Традиции на все времена

№ 109

(Проект по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с традициями  родного края  через ознакомление с искусством вышивания)

Светлана ИЛЮХИНА,

учитель-логопед детского сада  присмотра и оздоровления № 6 «Звездочка» города Азнакаево Азнакаевского района

Алсу АХМАТГАРАЕВА,

воспитатель детского сада  присмотра и оздоровления № 6 «Звездочка» города Азнакаево Азнакаевского района

Лилия ХАФИЗОВА,

воспитатель  детского сада  присмотра и оздоровления № 6 «Звездочка» города Азнакаево Азнакаевского района

Актуальность проекта:

Эйлис Росси сказал: «То, что забыли сыновья, стараются вспомнить внуки».

Современный мир – это  эпоха научно-технического прогресса, эпоха глобальных перемен, в то же время – это интересное и сложное время, когда человек  на многое начинает смотреть по-иному, многое открывает заново и переоценивает.  В первую очередь это относится к прошлому всего человечества,  которое человек  знает, к сожалению,  очень поверхностно. Чем жили наши предки, что их интересовало, заботило, радовало и тревожило? Чем они занимались, где трудились, какие были у них мечты, какие пели песни и читали стихи? Ответить на эти вопросы сегодня – это значит восстановить связь времен, вернуть утерянные ценности. Любая нация достигнет процветания только тогда, когда духовно будет богата, когда сохранятся традиции народа и  принципы преемственности

Актуальный  вопрос современности – это приобщение новых поколений к национальной культуре, потому что каждый народ  хранит исторически сформировавшиеся традиции  и стремится перенести их в будущее, чтобы не утратить свою самобытность. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ни что так не объединяет народ, как традиции. Они содействуют восстановлению  наследия, это может быть спасительным для человечества.

Поэтому так важно уже с младенчества знакомить детей с малой Родиной, рассказывать им о культуре, традициях родного края, воспитывать чувство гордости за свой народ.

Название проекта: Традиции на все времена

Цель: Формирование представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях через ознакомление с искусством вышивания.

Задачи:

Формирование элементарных представлений о видах и жанрах искусства родного края.

Ознакомление с трудом мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Обучение основным видам вышивания.
Воспитание желания и умения взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Участники проекта:

воспитатели, родители и дети подготовительной к школе логопедической группы № 12.

Срок реализации проекта: октябрь 2017 года — февраль 2018 года.

Этапы реализации проекта:

1.Подготовительный.

— определение уровня знаний детей об искусстве вышивания;

— анкетирование родителей;

— определение целей и задач проекта, стратегий и механизмов ведения проекта.

2.Основной.

Взаимодействие с детьми:

— ознакомление с искусством вышивания через художественную литературу, слайды, рисунки, картины, образцы художественной вышивки;

— беседы;

— дидактические игры;

— подвижные игры;

— непосредственное вышивание в свободное от занятий время;

Взаимодействие с родителями:

— выполнение домашнего задания по основным видам вышивания;

— конкурс «Самая лучшая салфетка» среди совместных работ детей о родителей.

3.Заключительный.

конкурсы «Салфетка для мамы», «Салфетка для папы».

Система мероприятий по реализации проекта:

месяц Вид деятельности Название
октябрь Беседа «Путешествие во времени: иголка, ткань, шитье».

Техника безопасности при работе с иголкой.

Анкетирование родителей «Семейные традиции»
Загадки По теме
Определение цели и задач проекта, стратегий и механизмов ведения проекта По теме
Подбор  литературы По теме
ноябрь Чтение Журналы «Вышивка детям», «Волшебница. Вышивка крестом», «Вышиванка», «Вышивка для души».
Рисование Узоры для художественной вышивки:

«Цветы в живописи»

«Ретро —  открытки»

«Сказочная фантастика»

Просмотр документальных фильмов «Истории вышивки»;

«Вышивка крестом: процессы и готовые работы»;

«Вышитые древности»;

«Народные промыслы – Вышивка»;

«Ремесла – искусство вышивки».

Дидактическая игра «Найди пару»

«Выложи по образцу»

«Что неправильно?»

декабрь Чтение художественной литературы Пословицы и поговорки про рукоделие;

А.Н.Афанасьев «Хрустальная игла»;

Русская народная сказка «Царевна-лягушка».

Рисование Узоры для художественной вышивки:

«Украшение блюд»

«Цветы для сада»

Открытки с Рождеством, с праздником Навруз, Масленницей

Просмотр мультфильма «Золушка» по мотивам сказки Ш.Перро.
Аппликация «Зимний ковер»

«Снежные зарисовки»

«Ветка рябины»

«Ваза с фруктами»

январь Чтение художественной литературы Г.Х.Андерсен «Штопальная игла»;

С.В.Кузнецова «Мастерим с детьми»;

В.А.Тропинин «Золотошвейка»

Аппликация  «Праздничный хоровод»

«Сказочная птица»

«Зимние зарисовки»

«Сказочный дворец»

Дидактическая игра «Выложи дорожку из квадратов»

«Найди такую же фигуру»

Просмотр мультфильма «Спящая красавица» по мотивам сказки  Ш.Перро.
февраль Конкурсы «Салфетка для мамы»,

«Салфетка для папы».

 

 

Ожидаемые результаты:

У детей расширились представления о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях через ознакомление с искусством вышивания, представления о родном крае. Дети познакомились с элементарными видами и жанрами искусства. Детям удалось почувствовать красоту и выразительность традиций нашего народа. У детей закрепились умения передавать свое отношение к народным традициям. Обучились основным видам вышивания. Появилось  желание и умение взаимодействовать со сверстниками при создании коллективных работ.

Развились такие  психические процессы, как внимание, память, восприятие, мышление. Удалось воспитывать чувство патриотизма, чувство гордости за свою Республику Татарстан.