Татарстан – кузница рабочих профессий

(НОД для детей старшего дошкольного возраста)

Нурия ФАРУХОВА,

старший воспитатель I квалификационной категории детского сада №146 г. Казани

Дошкольное образование является первой ступенью общего образования, что закреплено в законе «Об образовании Российской Федерации». У человека все закладывается с детства и профессиональная направленность в том числе. Раннее знакомство с различными видами человеческой деятельности (детская профориентация) имеет большое значение в социализации личности,  позволяет повысить интерес у ребёнка к своим психологическим качествам и их развитию, у него формируется эмоциональное отношение к профессиональному миру, ему предоставляется возможность использовать свои силы в доступных видах деятельности

Рассматривая профориентационную работу со старшими дошкольниками, следует подчеркнуть, что перед ними не стоит проблема выбора профессии, специфика профориентационной работы состоит в расширении представлений о мире профессий и развитии интереса к нему.

Проблема: представления о массовых профессиях своего края у детей старшего дошкольного возраста очень ограничены – работа папы и мамы, профессии воспитателя и учителя, лётчика и милиционера, повара и строителя. Даже об этих, казалось бы, очень знакомых профессиях дети знают, как правило, мало и достаточно поверхностно. А с редкими профессиями и народными промыслами своего региона дошкольники практически незнакомы.

На основе этого возникла проектная идея – создать систему мероприятий по профориентации, направленную на ознакомление с актуальными профессиями своего края.

Практическая значимость проекта состоит в том, что предложенная система мероприятий способствует расширенному ознакомлению детей с профессиями нашего края. В процессе игровой деятельности у дошкольников формируются представления о профессиях, развиваются интерес к трудовым действиям и играм с производственными сюжетами. Дети учатся быть инициативными в выборе интересующего их вида деятельности, осознают ценностное отношение к труду взрослых, проявляют самостоятельность, активность и творчество, что поможет их дальнейшей социализации.

Цель проекта: формирование ранней профориентации детей 6 – 7 лет посредством знакомства с профессиями нашего края на основе проектной деятельности.

Задачи для педагогов:

– обобщить опыт педагогической работы по данному направлению с целью его использования педагогической и родительской общественностью;

– создать в группе необходимую РППС для реализации проекта.

Задачи для детей:

– расширить у детей знания и представления о профессиях нашего края и своих родителей (место работы родителей, значимость их труда; гордость и уважение к труду своих родителей);

– расширить представления о разных видах труда, о структуре трудового процесса (цель, мотив, материал, инструменты, набор трудовых действий, результат);

– формировать умения отражать в игровой и продуктивной деятельности свои впечатления, знания;

– развивать образное и пространственное мышление, связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память;

– воспитывать осознанное отношение к ценности труда взрослых;

– побуждать детей задуматься о выборе будущей профессии.

Задачи для семей воспитанников:

– побуждать к активному участию в жизни детского сада, к совместной деятельности с детьми;

– оказывать информационную помощь при формировании у детей представлений о профессиях и труде взрослых.

Продолжительность проекта: долгосрочный (учебный год).

Тип проекта: познавательно-информационный.

Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели, родители.

Ожидаемые результаты:

Сформированные представления детей о профессиях и труде взрослых нашего края;

– осознание общественной значимости различных профессий, их важность и необходимость;

– формирование чувства признательности и уважения к труду взрослых;

– сплочение детско-родительского коллектива, повышение активности семей воспитанников в жизни детей и детского сада;

– повышение уровня профессионального мастерства, обобщение педагогического опыта работы по данному направлению.

Этапы и сроки  реализации проекта.

Этапы реализации Направления деятельности Сроки реализации
I.

Подготовительный

Изучение педагогической и методической литературы по проблеме раннего профессионального ориентирования детей 6 – 7 лет, литературы по созданию в групповом помещении РППС для трудового воспитания старших дошкольников.

Разработка проекта «Татарстан – кузница рабочих профессий».

Составление календарно-тематического плана  «Путеводитель по Республике Татарстан в поиске интересных профессий».

Анализ научно-методических исследований по проблеме ранней профессиональной ориентации детей дошкольного возраста, выявление проблем, ммониторинг по профориентации дошкольников.

Проведение родительского собрания с целью информирования и привлечения родителей к участию в проекте.

Создание в групповом помещении предметно-развивающих зон по раннему профориентированию дошкольников старшего возраста.

 Сентябрь
II.

Практический

Апробирование методов и форм (обновление содержания) ознакомления дошкольников с профессиональным трудом взрослых

Вовлечение в совместную образовательную деятельность всех участников образовательных отношений.

Октябрь – апрель
III.

Заключительный

Мониторинг влияния созданных методических, организационно-педагогических условий, предметно-игровой среды на формирование у детей дошкольного возраста первичных представлений о мире профессий и интереса к профессионально-трудовой деятельности, их роли в обществе и жизни каждого человека, положительного отношения к разным видам труда.

Обобщение опыта работы педагогов по использованию в профессиональной деятельности направлений, связанных с формированием у детей дошкольного возраста представлений о труде взрослых через организацию различных видов детской деятельности.

Создание методической копилки «Профессии» (проект, лэпбуки, консультации, конспекты НОД, картотеки и т.д.)

Май

 

Методы обучения:

словесные: объяснение, беседы с использованием игровых персонажей и наглядности, чтение детской художественной литературы;

наглядные: показ, иллюстрации;

практические: экспериментирование с разными материалами, опыт хозяйственно-бытового труда;

игровые: дидактические игры, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации.

Формы работы: тематические презентации, виртуальные экскурсии, встречи с представителями разных профессий, беседы, наблюдения, чтение художественной литературы, дидактические, сюжетно-ролевые игры, сбор фото и печатных информационных материалов, рассматривание иллюстраций и сюжетных картин, просмотр обучающих видеороликов, мультфильмов, игровой прием-синквейн.

Модель организации совместной деятельности с детьми в образовательном процессе

Проект осуществляется за счет времени, отведенного на реализацию вариативной части Основной образовательной программы ДОУ, в режимные моменты. Организация совместной деятельности осуществляется во вторую половину дня два раза в месяц.

Проект реализуется путем проведения конкурсов,  виртуальных экскурсий, игр в режимных моментах в течение дня через совместную с педагогом и самостоятельную деятельность детей. Также задачи по ранней профориентации частично решаются в рамках образовательной деятельности по формированию целостной картины мира и по безопасности.

Календарно-тематический план

«Путеводитель по Республике Татарстан в поиске интересных профессий»

Дата Мероприятия с детьми
Остановка – Азнакаево. Поселок Актюбинск

мастерская «Актюбинские игрушки»

Сентябрь Профессии:

скульптор

Рассматривание изделий из глины

Рассматривание иллюстраций с изображением актюбинских игрушек

Презентация «Как изготавливают глиняные игрушки»

Беседа «Картины и скульптуры»

Игровое упражнение «Глиняная мастерская»

Этюд «Скульптор и глина»

Театрализованная игра «Живая скульптура»

Лепка из глины «Актюбинские игрушки»

художник

Презентация «Какие бывают художники»

Загадки по теме

Дидактические игры «Подбери цвет», «Собери картинку», «Художник и его помощники»

Рисование «Актюбинские игрушки» (роспись фигурки)

П/и «Кто быстрее», «Найди свой цвет»

  Остановка – Альметьевск

НГДУ «Альметьевнефть»

Октябрь Профессии:

геолог

Рассматривание коллекций полезных ископаемых и минералов

Презентация «Профессия геолог»

Просмотр мультфильма о полезных ископаемых

Познавательно-исследовательская деятельность «Выращивание кристаллов»

Дидактические игры «Что нужно геологу», пазлы «Нефтяники»

Прослушивание песни «О геологах», музыка Н.Пахмутовой

П/и с мячом «Профессии»

Квест «Поиск минералов»

бурильщик и оператор по добычи нефти и газа

Презентация профессии «Бурильщик глубоких скважин»;
Беседы «Долгая дорога к нефти», «Кто такие нефтяники?», «Пагубное влияние разлива нефти на живые организмы»

Д/и «Что сделано из нефти», «Мы внимательнее всех»;
Познавательно-исследовательская деятельность «Свойства нефти»;

Беседа-размышление «Нефть в нашей жизни»

ЧХЛ по теме

Подвижная игра «Из чего?»

Сюжетно-ролевая игра «Нефтяники»

Остановка – Чистополь

Чистопольский часовой завод «Восток»

Ноябрь Профессия: часовщик

Виртуальная экскурсия на часовой завод «Восток»

Рассматривание иллюстраций «Самые известные часы»

Презентация «История часов»

Пословицы и поговорки о часах

Загадки по теме «Часы»

Дидактические игры «Определи время», «Узнай предмет по фрагменту»;

Домино «Разные часы»

Познавательно-исследовательская деятельность «Солнечные часы»

ЧХЛ: «Сказка о потерянном времени» Е.Щварца, «Золушка» Ш. Перро

Конструирование из природных материалов «Часы»

П/и «Ходят стрелочки по кругу»

Остановка – Кукмор

Валяльно-войлочный комбинат

Декабрь Профессии:

валяльщик

Беседа «Откуда появились валенки»

Виртуальная экскурсия на «Валяльно-войлочный комбинат»

Презентация «Изготовление валенок, профессия валяльщик»

Познавательно-исследовательская деятельность «Комочек шерсти»

Дидактические игры «Подбери пару»

Пословицы и поговорки про валенки

Хоровод «Как на тоненький ледок»

Русская народная песня «Валенки»

Частушки про валенки;

Валяние из шерсти «Брошка»

Дизайнер

Презентация «Знакомство с профессией дизайнер»

Дидактические игры «Разные дизайнеры», «Отгадай одежду по описанию»

С/р игра «Дизайнер»

ЧХЛ: Павлова. «Чьи башмачки», Воронкова «Новая кукла»;

Игра «Укрась валенок»

Лепка «Русские валенки»

Остановка – Арск

ОАО «Национальная обувь»

Январь Профессии:

вышивальщица

Презентация «Профессия вышивальщица»

Рассматривание картинок «Татарская национальная одежда»

Игра-презентация «Чьи инструменты?»

Познавательно-исследовательская деятельность «Такие разные ткани»

Загадки «Помощники вышивальщицы»

Д/и «Какое по качеству»

С/р игры «Ателье», «Прачечная»

Лото «Ткани»

Рисование «Украшаем тюбетейку»

сапожник

Рассматривание картинок «Национальная обувь народов России»

Презентация «Профессия сапожника, история профессии»

Загадки по теме «Обувь»

Д/и «Найди лишнее»

ЧХЛ «Золушка» Ш.Перро, «Маленький Мук» Гауфа, «Стоптанные туфельки» Б.Гримма, «Кот в сапогах» Ш.Перро

Рисование «Обувь будущего»

Аппликация «Ичиги»

Пальчиковая гимнастика «Мастер»

Физминутка «Сапожник»

Остановка — Зеленодольск

Зеленодольская швейная фабрика

Февраль Профессия:

швея

Презентация «Профессии швея и раскройщик»

Экскурсия в кабинет швеи и в прачечную детского сада

Загадки на тему «Швейные инструменты»

Познавательно-исследовательская деятельность «Знакомство с разными видами ткани»

Д/и «Раздели вещи по сезонам», «Определи на ощупь»

С/р игры «Ателье», «Прачечная»

Лото «Ткани»

ЧХЛ: Н.Носов «Заплатка», В.Лившиц «Валины перчатки», К.Ушинский «Как рубашка в поле выросла»

Рисование «Одежда для куклы»

Аппликация из ткани «Подарок маме»

Творческая мастерская: «Пришивание пуговиц»

Хозяйственно-бытовой труд: стирка кукольной одежды

Подвижные игры «Цветные перебежки», «Иголка и нитка».

Остановка — Казань

Казанский вертолётный завод

Март-апрель Профессии:

авиаконструктор

Виртуальная экскурсия на Казанский вертолётный завод

ЧХЛ: Н.Носов «Незнайка в солнечном городе»

Д/и «Собери картинку»

Домино «Воздушный транспорт»

Познавательно-исследовательская деятельность «Летательный аппарат»

Конструирование из конструктора «Вертолёт»

Конструирование из бумаги «Самолёт»

ЧХЛ: Д.Родари «Чем пахнут ремёсла»

В.Маяковский. «Кем быть?», В.Близенкова. «Все работы хороши»

летчик-испытатель

Рассматривание иллюстраций «Воздушный транспорт»

Беседа «Профессии воздушного транспорта»

П/и «Летчики»

Презентация «История воздухоплавания»

Загадки по теме

Настольная игра «Собери картинку»

Д/и «Самолёты»

Игровое упражнение «Полет на самолете»

С/р игры «Летчики», «В аэропорту»

АО «Булочно-кондитерский комбинат»
Профессии:

пекарь, кондитер

Виртуальная экскурсия на АО «БКК»

Презентации «В кондитерской», «В пекарне»

Просмотр мультфильма «Сладкая сказка»

Беседа о пользе и вреде сладкого

Экскурсии на кухню детского сада

Д/и «Кому что нужно для работы?», «Подбери продукты для торта»

Лото «Сладости и выпечка»

С/р игры «В пекарне», «Кафе», «День рождения»

Сбор коллекции фантиков «Какая была конфета»

Рисование «Красивый тортик»

Лепка «Сладкое угощение для мамочки»

Лепка из соленого теста «Вкусное пирожное»

Выставка книг «Рецепты разных блюд»

ЧХЛ: А.Дитрих «Кто сделал хлеб?», «От зерна до каравая» В.Дацкевича, «Что такое хлеб?» И.Токмаковой

Пальчиковая игра «Пирожные»

Загадки на тему «Сладости»

АО «Нэфис Косметикс»
Профессия:

мыловар

Презентация «История возникновения мыла»

Экспериментирование «Создание мыла»

Игры с мыльными пузырями

Экскурсия в прачечную

Наблюдения за свойствами мыла в ходе проведения культурно-гигиенических процедур

ЧХЛ: К.Чуковский «Мойдодыр»

Гимнастика для глаз «Мыльные пузыри»

Д/и «Подбери цвет по запаху», «Перемешанные картинки»

Лепка «Душистое мыло»

Май Выставка рисунков «Кем я мечтаю стать, когда вырасту?»

Викторина «Путешествие в страну профессий»

 

Список литературы

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, Э.М.Дорофеевой. – Издание 5-е (инновационное), испр. и доп. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019.
  2. Сөенеч – Радость познания: региональная образовательная программа дошкольного образования / Р.К.Шаехова. – Казань: Магариф-Вакыт, 2016.
  3. Алябьева Е.А. Тематические дни и недели в детском саду: Планирование и конспекты. 3-е изд., доп. и испр. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
  4. Вострухина Т.Н., Кондрыкинская Л.А. Знакомим с окружающим миром детей 5 – 7 лет. 2-е изд., испр. и доп. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 192 с.
  5. Куцакова Л.В. Конструирование и художественный труд в детском саду: программа и конспекты занятий. 3-е изд., перераб. и дополн. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 240 с.
  6. Познавательные сказки для детей 4 – 7 лет. Методическое пособие / Сост. Л.Н.Вахрушева. – М.: ТЦ Сфера, 2016. – 80 с.
  7. Шорыгина Т.А. Беседы о профессиях. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
  8. Шорыгина Т.А. Общительные сказки. Беседы с детьми о вежливости и культуре общения. – М.: ТЦ Сфера, 2016.
  9. Шорыгина Т.А. Трудовые сказки. Беседы с детьми о труде и профессиях. – М.: ТЦ Сфера, 2016.