Татарская брошь из фетра

 

(Мастер-класс)

Лилия АБЗАЛИНА,

учитель технологии гимназии №5 г. Зеленодольска  

Цель: духовно- нравственное воспитание учащиеся на уроках технологии на примере использования татарского орнамента.

Задачи:

– формировать интерес к декоративно-прикладному творчеству;

– воспитывать чувство патриотизма, любви к народным традициям;

– знакомство татарским орнаментом;

– выполнение практической работы по оформлению броши с татарским орнаментом.

Материалы и инструменты: компьютер, проектор, лекало, ножницы, горячий клей, булавка, фетр (красный, зеленый), бисер, леска, ножницы, иголка, картон.

Ход мастер-класса

  1. I. Организационный момент
  2. Встреча детей, их размещение
  3. Проверка присутствия учащихся на уроке.
  4. Организация рабочего места.
  5. Техника безопасности на уроке.

Учитель. Добрый день, учащиеся! Думаю, сегодняшний мастер-класс будет вам интересным и полезным. Урок у нас сегодня не обычный, интересный связанный с орнаментом нашего народа.

Вы все знаете, что у каждого народа есть свои традиции, обычаи и главное свой орнамент. Народный костюм носит ярко выраженный этнический характер. Традиционная одежда существовала не как нечто неизменное статичное по всей территории проживания татар. С глубокой древности она формировалась как взаимозависимое множество местных традиций, сближавшихся и вырабатывающих общие черты в ходе своего развития в процессе этнокультурной консолидации народа.

На сегодняшний день очень актуально включать в образы элементы с национальным орнаментом. Это тюбетейки, калфак, брелки, броши, серьги, браслеты, накосники, шейно-нагрудные украшения, перевязь. Так же сейчас на улицах Республики Татарстан в городе Казани можно встретить людей в одежде и в обуви  вышитой национальным орнаментом.

Украшение ручной работы считается эксклюзивным и неповторимым. Брошь – это ювелирное изделие, прикалываемое на одежду. Обычно изготавливается из металла, часто драгоценного – золота или серебра – и украшается драгоценными камнями или эмалевыми вставками. Как правило, брошь используется только в качестве украшения, однако она может нести и утилитарную функцию – например, застёжки. Брошь подчеркивает индивидуальность.

  1. II. Практическая часть

Учитель. Сегодня мы с вами на мастер-классе сделаем брошь из ветра. Для того нам понадобится: фетр (красный, зеленый), бисер, леска, лекало, горячий клей, булавка, ножницы, картон, иголка.

У вас на столе инструкции по изготовлению броши из фетра:

  1. Ранее подготовленные лекало (№1) обводим на зеленом фетре (2 шт.) и на картоне (1 шт.).
  2. Лекало (№2) обводим на красном фетре (1 шт.).
  3. Вырезаем. У нас получается зеленый орнамент тюльпан и красный узор.
  4. С помощью горячего клея приклеиваем зеленый орнамент на картон.
  5. На зеленый фетр приклеиваем красный орнамент. Так же с помощью горячего клея, заклеиваем на картон булавку и зеленый фетр.
  6. На края броши пришиваем бисер. Мы так обрабатываем края, делая последние штрихи.

III. Рефлексия

Учитель. Фетровая бижутерия очень удобная в носке – легкая и практичная. Она актуальна в любое время года. Сочетается как с летним, так и с зимним гардеробом. Думаю, у нас получилось прикоснуться к истории и традициям своего народа.

– Сейчас предлагаю вам, на изображении яблони прикрепить яблоки зеленого и красного цветов, в соответствии с тем понятен ли был материал на уроке и насколько продуктивным мастер класс. (Зеленый – понравилось, получилось; красный – не понравилось, трудности.)

– Спасибо всем за активность!