дети дошкольного возраста, охотно вступают в контакты со взрослыми и сверстниками; они любознательны, инициативны и порой, даже слишком. Однако  встречаются и такие ребята, которым трудно наладить отношения со сверстниками, педагогами. Это отрицательно сказывается на детях. Если у ребенка плохо развиты игровые и практические умения, он не может получить интересную информацию об окружающем его мире. Это порождает в характере  безинициативность.

Отрицательные взаимодействия со сверстниками и следовательно, обиды, которые дошкольник получает от товарищей, определяют в развитии его характера такие черты, как озлобленность или замкнутость, ранимость, обидчивость.

Нередко дети, которые испытывают дискомфорт в общении со сверстниками, сближаются с близкими взрослыми, и находят в общении с ними тепло, любовь и заботу.

Возникает вопрос: как помочь таким детям?

В медицине есть понятие «симптоматическое» или «каузальное лечение».

«Симптоматическое лечение» менее эффективно и назначают тогда, когда неизвестна причина. Главным источником психологического неблагополучия детей – дисгармоничное развитие сферы общения. И задача педагога распознать, в чем содержание и характер общения не соответствует возрасту, наладить коммуникативный опыт, создать эмоционально-положительный фундамент. Это будет каузальное лечение, то есть лечение отклонений в психическом развитии, коррекция, развитие адаптивных навыков.

Согласно исследованиям (М.И. Лисиной) в дошкольном возрасте общение детей со взрослыми развивается и проходит три этапа: в 2-3 года оно базируется на таких контактах, как игрушки: дать или забрать, открыть или завести, сложить или разобрать. Общение этого рода удовлетворяет детские потребности в сотрудничестве, в совместной деятельности со взрослыми (это первый этап).

Можно выделить принципы работы:

1.поэтапность продвижения к новой информации. Вначале  следует вызвать интерес к познавательной информации, углубить интерес, а затем уже развивать формы общения.

2. поддержание эмоционального комфорта при общении. Основной труд ложится на педагога. Он с одной стороны открыто, доброжелательно относится к ребенку, подавляя в себе нетерпение, раздражение, а с другой устанавливает равноправие,  взаимоотношение, то есть не подавляет своего партнера, безбрежным морем информации, своими знаниями, то есть необходимо поддерживать познавательный интерес и таким образом появляется у ребенка интерес к новым знаниям, к человеку, побуждаемый общением – основа нравственного развития.

Говоря о трудностях в общении в психологии выделяют следующие проблемы, возникающие при общении.

Угроза и запугивание, уничтожают сердечность, близость, открытие и честные взаимоотношения.

—  Гнев и ругань, окружающие люди испытывают состояние подавленности или хронического раздражения.

—  Использование знаний о слабых сторонах человека – порочное поведение.

—  Постоянное напоминание о старых грехах. Бесполезное занятие, если только оно прямым образом не связаны с темой вашего разговора.

—  Попытка уйти от неприятной темы, прерывая диалог и удаляясь из комнаты, игнорируя обращенные к вам слова, сбивая с толку собеседника или давая показательный обет молчания, обычно раздражают и оскорбляют людей.

—  Непрерывное молчание вызывает протест и досаду.

—  Негативные ярлыки (ничтожный, ленивый и т.д.) и личные оскорбления порождают обиду и негодование.

—  Прямые обвинения и попытки вызвать у собеседника чувство вины порождают протест, желание ответить тем же.

—  Позиция «Я прав, а вы нет» препятствуют стремлению достигнуть компромисса.

—  Требования и ультиматумы часто приводят человека в ярость или вызывают протест.

—  Не позволяйте себе слишком часто прерывать вашего собеседника.

—  Обилие вопросов обычно раздражают людей. Излишество вопросов говорит о недостатке доверия.

Также надо упомянуть о пользе умения слушать.

Первое, надо помнить – говорящему очень важно видеть ваши глаза. В них он видит, как вы понимаете и интересен ли он вам.

Человека, умеющего слушать, отличает всегда дружеский и уважительный тон, даже если он не согласен с собеседником.

Например: психологи часто используют умение слушать, чтобы помочь людям свои ощущения и упорядочить мысли.

Давать советы необходимо тогда, когда вы выслушали до конца своего собеседника. Говоря об общении необходимо затронуть тему культуры речевого общения дошкольников.

Актуальность этой проблемы в наше время, определяется тем, что современный ребенок испытывает сильную психологическую нагрузку, так как число его контактов с миром взрослых и сверстников увеличивается. Проблемы формирования культуры общения изучается в основном с точки зрения психологии и лингвистики (М.И. Лисиной, А.А. Леонтьева).

В процессе общения детей друг с другом и со взрослыми нередко наблюдаются конфликтные ситуации, определяемые авторитарным стилем поведения детей, их непониманием, какие слова найти…

Контакт воспитателя предполагает общение с ребенком. Поэтому выделяют модели взаимодействия воспитателя с ребенком.

Модель «невмешательства» в жизнь ребенка.

Цель общения выражается словами: «Я хочу, чтобы меня оставили в покое»; «Ничего, сам справится!»

— способы общения: реагирование на происходящее уходом, холодное наблюдение, раздраженное неприятие;

Эта  модель общения ведет к разрыву эмоциональных связей взрослых с ребенком, появляется холодность в общении и к людям в дальнейшем у ребенка.

Учебно-дисциплинарная модель общения — это отпечаток командно-административной системы.

Цель общения: вооружить ребенка знаниями, умениями, навыками, «делай, как я».

— способы общения: наставление, разъяснение, запрет, угроза, наказание, нотация, окрик;

Альтернативу этим моделям составляет  личностно-ориентированная модель взаимодействия взрослого с ребенком.

Цель общения: обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, формирование начала личности, развивать его индивидуальность, осуществлять не «программирование», а прогнозирование и содействие развитию личности.

— способы общения: понимание, признание и принятие личности ребенка;

Таким образом наиболее современным является личностно-ориентированная модель взаимодействия с детьми. Это «не рядом и не над, а вместе».

В ДОУ понимают необходимость формирования речевого общения, но сущность не сформирована.

По результатам анкет было выяснено, что родители испытывают трудности в общении с детьми; основные причины в следующем:

  1. Родители занимаются проблемами быта и материального благополучия семьи и мало внимания уделяют детям, общению с ними.
  2. Дети дома больше всего «общаются» с телевизором, с компьютером, с техникой.
  3. Родители сами не владеют правилами речевого этикета.
  4. Родители нередко в присутствии детей занимают позицию, принимая решения, противоположные решениям воспитания, не соглашаясь с его замечаниями в адрес ребенка.

Все это говорит о необходимости педагогических знаний родителей по проблеме формирования речевого этикета.

Можно выделить следующие направленияформирования культуры общения у дошкольников:

1. Воспитание основы культуры общения, то есть доброжелательности по отношению к людям.

2. Ознакомление детей с правилами и нормами речевого этикета.

3. Использование самого процесса общения, как важнейшего воспитательного  фактора.

4. Повышение воспитательной активности родителей и культуры их общения в семье.