Тема Родины в стихотворении Г.Тукая «Родная деревня»

(Урок по татарской литературе в 6 классе)

Гюзель ГЕЛОВАНИ, Чулпан МУХАМЕТШИНА,

учителя татарского языка и литературы высшей квалификационной категории гимназии № 8 – Центра образования Советского района г. Казани  

Цель: способствовать формированию представлений о Г.Тукае как выдающемся татарском поэте, создать условия для ознакомления с фактами из биографии поэта, показать богатство и своеобразие художественного мира поэта.

Задачи:

– уметь определять тему и основную мысль прочитанного произведения, находить выразительные средства языка;

– развивать навык выразительного чтения;

– воспитывать любовь к Родине, к родному краю, прививать интерес к творчеству поэтов и писателей Татарстана.

Предварительная  работа:

– внеклассное чтение автобиографического очерка Г.Тукая «Что я помню о себе»;

– самостоятельная подготовка учащимися сообщений и презентаций по темам «Тукай в изобразительном искусстве», «Тукай и музыка», «Государственная премия имени Г.Тукая», «Как увековечено имя Г.Тукая?»

(Звучит песня «С чего начинается Родина?»  (муз. В.Баснера, сл. М.Матусовского.)

Учитель. Ребята! Сегодня урок литературы мы начали с замечательной песни «С чего начинается Родина?». А что означает слово родина? Дайте, пожалуйста, его лексическое значение. (Родина – это место, где родился человек, откуда произошли его предки и корни, а также страна, в которой он родился и к судьбе  которой ощущает свою духовную сопричастность.)

– Слышали ли вы когда-нибудь выражение малая родина? (Малая родина – местность, где человек родился.)

– Как вы думаете, почему писатели, поэты, композиторы посвящают свои произведения своей малой родине? (Человек здесь родился, здесь его родители и друзья. Красота родной природы  ни с чем не сравнится. Где бы ты ни жил, тебя всегда будет манить край, где прошло твое детство.)

– Вы уже догадались, чему посвящено произведение, которое мы будем сегодня читать? (Малой родине.)

– Совершенно верно. Лирическое стихотворение «Родная деревня» написал великий татарский поэт Габдулла Тукай в 1909 году. Что вы знаете о Тукае (по автобиографическому  очерку)?

– Какие произведения Тукая вы читали?

– Какие интересные факты, связанные с именем поэта можете рассказать? (Ученики рассказывают материал, подготовленный дома. Презентации.)

  1. Тукай в изобразительном искусстве.

– Г.Тукаю и его творчеству посвящено множество картин и скульптур. Одним из самых первых живописных обращений к Тукаю стал портрет «Маленький Тукай» Х.Казакова, написанный в 1948 году. Малыш, сидящий на татарском коврике и смотрящий в мир ясными глазами, вызывает у нас чувство нежности и печали.

– Это портрет кисти Е.Симбирина. Четкость и ясность рисунка, энергичность объемов, контрасты цвета создают запоминающийся характер.

– В триптихе Х.Якупова «Памяти Габдуллы Тукая» звучит иная лирическая интонация, гармонично перекликающаяся с осенним пейзажем.

– В 1950-е годы скульптура в Татарстане переживает период расцвета. Непревзойденным стал портрет Тукая, выполненный Б.Урманче в мраморе. Это – одновременно и светлый, и трагический образ.

– Произведения Г.Тукая послужили источником вдохновения и написания множества произведений. В Казанском метрополитене есть станция, украшенная мозаичными панно с сюжетами сказок Г.Тукая. Станция «Габдуллы Тукая» производит неизгладимое впечатление. Всего 22 панно, которые выложены из итальянской смальты. Из маленьких разноцветных плиточек собраны изображения Шурале, Алтынчеч, скачущих коней. Каждый, кто читал сказки Тукая, узнает любимых с детства героев.

2 Тукай и музыка.

– Музыка сопровождала поэта с раннего детства и до последних дней его жизни. Она была для него и радостью, и печалью, и советчиком в творчестве. По воспоминаниям современников, маленький Габдулла пел татарские песни уже в шестилетнем возрасте.  А уже в девяти-десятилетнем возрасте говорил своей сестре: «Тетюшка, нет ни одной песни, которую бы я не знал». Он создал свои высокохудожественные произведения на мелодию таких народных песен, как «Зиляйлюк», «Аллюки», «Тафтиляу» и др. Богатое и разнообразное творчество поэта в дальнейшем явилось источником для создания различных по жанру музыкальных произведений. Первое музыкальное произведение, связанное с именем Тукая, является «Марш Тукая» З.Яруллина. Поэма «Шурале» вдохновила Ф.Яруллина на создание балета «Шурале».

– В жанре вокально-симфонической музыки заметное место занимает поэма А.Монасыпова «В ритме Тукая». И.Якубов написал кантату для детей «Веселые страницы». Композитор использует десять произведений Тукая: «Колыбельная», «Непонятливый ученик», «Игривый котенок», «Пара лошадей» и другие. Каждый эпизод этой кантаты представляет собой маленькую сцену из жизни ребенка.

  1. Премия имени Г.Тукая.

Существует государственная премия республики Татарстан имени Г.Тукая. Она была учреждена 8 апреля 1958 года. Это главная  награда нашей республики в области культуры и искусства. Она ежегодно вручается писателям, поэтам, художникам, композиторам в день рождения Тукая – 26 апреля. В разные годы премией им. Тукая были награждены Ф.Яруллин за балет «Шурале», Н.Жиганов за оперу «Джалиль», А.Файзи за роман «Тукай», А.Абсалямов за роман «Огонь неугасимый», М.Музафаров за симфонические поэмы «Тукай» и «Мулланур Вахитов», Б.Урманче за серию поэтов деятелей культуры Татарии и др. 26 апреля 2023 года глава Татарстана Рустам Минниханов вручил премию имени Г.Тукая  поэту Шавкату Сибгатуллину, художнику Наиле Кумысниковой и архитектору Фирдавису Ханову. Церемония прошла в театре оперы и балета имени М.Джалиля. Государственная премия Республики Татарстан имени Г.Тукая присуждается за значительный вклад в развитие отечественной и национальной культуры  произведения литературы и искусства (изобразительного, музыкального, театрального).

Учитель. А теперь интересный факт о поэте от меня. Одно из солидных изданий произведений Г. Тукая увидело свет даже в тяжелые годы  Великой Отечественной войны (1943 г.). Стихи Тукая вместе с отважными воинами, сыновьями Татарстана, сражались с гитлеровскими захватчиками и под Москвой, и на Курской дуге, и при штурме Берлина. Как вы думаете, почему даже в такое трудное время издавались стихи Тукая? (Произведения Тукая напоминали солдатам о родных и близких, о родном языке, о родной земле и мотивировали их бороться с врагом.)

  1. Как увековечено имя Г.Тукая?

В столице Татарстана Казани в честь Габдуллы Тукая  названы улица, центральная площадь города, Татарская государственная филармония, станция метро. В Казани несколько памятников великому поэту: в сквере Тукая, на Театральной улице у театра оперы и балета и на могиле поэта на старом татарском кладбище. В 1986 году к 100-летию со дня рождения поэта был открыт литературный музей. Он расположен в одном из красивейших зданий – в двухэтажном особняке конца XIX века.

В честь Тукая названы улицы не только в Татарстане. В городе Уральске есть улица, названная в честь великого татарского поэта, и поставлен ему памятник. В Санкт-Петербурге на Зверинской улице неподалеку от бывшей татарской слободы тоже установлен памятник Г.Тукаю. Улицы, названные в честь поэта, есть в Уфе и Челябинске. 2011 год был объявлен Годом Габдуллы Тукая в Республике Татарстан. Эту инициативу поддержали и в ЮНЕСКО.

– Габдулла Тукай свои произведения писал на татарском языке. Давайте послушаем стихотворение «Родная деревня» на родном языке поэта. (Просмотр видеозаписи, где звучит стихотворение в исполнении татарского артиста.)

– На русский язык стихотворение «Родная деревня» перевела поэтесса, переводчица, наша землячка Вероника Тушнова. Давайте мы его прочитатаем (учебник: Литература. 6 класс. – М.: Просвещение». 2022, – С. 162 – 163).

– Какие слова вам  не совсем понятны?

Словарная работа (презентация):

подать рукой – близко

отрадно – радостно

вдохнул душу – оживил

Коран – священное писание мусульман

пророк – человек, избранный Богом для передачи откровения и писания

беспечный – беззаботный

соха – сельскохозяйственное орудие для вспашки земли

Повторное.чтение стихотворения

– О чем это стихотворение? (О любви к родной деревне, о любви к малой родине.)

– Какое чувство испытывает герой? (Тоску.)

– Чему учит? (Учит любви к Родине, учит знать свои корни, беречь свой родной язык, быть патриотом своей страны.)

– Ребята, давайте рассмотрим композицию произведения. (В презентации: композиция: 4 строфы, 16 строк. 3 части: описание родной деревни; перечисление того, чему научился, когда жил в деревне; взгляд в будущее.)

Определите размер стихотворения и способ рифмовки. (В презентации: стихотворный размер: хорей. Способ рифмовки: парный.)

Какие выразительные средства языка нам встретились в стихотворении? (Эпитеты: на горке некрутой, с водой студеной, тяжелый путь, беспечные забавы, жизнь длинна; метафоры: подать рукой, вдохнул душу, люблю душой и телом; олицетворение: дорога ждет; гипербола: памятны навеки.)

 Работа над выразительным чтением.

Учитель.  Давайте посмотрим, как вы усвоили материал урока.

Решение теста (в презентации).

  1. В каком году написано стихотворение «Родная деревня?

а) 1905; б) 1907; в) 1908; г) 1909.

  1. Как называется деревня, в которой прошли детские годы поэта?

а) Кырлай; б) Кушлауч; в) Уразаево; г) Зубаирово.

  1. Какова центральная тема стихотворения?

а) любовь к народу; б) описание природы; в) продвижение национальной идеи; г) любовь к малой родине.

  1. Какое чувство испытывал герой?

а) радость; б) тоска; в) счастье; г) удивление.

  1. Определите жанр произведения.

а) эпос; б) баллада; в) поэма; г) лирическая поэзия.

  1. Какой стихотворный размер соответствует произведению?

а) хорей; б) дактиль; в) ямб; г) амфибрахий.

  1. Определите способ рифмовки.

а) опоясывающий; б) перекрестный; в) парный.

  1. «Вдохнул душу» – это: …

а) метафора; б) эпитет; в) олицетворение; г) сравнительный оборот.

Ответы: 1-г; 2-а; 3-г; 4-б; 5-г; 6-в; 7-в; 8-а.

Учитель. Ребята, вам стихотворение Габдуллы Тукая понравилось? Как вы думаете, чему оно нас учит? (Любить свою родную землю, свой родной язык, защищать Родину, отстаивать ее свободу и интересы, а значит быть патриотом своей страны.)