Страна, открывшая путь в космос

№ 200

(Урок окружающего мира в 4 классе)

Рамиля САХИБГАРЕЕВА,

учитель I квалификационной категории средней школы №80 им. Каюма Насыри г. Казани

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Цели урока:

познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране;

– формировать познавательную активность;

– расширять кругозор, развивать устную речь, переключаемость и устойчивость

внимания.

Планируемые результаты:

предметные УУД: формирование представления о полёте в космос  и его истории;

личностные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; высказывать и аргументировать свою точку зрения; формировать интерес к предмету; развивать психические процессы (воображение, внимание, память, мышление, речь), уважать мнение одноклассников; выражать положительное отношение к процессу познания;

регулятиврные УУД: рассуждать и делать выводы, уметь организовывать свое рабочее место, нацеливание на успешную деятельность;

познавательные УУД: выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания; способствовать фомированию умения искать информацию в учебной книге;

коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя,  формирование умения слушать и слышать учителя слушать и понимать речь других;

метапредметные УУД: выражают готовность слушать, отвечать на вопросы, умение пользоваться учебником; овладевают способностью понимать учебные задачи урока и стремиться её выполнять.

Оборудование: мультимедийная установка, экран, презентация, планшеты для обратной.

Понятия: космос, космонавтика.

Оборудование: мультимедийная установка, экран, презентация, планшеты для обратной связи (это может либо абаки), раздаточный материал, листы для графического диктанта , цветные карандаши, учебник (Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. 2 часть), рабочая тетрадь, компьютер, дидактический материал, видеоматериал.

Наглядно демонстративный материал: фотографии К.Э.Циолковского, основоположника космонавтики С.П.Королева; первого космонавта Ю.А. Гагарина, женщин-космонавтов: В.В.Терешковой, С.Е.Савицкой, Е.В.Кондаковой; собак-космонавтов (Белки и Стрелки).

Ход урока

  1. I. Организационный момент

Учитель.

Посмотрите все на меня!

Сегодня бортпроводником  работаю я.

Не теряя ни минутки,

Приглашаю вас я в путь!

И улыбку не забудь!

  1. II. Мотивационный этап.

Учитель. Сегодня на уроке нам с вами предстоит совершить путешествие.

Многие наши предки думали, что Земля держится на трёх китах, плавающих в океане (Древний рисунок. Слайд 2)

Учитель. А древние индусы так изображали Землю: она держится на четырёх слонах, которые стоят на спине плавающей черепахи. (Слайд 3)

Учитель. Для современного человека ясно, что подобные взгляды представляют собой веру в сверхъестественные силы. В самом деле, разве могут существовать такие громадные киты или слоны, которые, держат на себе нашу Землю? Известно, что все животные должны питаться и размножаться. Кроме того, ни одно животное не живёт больше нескольких сот лет, оно стареет и умирает.

Итак, путешествие начинается. Люди захотели знать, что находится космосе?

– Откройте учебники с. 147. Прочитайте тему урока. Чтобы её достичь, надо решить задачи путешествия.

– Познакомиться с историей полёта в космос, узнать, какие достижения принадлежат нашим учёным и космонавтам, определить значение изучения космоса для людей.

III. Изучение нового материала «Космос, космонавтика»

Учитель. Итак, путешествие начинается. Что такое космос?

Космос  – это огромное пространство без конца и края, которое окружает нашу планету.

Космонавтика – (греч.) – наука, изучающая теорию и практику полетов в космос.

Основоположником космонавтики считается наш соотечественник Константин Эдуардович Циолковский. (Слайд 6)

Спустя всего 23 года после смерти великого ученого Константина Эдуардовича Циолковского 4 октября 1957 года с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли.

Первый спутник представлял собой блестящий шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри. Этот шар весил почти 84 килограмма и облетел планету за полтора часа.

Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы. (Слайд 7)

  1. IV. «Открытие» новых знаний
  2. Первый полет в космос живого существа.

Первые искусственные спутники уже летали, но человек не мог точно ответить на вопрос «Можно ли?».

Для них построили специальную кабину, в которой имелся запас воздуха, воды и пищи. О состоянии и поведении собак узнавали с помощи установленных на спутнике приборов.

Полет собак: Белки и Стрелки помогли ученым убедиться в том, что в невесомости можно жить. (Слайд 8)

Учитель. А знаете ли вы – кто был главным конструктором первого космического корабля?

Учащиеся. Сергей Королев.

Учитель. Да, Сергей Павлович Королев. Уже в 17 лет он разрабатывал модели самолетов и работал в области ракетно-космической техники.

  1. Первый полет человека в космос.

Учитель. Ребята, назовите имя легендарного человека, которому принадлежат эти замечательные слова: «Облетев Землю, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее».

Учащиеся. Ю.А.Гагарин. (Слайд 9)

Учитель. А когда он совершил свой полет?

Учащиеся. 12 апреля 1961 года.

Учитель. Да, верно – совершил первый в истории человечества пилотируемый космический полет на корабле «Восток». (Слайд 10)

Все радиостанции мира, прервав свои передачи, возвестили: «В Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль с человеком на борту. Командир космического корабля – Юрий Гагарин…». Сколько времени длился полет? (Слайд17)

Учащиеся. Его полет длился всего 108 минут. За это время Юрий Гагарин доказал себе и всему миру, что человеческие возможности безграничны. (Слайд 18) Вот,что написал Юрий Гагарин после полета в космос. (Слайд 19)

Учитель. После Гагарина на околоземную орбиту вышли другие покорители космического пространства. Их имена знает весь мир. Кроме мужчин-космонавтов в космос летали и женщины Кто они?

Учащиеся. Валентина Владимировна Терешкова (первая женщина- космонавт) и Светлана Евгеньевна Савицкая, Елена Владимировна Кондакова. (Слайд 20)

Физкультминутка (Слайд 21)

На носки поднялись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре –

Вот летит ракета ввысь!

Учитель. Откройте учебники с. 147. Прочитайте тему урока. Чтобы её достичь, надо решить задачи путешествия.

  1. V. Первичная проверка понимания

Учитель. А сейчас я вас проверю, как вы запомнили новый материал. (Вопросы на карточках – один ученик из команды вытаскивает один вопрос для группы, и команда отвечает.)

Учитель. Блиц-опрос:

Кто полетел в космос до человека?

Ученик. Собаки Белка и Стрелка.

Учитель. Что произошло 12 апреля 1961 года?

Ученик. Первый в истории космический полет.

Учитель. Кто же был первым космонавтом нашей планеты?

Ученик. Юрий Гагарин.

Учитель. Молодцы, вы внимательно меня слушали и справились с заданием.

  1. VI. Закрепление знаний

Что новое для себя открыли?

– Какие этапы урока были самыми интересными? Почему?

– Достигнуты ли цели нашего сегодняшнего урока?

VII. Это интересно .

Великий ученый и просветитель. (Слайды 23 – 24)

Еще Каюм Насыри – великий татарский ученный, просветитель, именем которого названа наша школа.

А слышали ли вы имя Каюма Насыри? Сегодня оно известно каждому, кто хотя бы немного знаком с историей и культурой татарского народа. Родился   он 14 февраля 1825 года в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии (ныне Зеленодольский район РТ).

Каюм Насыри прекрасно рисовал и чертил. Для своих календарей он начертил множество географических карт, ознакомивший татар на родном языке с естественными науками. Он написал учебники по геометрии, географии, книгу по земледелию. В национальном музее РТ хранится глобус небесной сферы – одна из ценных реликвий, которая напоминает нам о великом ученом и просветителе. Каюм Насыри изготовил этот глобус собственноручно.

Рядом с нашей школы находится музей имени Каюма Насыри, Посетите этот скромный уголок, поразмыслите над биографией Каюма  Насыри, перечитайте его «Наставления»  – вам откроется кладезь мудрости.

VIII. Итог урока

– Что новое для себя открыли?

– Какие этапы урока были самыми интересными? Почему?

– Достигнуты ли цели нашего сегодняшнего урока?

  1. IX. Рефлексия

Учитель. Посмотрите на экран и продолжите фразу:

– На уроке я узнал(а) …

– Я понял(а) …

– Я смог(ла) …

– Я буду…

– Я не буду… (Слайд 25)

  1. X. Домашнее задание
  2. Прочитать с. 147 – 152 по учебнику и ответить на вопросы в конце темы.
  3. Рабочая тетрадь с. 53, №4. (Слайд 26)
  4. XI. Пожелания

Учитель. Закончен урок и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам! За то, что упорно и дружно трудились, что на уроке вы не ленились! (Слайд 27)

Использованные материалы

  1. Плешаков А.А., Крючова Е.А. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2021.
  2. Плешаков А.А., Крючова Е.А. Окружающий мир. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2021.
  3. Атлас «Тартарика». Этнография татар. Издательско-продюссерский центр «Дизайн. Информация. Картография», 2008.
  4. https://slovarozhegova.ru/
  5. https://grafdiktant.ru/
  6. Ахунов А. Чужой среди своих //Татарстан. – 2005. – №2. – с. 62 – 64.