Сюжетно-ролевая игра как способ становления культуры поведения детей старшего дошкольного возраста

№ 190

Алия ГИЛЬМУТДИНОВА,

воспитатель детского сада №183  г.Казани

В Федеральном образовательном стандарте есть образовательная область

«Социально-коммуникативное развитие» через которую происходит становление культуры поведения детей дошкольного возраста. Данная область является одной из первостепенной направленностью в отечественной педагогике. Именно в данном возрасте у детей происходит понимания причастности к окружающему миру, быть полезным, доброжелательным. В нынешнее время мы можем видеть, что большинство детей дошкольного возраста ставят на первое место свое «себялюбие», материальные ценности, тем самым забывая о духовных, нравственных ценностях. В результате того факта, что посещая детский сад в течение долгого времени, ребенок может получать возможность для выработки навыков нравственного поведения.

Становления культуры поведения детей возможно осуществить в различных видах деятельности. Но наиболее благоприятным и действенным видом деятельности является – игровая, так как ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте является – игра.

Образование культуры поведения детей в старшем дошкольном возрасте происходит при помощи сюжетно-ролевой игры. В процессе игры у ребенка закладываются и формируются духовные и физические качества, это такие как внимательность, ловкость, выносливость, речь, память, мышление.

Также образуются моральные качества характера, складывается навык регулярного выполнения своих обязанностей, проявления самостоятельности и активности, когда она необходима. Но, к сожалению, на данный момент в детских садах данная проблема является актуальной, так как недостаточно обработана и нет конкретного плана действия. В XXI веке необходимость в нравственно образованных людях, умеющих понимать всю суть экономических, социальных проблем и собственными силами решать их увеличивается. Озлобленное, равнодушие, недоброжелательное отношение наиболее ярко можно увидеть в молодежных средах. Все люди разные, одни могут быть некорректными, некультурным, другой хочет быть культурным, но не владеет «инструментами», и не знает как ими управлять. В чем причина? Уровень воспитания, социум, родители? Правда ли это? Возможно ли утверждать, что нет необходимости воспитывать этику поведения, достаточно будет дать образование, профессию, с помощью которого можно заработать, а все прочее образуется само? Но зачастую, мы встречаем профессионала, знающего свое дело, но совершенно невоспитанный.

Следовательно, необходимость в воспитание этики поведения существует. Задатки данного процесса происходят еще в детских образовательных учреждениях, где дается основы, а в дальнейшем и происходит их совершенствование: совместная деятельность, дружелюбность, способность играть и работать в группе, ответственность за свои действия, дисциплинированность. Дошкольникам необходимо познать знания о правилах и нормах этики поведения. Следовательно, с дошкольного периода есть необходимость формировать у молодого поколения единство и этику отношений с окружающей средой, основой которого и есть общечеловеческие нравственные принципы. Без этого пункта способствовать воспитанию сознательного стремления ребенка быть культурно-воспитанным человеком, овладев общепринятыми нормами невозможно.

Термин «культура поведения детей старшего дошкольного возраста» необходимо понимать, как общность положительных для социума неизменных форм обыденного поведения в быту, в коммуникации, а также в разных видах деятельности. Культура поведения – это не только соблюдение этики, но и в взаимосвязи с моральными ощущениями, представлениями, а также в их развития. Воспитатель является примером для первичного представления о культуре поведения. Внешний вид, этика общения, уровень вежливости, доброжелательности по отношению к окружающий, а прежде всего к детям является важным и действенным примером для подражания.

Но только на одном примере все вопросы, касающиеся этики поведения нельзя решить. Данный процесс является непростым и долгим, в котором педагог должен проявить свою педагогическую компетентность, средства и методы воспитания. Сюжетно-ролевая игра и является тем средством, посредством которого происходит воспитания культуры поведения. В процессе игры дети начинают ощущать себя как коллектив, объективно оценивать поведения себя и своих товарищей. Игра способствует установлению норм социального поведения, так же является индикатором для тех детей, у которых проявляется эгоизм, агрессивность, замкнутость, как следствие неправильного воспитания.

Основы и критерии игры являются одним из функции воспитания. Педагог учитывая основы игры для образования у детей доброжелательного отношения к окружающим. Критерии игры образуют и контролируют поведения ребят. Данные функции помогают приучать детей к ответственности, организованности, умение работать в коллективе с детьми, которые являются застенчивыми, робкими. Все перечисленные критерии, которыми будут владеть дети, должны быть конкретно сформулированы, понятны для понимания, форма должна быть в виде указаний, а не в запретах. Есть три этапа понимания детьми правил морали. Первый этап правила применяются, но не осознанно. Второй этап идет процесс применения правило, которое нельзя нарушить. И третий этап правило переходит на уровень навыка и привычки поведения.

Не следует забывать и о том, что критерии поведения должны вводится поэтапно, так как правила должны осваиваться детьми постепенно. Педагог объясняет их, показывает их применение, обращая внимание на всевозможные нарушения их. Для проверки освоения этики поведения возможны проведения бесед на разные темы: « Как можно выручить друга, когда он попал в беду?». После проведения игр необходимо также провести рефлексию по итогам игры, а также спросить у тех ребят, кто поступил не по правилам, как они оценивают свои действия и дать возможность им объяснить свой поступок. Для полного усвоения детьми правил поведения педагогу необходимо каждодневно повторять и напоминать им об этом. Но следует помнить о том, что напоминания не должны быть в характере надоедливых поучений. Педагог контролирует соблюдения правил игры, но при соблюдения необходимо поддерживать, одобрять поведения детей, их инициативность, но следует помнить, при нарушения их воспитатель не должен переходить на личность ребенка, а лишь рассматривать его действия.

Следует не забывать об одобрение, похвале, что в свою очередь будет мотивировать ребенка на хорошие, добрые поступки по отношению к окружающим людям.

В процессе образования этики поведения, воспитателю необходимо повышать запросы к поведенческому характеру детей, учитывая их особенности поведения, способности усвоению правил, и самоконтроля. Задачей педагога является способствовать обучению детьми объективного отношения к своим поступкам, представления понимания дружбы, чувства сострадания и помощи.

В старшем дошкольном возрасте дети могут отличать добрые и плохие поступки и осознавать, по какой причине необходимо поступать хорошо, какая мотивация для совершения добрых поступков. Одной из важных пунктов в воспитание считается четкое поддержание режима дня, как в игровой, так и в различных видах деятельности. Дисциплинированность порядка дня дает возможность детям поддерживать свое обыденное состояние , плавный переход между видами деятельности, предостерегая от переутомлений, чередуя время отдыха и трудоспособности. Например, в промежутке между занятиями организуются недолгие игры, а после обеденного сна – сюжетно-ролевые игры, в которых дети используют свою инициативность. Способствовать образованию правил этики поведения у детей старшего дошкольного возраста возможно применять художественную литературу, в которых описывается какая-либо конфликтная ситуация, сопровождая противопоставлением добра и зла. С этой целью можно использовать рассказы, сказки наших отечественных поэтов, рассказчиков, например, Н.Носов «Карасик», В.А.Осеева «Три товарища», «Волшебное слово» «Плохо». Во время прочтения художественной литературы дети начинают с симпатией относится к положительным персонажем, порождая у них чувства подражания им. Недоброжелательные герои, как часто это бывает, наоборот осуждаются, лишаются того, к чему стремились, причиняя другим зло. В дальнейшем у детей имеется представление и понимания понятия совести, стыда, проявления злости. Понятие сочувствие находится в прямой зависимости с такими понятиями как доброта, забота, помощь, защита. Образование у детей чувства доброты, сопереживания, заботы начинается с чувства любви к родителям . К примеру этому служит ненецкая сказка « Кукушка». Доброжелательное отношение к родителям литературных персонажей может быть мотивацией для детей. Проявляя чувство сопереживания, доброты, любви к своим родным, спустя некоторое время начинает проявляться и по отношениям к другим людям.

Следовательно, становясь добрым, заботливым, ты становишься счастливее. Формируя доброжелательные чувства необходимо их развивать, оказывая поддержку, а также давать возможность ребенку проявлять инициативность.

Если не соблюдать этого, то все проявленные чувства могут пропасть, не имея никакого результата. Сопереживание, взаимопомощь, забота являются одной из мотивацией для нравственных чувств ребенка дошкольного возраста.

Воспитательная значение игры является то, что у ребенка начинает накапливаться эмоции, которые в дальнейшем формируются в сложные нравственные чувства, мотивируя к самосовершенствованию, в процессе игры развиваются такие понятия как смелость, честность, терпение. Итогом такой работы можно видеть изменение поведение ребенка. Поведение, которое применялось в игре плавно переходит и в повседневную жизнь. Приходят на помощь к друг другу, проявляют доброжелательность, внимательное отношение к окружающим. Конечно, могут быть и отрицательные моменты, но фактом является то, что в характере поведения, умениях и привычках ребенка можно видеть положительные моменты, которых в правильном развитие и поддержке будут только возрастать.

Можно сказать, что в нашем современном мире все больше растет необходимость в нравственно воспитанных и образованных людях. По причине этого, уже в дошкольном возрасте необходимо способствовать для формирование у детей чувство духовности и культуры взаимоотношений, на основе общечеловеческих нравственных принципах. Мы считаем, что формирование этики поведение будет наиболее плодотворно происходить в игровой деятельности, так как игра является ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста. В процессе игры больше происходит изменения в сознание детей, развивается внимательность, память, духовные и физические способности ребенка. Но для правильного развития педагог должен правильно создать всевозможные условия для различных видов игр, способствующих для всестороннего развития каждого их детей, навыков и привычек, правил норм и культуры поведения. Конечно, результат с первого раза не будет ощутим, но получив конечный результат, вы поймете, что весь труд был оправдан.