Татарские народные игры на уроках физической культуры в начальных классах

№ 113

Елена МАКСИМОВА,

учитель физической культуры I квалификационной категории гимназии № 18 г. Казани

Одним из основных средств знакомства с жизнедеятельностью народов на уроках физической культуры является народная игра. Игры, отличающиеся определенным колоритом национальных красок, называются народными. В процессе проведения народных игр на уроках физической культуры радость движения сочетается с духовным обогащением детей, с формированием физических навыков, уважительным отношением к культуре родной страны. Особую значимость на уроках физической культуры имеют подвижные народные игры. В них ярко отражается образ жизни того или иного народа, национальные устои, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, проявлять смекалку, стремление к победе. Как и в русских народных играх, в татарских играх можно выделить и игры-забавы. Большое воспитательное значение заложено в правилах игры. Они определяют весь ход игры, регулируют действия и поведение детей, их взаимоотношения, способствуют воспитанию воли. Таким образом, народные игры способствуют формированию гармонично развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Подвижная игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижения конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях .

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Понятие «игра» включает в себя множество различных форм игрового фольклора, каждая из которых в конечном счете способствует всестороннему развитию детей: физическому, психологическому, умственному. Подвижная народная игра является той разносторонностью игрового фольклора, преимущественная ориентация которой в активизации двигательной деятельность.

Подвижные игры народов не смотря на огромное разнообразие, связанное с этическими и другими особенностями, так или иначе, отражают такие общие характерные черты, присущие этой форме деятельности, как взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности. Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально волевых качеств. Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений позволяет использовать народные подвижные игры для подготовки к занятиям спортивными играми. Правильный отбор и руководство играми приобретают решающее значение в воспитании у занимающихся чувства коллективизма, активности, инициативы, сознательной дисциплинированности, настойчивости в достижении поставленной цели, смелости.

Разнообразие двигательных действий народных подвижных игр содействуют нормальному физическому развитию, укрепления здоровья занимающихся.

Сопутствующие средства: беседы с детьми об истории возникновения народных игр, ответы на вопросы по их проведению; участие детей во внеклассных мероприятиях; организация самостоятельных занятий детей народными играми; организация школьных соревнований по народным играм.

Таким образом, выпускник начальной школы должен освоить соответствующие требования, предъявляемые к уровню подготовленности занимающихся в образовательной области «физическая культура», с помощью использования элементов народной культуры в учебном процессе.

История татарских игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаями, традициями, верованиями. Татарские народные игры составляют важную и неотъемлемую часть национальной культуры татарского народа, является древнейшим средством физического, нравственного, трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения. В своей совокупности они систематизируют элементы народного театра, народной песни, детских видов фольклора, трудового и военного искусства.

Татарские народные игры используем на уроках физической культуры в гимназии, во внеклассных мероприятиях, без них не обходится ни один праздник.