Татарстан – Родина моя

№ 142

(Внеклассное мероприятие по истории)

Алсу ХУСНУЛЛИНА,

учитель истории и обществознания Бурнашевской средней школы Апастовского района

Цели:

– уточнить и расширить знания о родном крае;

– познакомить с государственной символикой Татарстана;

– воспитывать любовь к своей стране, гражданскую ответственность, чувства патриотизма и гордости за свою Родину.

Оборудование: изображения герба РТ, песня «Туган як», Кинофильм о Татарстане «We can» (фильм о Республике Татарстан.htm), гимн Татарстана.

Ход мероприятия

I. Организационный момент

Учитель. Говорят, что нельзя считать культурным того человека, который не знает истории своей Родины, своего народа.

Гордиться славою своих предков не только можно, но и должно; не уважать – есть постыдное малодушие.

II. Основная часть

(Звучит песня «Туган як» (из  репертуара Васили Фаттаховой.)

Учитель. Как называется страна, в которой мы живём? (Россия)

– Как еще мы можем назвать Россию? (Родина, Отчизна, Отечество)

– А что мы Родиной зовем? (Звучит аудиозапись.)

Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой живем,

И березки, вдоль которых

Вместе дружно мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Поле с тонким колоском,

Наши праздники и песни,

Теплый вечер под окном.

Что мы Родиной зовем?

Все, что в сердце бережем,

И под небом синим-синим

Флаг России над Кремлем.

ы5рц

Учитель. В большой стране у каждого человека есть свой маленький уголок – город, улица, дом, где он родился. Это его маленькая Родина. Наша Родина – Республика Татарстан – на карте занимает не так уж много места. Но по богатству природы и по красоте пейзажей она может поспорить со многими государствами Европы.

У каждого государства есть три обязательных символа. По ним всегда можно узнать, о какой стране идет речь, поэтому вы их должны хорошо отличать.

– Какие государственные символы вы знаете? (Флаг, герб, гимн)

(Дети рассказывают о символике Татарстана.)

1-й учащийся. Для символа герба РТ предлагались и башня Сююмбеке Казанского Кремля, и крылатый змей Зилант, и крылатый конь, и белый волк. Но башня была построена в XVII в. и древнетюркским и булгарским символом не является, а изображение Зиланта не было распространено среди всех булгарских племен, да и дракон – недоброе мифологическое существо, способное убить взглядом все живое. К тому же он был похож на дракона, которого пронзает копьем Георгий Победоносец, изображенный на гербе Москвы.

Предложенные варианты не устраивали депутатов Верховного Совета РТ. Кандидат филологических наук, вице-президент культурного общества им. Ш.Марджани Назим Ханзафаров предложил в качестве герба Татарстана символ крылатого барса. Он буквально подарил эту идею художнику Рифу Фахрутдинову. Герб Татарстана имеет научное обоснование и древние традиции.

На государственном гербе РТ изображён крылатый белый барс на фоне красного солнца. Барс олицетворяет богатство, силу. На боку у барса круглый щит, на котором изображена астра. Щит означает защиту, а цветок – долгую жизнь. Внутри зелёного кольца вышит татарский орнамент, символизирующий красоту и плодородие нашей земли.

фр45ф

2-й учащийся. В настоящее время Татарстан становится развитым промышленным и культурным центром. Площадь республики составляет 68 тыс. кв. км. Население – около 4 млн. человек. В республике 43 административных района. Природные богатства – нефть, газ, торф, известняк. Через республику протекают четыре крупнейшие реки: Волга, Кама, Белая, Вятка.

Татарстан богат плодородными землями, лесами и реками. Но самое большое богатство республики – это её люди. В РТ проживает более 4 млн. человек, это люди разных национальностей. Большинство из них татары и русские. А также проживают в республике чуваши, украинцы, марийцы, удмурты, башкиры и представители других национальностей.

Татарстан – республика мира, согласия, дружбы и взаимопонимания.

ф43р53

Просмотр фильма (Фильм о Республике Татарстан.htm)

III. Заключительная часть

– Когда была образована наша республика? (27 мая 1920 года была образована Татарская Автономная Советская Социалистическая Республика.)

– Какую знаменательную дату будут отмечать татарстанцы в этом году? (В этом году мы празднуем 100-летие со дня образования Республики Татарстан.)

– Что нового и интересного вы узнали на классном часе? (Ответы детей.)

Учитель. Урок наш хочется закончить словами про Татарстан и гимном. (Звучит гимн Татарстана.)