Татарское национальное блюдо – треугольник (эчпочмак)

(ООД по лепке в средней группе на тему)

 Лилия НИГМАТЗЯНОВА,

воспитатель детского сада № 33 города Казани

Цель. Закреплять навыки лепки из соленого теста и научить особенностям лепки из соленого теста (способу катания шара между ладонями, разминания теста пальцами, прищипывания).

Задачи. Развивать мелкую моторику, логическое мышление, эстетический вкус, умение лепить из соленого теста, художественный вкус. Воспитывать аккуратность, усидчивость.

Используемые приемы лепки

Разминание  надавливание руками и пальцами на кусочек теста.

Прищипывание  соединение трех сторон лепешки при помощи большого и указательного пальцев руки. Для этого сначала соединяют три стороны лепешки сверху, а затем прищипывают, соединяя стороны.

Материал: солёное тесто (желтого цвета), кукла «Айсылу», дощечки для лепки, тарелочка – для готовой продукции, диск с татарской мелодией. салфетки, рисунок или макет блюда треугольника (эчпочмак).
Программное содержание

1. Хороводная игра: – «Яулык салыш»

(Дети стоят в хороводе, один ребенок – водящий за кругом, с платочком ходит по кругу. Дети поют в хороводе.)
         Яшерәм яулык, яшерәм яулык

Яшел каен астына.

Сиздермичә салып китэм

Бер иптәшем артына.

Водящий. Кемдә яулык, йөгереп чык!

(У кого платок, тот встает на середину и под музыку показывает танцевальное движение. Все дети хлопают в ладоши. Потом, все вместе повторяют танцевальное движение. Стук в дверь. )
Воспитатель. Ребята, кто-то к нам стучится? Да, это кукла Айсылу!
Кукла Айсылу. Здравствуйте, ребята!
Дети. Здравствуй  Айсылу! 

Воспитатель. Айсылу, какая ты нарядная! Ты наверно куда-то собралась? (Рассматривают платье и головной убор.)
Кукла Айсылу.  Да, ребята я собралась в гости к бабушке, замесила тесто, хотела угощение сделать треугольник (эчпочмак), но забыла, как его нужно делать. Помогите мне, пожалуйста. (Раскладывает комочки теста на стол.)
Воспитатель.  Ребята, поможем кукле Айсылу сделать угощения для бабушки?
Дети.  Да. 

Воспитатель. Какие продукты нужны, чтобы слепить треугольник? (Ответы детей. Рассматривают картины с этими угощениями, макеты этого блюда.) Треугольник (эчпочмак) – это треугольный пирожок. (Уточняют, какие продукты нужны, чтобы сделать треугольник. Мясо, картошка, лук, тесто. Рассматривают картины, отвечают на вопросы воспитателя. Воспитатель предлагает детям садиться за столы. Пока они будут садиться за столы, воспитатель ставит диск с татарской мелодией, музыка тихо играет.)
Воспитатель. Садитесь за столы и вспоминайте, как выглядит татарское национальное блюдо – треугольник (эчпочмак). Ребята, представьте, что мы катаем «шар» между ладонями, теперь делаем прищипывания большим и указательными пальцами. Молодцы.
Воспитатель. А теперь берите тесто и положите на ладошку и другой ладошкой начинайте катать. Чтоб получился шар. Молодцы, у вас получается! Вот какие шары!
Воспитатель. Да, молодцы. Свои шары положите на доску, теперь будем делать лепешку. Пальчиками разминайте тесто, чтобы получилась лепешка. На лепешку кладите начинку. Соединяйте с трех сторон наверху и прищипывайте края, соединяя стороны. Айсылу посмотри, какое мы сделали тебе угощение!

(Айсылу смотрит угощения у всех детей, кладет на свой поднос, хвалит детей.)
Кукла Айсылу.  Молодцы, ребята! Вы, помогли мне сделать для моей бабушки угощения! Пойду, испеку их в духовке и отнесу бабушке. Ах, какие хорошие треугольники. Спасибо вам ребята. До свидания! (Дети прощаются.)

Воспитатель. Какое блюдо мы с вами помогли сделать кукле Айсылу? Ребята, что вам больше всего понравилось сегодня? (Ответы детей.)