Стратегия и механизмы внедрения инклюзивного образования в детском саду
№ 187
Фарида ГАЛИЕВА,
воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №253 г. Казани
Реализация прав детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) на образование в настоящие время рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики в области образования. Образовательный процесс детского сада предусматривает как уход за детьми и заботу о них, так и процессы воспитания, обучения, формирования необходимых жизненных навыков, развития личности и способностей, коррекции отклонений в развитии. Включение детей с особенностями развития в образовательный процесс ДОУ должно изменить, прежде всего, установки взрослых: ведь особенности есть у всех детей. До сих пор мы в педагогической практике привыкли нивелировать эти особенности, ведь управлять похожими детьми проще, чем разными. Особенности «особых» детей нивелировать невозможно, приходится изменять педагогическую практику, чтобы профессионально решать проблемы образования таких детей вместе с другими. Но если мы начинаем создавать особые условия для «особых» детей, то нарушаем принцип равных прав для других детей. Чтобы сохранить его, надо научиться работать со всеми детьми, учитывая их индивидуальные особенности. При этом возникают следующие вопросы:
- Как соединить в педагогической деятельности требования дошкольной программы и особенности детей, которые должны ее освоить?
- Как учитывать эти особенности при построении индивидуального плана развития ребенка и при тематическом планировании работы в группе?
- Как сделать качественным образование и социальное взаимодействие детей с учетом их индивидуальных различий?
Ответы на эти вопросы формируют новый подход к образованию. Меняется педагогика в целом, она становится включающей (инклюзивной), не только в том, что дети с ОВЗ должны быть включены в уже выстроенный процесс передачи знаний, умений и навыков нормально развивающимся детям, а в том, что образование с учетом индивидуальных различий детей требует изменения образовательной ситуации. В создание новых форм и способов взаимодействия детей и взрослых включаются все участники образовательного процесса (педагоги, родители (законные представители), дети, администрация), так как инклюзивное образование требует постоянного творческого вклада от каждого.
Приоритетным направлением этой деятельности является максимально раннее выявление недостатков в развитии детей и организации коррекционной работы с детьми, имеющими такие нарушения. Своевременное оказание необходимой психолого-медико-педагогической помощи в дошкольном возрасте позволяет обеспечить коррекцию основных недостатков в развитии ребенка к моменту начала его обучения на ступени начального общего образования и таким образом подготовить его к обучению в общеобразовательном учреждении. Реализация задач сопровождения детей с отклонениями в развитии, как указывалось выше, возможна только при условии создания единой «команды», ориентированной на совместное достижение цели. Организация совместной координированной работы специалистов с учетом специфики профессиональной деятельности обеспечивает комплексный подход к преодолению нарушений у детей с ОВЗ.
Таким образом, проблема разработки и практической реализации программы воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья, является одной из важнейших проблем специальной педагогики на современном этапе.
Особенности организации образовательной деятельности инклюзивного образования выстраиваются в соответствии со следующими принципами:
- Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.
- Каждый человек способен чувствовать и думать.
- Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.
- Все люди нуждаются друг в друге.
- Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.
- Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.
- Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.
- Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.
Реализации инклюзивной практики в детском саду возможна при необходимом условии, что в качестве основной задачи в области реализации прав на образование детей с ограниченными возможностями здоровья рассматриваются создание условий для получения образования всеми детьми указанной категории с учетом их психофизических особенностей:
– профессиональная квалификация педагогов и специалистов, реализующих инклюзивный подход;
– специально организованная среда планируется и выстраивается совместно специалистами и воспитателями при участии родителей в процессе наблюдения за потребностями, особенностями развития, самостоятельными действиями, интересами детей, в соответствии с зоной ближайшего развития ребенка;
– разработка нормативно-правовой базы, адаптированных образовательных программ для детей с ОВЗ и детей-инвалидов.
В дошкольном образовательном учреждении для создания условий реализации основной образовательной программы в рамках инклюзивной практики были представлены следующие документы:
– локальные акты ДОУ;
– приведены соответствующие должностные инструкции работников образовательных учреждений;
– представлены особому вниманию дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками по осуществлению образовательной деятельности введении ФГОС и об инклюзивном образовании;
– рассмотрен план-график повышения квалификации педагогических и руководящих работников в связи с введением ФГОС;
– основная образовательная программа МБДОУ на 2021 –2022учебный год, включающая элементы инклюзивного образования и соответствующая «Программа развития» на 2021 – 2025г.г;
– адаптированная программа, в которую входят индивидуальные маршруты для детей с ОВЗ.
Коррекционно-образовательный процесс регламентируется нормативно-правовой базой ДОУ для введения и функционирования инклюзивного образования включает в себя:
– годовой план ДОУ;
– «Положение об организации работы групп для детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ (компенсирующая и комбинированная)»;
– Договор с родителями о посещении групп компенсирующей и комбинированной направленности в ДОУ;
– должностные инструкции педагогов и специалистов, работающих с детьми с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья);
– адаптированная программа ДОУ;
– индивидуальные маршруты;
– положение о работе ПМП ДОУ;
– положение о кабинете специалистов ДОУ.
Структура и содержание адаптированной программы
Главная цель составления адаптированной образовательной программы – это разработка содержания коррекционно-развивающей работы с ребенком, направленной на формирование психологических новообразований и становление всех видов детской деятельности. Адаптированная образовательная программа представляет собой комплекс взаимосвязанных направлений работы с ребенком и с его родителями, которые позволяют создать условия для максимальной реализации особых образовательных потребностей воспитанников с ОВЗ и детей-инвалидов на определенной ступени образования.
Структура и содержание адаптированной образовательной программы представлена в следующей форме:
- Целевой раздел включает: пояснительную записку, в которой описаны цели и задачи реализации адаптированной образовательной программы. Принципы и подходы к формированию программы. Значимые для разработки и реализации программы характеристики, в том числе характеристики особенностей развития ребенка. Планируемые результаты освоения адаптированной программы ребенком.
- Содержательный раздел программы включает: описание образовательной деятельности в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях; описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития детей. Педагогическая диагностика (мониторинг). Взаимодействие с родителями воспитанников. Освоение ребенком программы, его разностороннее развитие с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
- Организационный раздел включает: описание режима дня и правил внутреннего распорядка воспитанника; описание обеспеченности методическими материалами и средствами обучения и воспитания.
Построение образовательного процесса в группе по адаптированной образовательной программе включает:
– диагностику индивидуальных особенностей развития детей инклюзивной группы, наблюдение за поведением в группе; беседу, анкетирование родителей;
– составление адаптированной образовательной программы, для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и обеспечивающую коррекцию нарушений их развития и социальную адаптацию; индивидуального учебного плана(маршрута), обеспечивающего освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося;
– организацию совместной жизнедеятельности детей в условиях инклюзивной группы.
При проведении педагогической работы по адаптированным образовательным программам необходимо соблюдать следующие важные условия:
– во-первых, обеспечение положительного отношения ребенка к образовательной деятельности;
– во-вторых, индивидуализация содержания образовательной деятельности в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка, так же характером его первичного нарушения;
– в-третьих, регулярность проведения.
Коррекционно-развивающая деятельность основана на гуманистическом подходе с использованием игровых методов, атр-терапевтических техник для проведения психопрофилактики, психокоррекции, осуществления психологической и логопедической поддержки развития личности детей, их социализации и оказания психолого-педагогической помощи родителям (законным представителям). Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляется в индивидуальных и групповых формах, направленных на развитие первичных социальных навыков, развитие моторной, эмоционально-волевой, познавательной, речевой сфер. (Рис.1)
Рис.1 Участники проекта.
Заключение
Инклюзивное образование таит в себе большие возможности и является носителем новых перспектив для социального развития общества, что является актуальным процессом во всем мире. Развитие инклюзивных подходов в образовании является важной задачей для учителей, специалистов, руководители систем образования и имеет положительные возможности для усовершенствования таких моментов, как творческое взаимодействие, профессиональное общение и совместный анализ результатов и достижений. В результате данных совместных действий происходит обмен мнениями, разработка необходимых и оригинальных концепций и идей. Это очень важно для профессионального развития каждого из участников данного процесса.
Главной целью ДОУ при внедрении инклюзии и инклюзивных подходов является создание необходимых условий для гармоничного взаимодействия детей инклюзивной группы и обычных дошкольников, поэтому при подготовке к внедрению инклюзии в дошкольном образовательном учреждении необходимо учитывать следующие условия:
– имеется ли спрос среди родителей, которые готовы привести детей инклюзивной группы в ДОУ;
– готов ли коллектив ДОУ к внедрению инклюзии (психологическая подготовка и осведомленность о методах и методиках организации инклюзии);
– внедрены ли необходимые кадры в коллектив ДОУ (дефектолог, психолог, логопед);
– созданы ли необходимые условия для детей инклюзивной группы;
– имеется ли возможность обучения необходимых единиц коллектива по теме инклюзивного образования и его внедрения в ДОУ.
Общество всегда что-то теряет, если определенная часть населения не может участвовать в жизни местных сообществ. Дети, которые учатся жить и играть в группе, поощряющей разнообразие, становятся более уверенными в себе, независимыми и талантливыми взрослыми; они делятся своими умениями, опытом и возможностями с другими людьми. Сообщества выигрывают от того, что люди с инвалидностью могут быть полезны и вносят свой вклад в благосостояние общества.