Свет и тепло в доме

№46

(Занятие в  подготовительной группе с использованием технологий ТРИЗ)

Алсу РИЗАЕВА,

воспитатель Центра развития ребенкадетского сада № 236   г.Казани

Цели:

образовательная: показать становление системы искусственного освещения, а также последовательность и особенность ее поэтапного развития;

воспитательная: воспитывать любознательность;

развивающая:  развивать творческую интуицию, способность прогнозировать объект будущего.

Оборудование: керосиновая лампа, настольная лампа, свечи, презентация светильников, сундук.

Словарная работа: введение новых слов: эпоха, фитиль.

Ход работы

Воспитатель (в роли Джина). Ой, где я оказался, кто я? Помню только Восток…. Алладин..  Кто я?

Дети. Джин!

Джин. Ой, я переместился в вашу эпоху, а моя лампа-то осталась в прошлом!

Постойте,  смотрите сосуд, там что-то есть… Письмо… Давайте прочитаем! Там написано… загадка.

Дом – стеклянный пузырек,

И живет в нем огонек.

Днем он спит,

А как проснется –

Ярким пламенем зажжется.

Джин.  Ребята, как вы думаете, что это?

Дети. Настольная лампа!

(И тут воспитатель обращает внимание на настольную лампу, стоящую где-то неподалеку.)

Джин.  Ой, а это она? А для чего она?

Дети. Стол освещать!

Джин.  А из чего она состоит?

Дети. Выключатель, лампочка, шнур, плафон.

Джин. А для чего плафон?

Дети. Защищает глаза, для красоты, рассеивает свет.

Джин. Частью чего является лампа?

Дети. Частью всех светильников, электричества.

Джин. Да, верно.

 Джин. Итак, лампа освещает, помогает осветить. А что, наоборот, мешает освещению?

Дети. Шторы, бумага, стекло…

Джин. Верно! А, наверняка, у настольной лампы тоже есть друзья, какие, как вы думаете?

Дети. Свет, лампочка, телефон.

Джин. Верно!  А что вредит нашей лампе?

Дети. Вода, ржавчина, пыль.  Если воду пролить, может замкнуть.

Джин. А какие лампы вам известны?

Дети.  Настольная, дневная, обыкновенная, в телевизоре, светильник.

Джин. Да! А какие бывают источники света?

Дети. Лампочка, фонарик, телевизор, свеча, Луна, спичка, светильник, торшер.

 Джин. А теперь отвернитесь, закройте глаза… Сосчитаем до пяти!

О-ой, мы в пещере! Здесь темно … Слайд. Пещеры

Мы очутились в том времени, когда еще не было электричества. Как темно! Как раньше можно было осветить пещеру?

Дети. Огонь развести.

Джин. Правильно! Потрогайте, что вы чувствуете?

Дети. Чувствуем  камни, холод.

Джин. А чем здесь пахнет?

Дети. Сыростью.

Джин. Давайте, снова закроем глаза… Ахалай-махалай… Топну, хлопну… Посмотрите, где мы очутились?

 Дети. В доме.

Джин. В каком?

Дети.  В деревянном.

Джин. Верно! А дома можно было разводить костер?

Дети. Неет!

Джин. А чем освещали деревянные дома? (Выслушивает ответы и дает новую информацию, если она не известна.)

Джин. Раньше дома  освещались по-другому. Например, с помощью лучины – длинной тонкой деревянной палочки – лучины (изображение). Лучину ставили над емкостью с водой, чтобы угольки не падали на пол (т.к дома раньше были деревянными). Еще дома освещались с помощью свечки. (Рассматриваем фитиль и воск.) А когда мы еще зажигаем свечи?

Дети. День рождения, Новый год, когда свет гаснет.

Джин. Правильно! А что мы чувствуем, когда она горит?

Дети. Радость, тепло.

Джин. Ребята, а  хорошо свеча освещает? Много ли дает света?

Дети. Нет.

Джин. Верно. Не так давно использовали для освещения дома керосиновые лампы. (Рассматриваем фитиль, стекло.) Фитиль пропитан маслом, поэтому так хорошо горит. А зачем лампе стеклянный абажур?

Дети. Чтобы не обжечься, от ветра.

Джин. Правильно! А сейчас, в вашей эпохе,  чем освещают дома?

Дети. Лампочками, люстры в домах.

Джин. Да, после керосиновых ламп появились лампочки.

 А вы знаете, что люди придумали электрическую лампочку не очень давно, чуть больше ста лет.

История электрической лампочки представляет собой целую цепь открытий и изобретений, сделанных разными людьми в разное время. Электротехник из России Яблочков в 1876 году в г.Париж создал конструкцию лампы. Настоящий переворот в создании лампочки совершили опыты американского изобретателя Эдисона. Именно с лампочки Эдисона, электрическое освещение стало действительно массовым, придя в дома простых людей. Вот так!  

Джин. А теперь, давайте, вспомним все, о чем мы говорили: с помощью чего освещали дома? (Повторяем.) Как появилась лампочка? Кто ее создал?

Молодцы! А теперь мне пора. Ой,  а лампа-то моя осталась ведь в прошлом. А настольная лампа то мне приглянулась. Вы такие умные и мудрые, может вы мне создадите лампу новую, лампу будущего, которой бы ничего не вредило!  Давайте придумаем и нарисуем. Но ваша лампа станет настоящим шедевром только  в том случае, если вы будете рисовать самостоятельно, никому не будете показывать. Ведь это будет ваше изобретение!

(Рисование лампы будущего.)

Джин. До свидания, ребята! Вы – молодцы! Отличные лампы получились! А вам понравилось?

Дети. Да!