Страна, открывшая путь в космос
№ 200
(Урок окружающего мира в 4 классе)
Рамиля САХИБГАРЕЕВА,
учитель I квалификационной категории средней школы №80 им. Каюма Насыри г. Казани
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели урока:
– познакомить учащихся с важнейшими моментами развития космонавтики в нашей стране;
– формировать познавательную активность;
– расширять кругозор, развивать устную речь, переключаемость и устойчивость
внимания.
Планируемые результаты:
предметные УУД: формирование представления о полёте в космос и его истории;
личностные УУД: понимать учебную задачу урока и стремиться к ее выполнению; высказывать и аргументировать свою точку зрения; формировать интерес к предмету; развивать психические процессы (воображение, внимание, память, мышление, речь), уважать мнение одноклассников; выражать положительное отношение к процессу познания;
регулятиврные УУД: рассуждать и делать выводы, уметь организовывать свое рабочее место, нацеливание на успешную деятельность;
познавательные УУД: выявлять особенности разных объектов в процессе их рассматривания; способствовать фомированию умения искать информацию в учебной книге;
коммуникативные УУД: участвовать в диалоге на уроке, отвечать на вопросы учителя, формирование умения слушать и слышать учителя слушать и понимать речь других;
метапредметные УУД: выражают готовность слушать, отвечать на вопросы, умение пользоваться учебником; овладевают способностью понимать учебные задачи урока и стремиться её выполнять.
Оборудование: мультимедийная установка, экран, презентация, планшеты для обратной.
Понятия: космос, космонавтика.
Оборудование: мультимедийная установка, экран, презентация, планшеты для обратной связи (это может либо абаки), раздаточный материал, листы для графического диктанта , цветные карандаши, учебник (Плешаков А.А. Окружающий мир. 4 класс. 2 часть), рабочая тетрадь, компьютер, дидактический материал, видеоматериал.
Наглядно демонстративный материал: фотографии К.Э.Циолковского, основоположника космонавтики С.П.Королева; первого космонавта Ю.А. Гагарина, женщин-космонавтов: В.В.Терешковой, С.Е.Савицкой, Е.В.Кондаковой; собак-космонавтов (Белки и Стрелки).
Ход урока
- I. Организационный момент
Учитель.
Посмотрите все на меня!
Сегодня бортпроводником работаю я.
Не теряя ни минутки,
Приглашаю вас я в путь!
И улыбку не забудь!
- II. Мотивационный этап.
Учитель. Сегодня на уроке нам с вами предстоит совершить путешествие.
Многие наши предки думали, что Земля держится на трёх китах, плавающих в океане (Древний рисунок. Слайд 2)
Учитель. А древние индусы так изображали Землю: она держится на четырёх слонах, которые стоят на спине плавающей черепахи. (Слайд 3)
Учитель. Для современного человека ясно, что подобные взгляды представляют собой веру в сверхъестественные силы. В самом деле, разве могут существовать такие громадные киты или слоны, которые, держат на себе нашу Землю? Известно, что все животные должны питаться и размножаться. Кроме того, ни одно животное не живёт больше нескольких сот лет, оно стареет и умирает.
– Итак, путешествие начинается. Люди захотели знать, что находится космосе?
– Откройте учебники с. 147. Прочитайте тему урока. Чтобы её достичь, надо решить задачи путешествия.
– Познакомиться с историей полёта в космос, узнать, какие достижения принадлежат нашим учёным и космонавтам, определить значение изучения космоса для людей.
III. Изучение нового материала «Космос, космонавтика»
Учитель. Итак, путешествие начинается. Что такое космос?
Космос – это огромное пространство без конца и края, которое окружает нашу планету.
Космонавтика – (греч.) – наука, изучающая теорию и практику полетов в космос.
Основоположником космонавтики считается наш соотечественник Константин Эдуардович Циолковский. (Слайд 6)
Спустя всего 23 года после смерти великого ученого Константина Эдуардовича Циолковского 4 октября 1957 года с космодрома Байконур был запущен первый искусственный спутник Земли.
Первый спутник представлял собой блестящий шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри. Этот шар весил почти 84 килограмма и облетел планету за полтора часа.
Спутник вращался вокруг Земли и подавал сигналы. (Слайд 7)
- IV. «Открытие» новых знаний
- Первый полет в космос живого существа.
Первые искусственные спутники уже летали, но человек не мог точно ответить на вопрос «Можно ли?».
Для них построили специальную кабину, в которой имелся запас воздуха, воды и пищи. О состоянии и поведении собак узнавали с помощи установленных на спутнике приборов.
Полет собак: Белки и Стрелки помогли ученым убедиться в том, что в невесомости можно жить. (Слайд 8)
Учитель. А знаете ли вы – кто был главным конструктором первого космического корабля?
Учащиеся. Сергей Королев.
Учитель. Да, Сергей Павлович Королев. Уже в 17 лет он разрабатывал модели самолетов и работал в области ракетно-космической техники.
- Первый полет человека в космос.
Учитель. Ребята, назовите имя легендарного человека, которому принадлежат эти замечательные слова: «Облетев Землю, я увидел, как прекрасна наша планета. Люди, будем хранить и приумножать эту красоту, а не разрушать ее».
Учащиеся. Ю.А.Гагарин. (Слайд 9)
Учитель. А когда он совершил свой полет?
Учащиеся. 12 апреля 1961 года.
Учитель. Да, верно – совершил первый в истории человечества пилотируемый космический полет на корабле «Восток». (Слайд 10)
Все радиостанции мира, прервав свои передачи, возвестили: «В Советском Союзе выведен на орбиту вокруг Земли первый в мире космический корабль с человеком на борту. Командир космического корабля – Юрий Гагарин…». Сколько времени длился полет? (Слайд17)
Учащиеся. Его полет длился всего 108 минут. За это время Юрий Гагарин доказал себе и всему миру, что человеческие возможности безграничны. (Слайд 18) Вот,что написал Юрий Гагарин после полета в космос. (Слайд 19)
Учитель. После Гагарина на околоземную орбиту вышли другие покорители космического пространства. Их имена знает весь мир. Кроме мужчин-космонавтов в космос летали и женщины Кто они?
Учащиеся. Валентина Владимировна Терешкова (первая женщина- космонавт) и Светлана Евгеньевна Савицкая, Елена Владимировна Кондакова. (Слайд 20)
Физкультминутка (Слайд 21)
На носки поднялись,
А потом руки вниз.
Раз, два, три, четыре –
Вот летит ракета ввысь!
Учитель. Откройте учебники с. 147. Прочитайте тему урока. Чтобы её достичь, надо решить задачи путешествия.
- V. Первичная проверка понимания
Учитель. А сейчас я вас проверю, как вы запомнили новый материал. (Вопросы на карточках – один ученик из команды вытаскивает один вопрос для группы, и команда отвечает.)
Учитель. Блиц-опрос:
– Кто полетел в космос до человека?
Ученик. Собаки Белка и Стрелка.
Учитель. Что произошло 12 апреля 1961 года?
Ученик. Первый в истории космический полет.
Учитель. Кто же был первым космонавтом нашей планеты?
Ученик. Юрий Гагарин.
Учитель. Молодцы, вы внимательно меня слушали и справились с заданием.
- VI. Закрепление знаний
– Что новое для себя открыли?
– Какие этапы урока были самыми интересными? Почему?
– Достигнуты ли цели нашего сегодняшнего урока?
VII. Это интересно .
Великий ученый и просветитель. (Слайды 23 – 24)
Еще Каюм Насыри – великий татарский ученный, просветитель, именем которого названа наша школа.
А слышали ли вы имя Каюма Насыри? Сегодня оно известно каждому, кто хотя бы немного знаком с историей и культурой татарского народа. Родился он 14 февраля 1825 года в деревне Верхние Ширданы Свияжского уезда Казанской губернии (ныне Зеленодольский район РТ).
Каюм Насыри прекрасно рисовал и чертил. Для своих календарей он начертил множество географических карт, ознакомивший татар на родном языке с естественными науками. Он написал учебники по геометрии, географии, книгу по земледелию. В национальном музее РТ хранится глобус небесной сферы – одна из ценных реликвий, которая напоминает нам о великом ученом и просветителе. Каюм Насыри изготовил этот глобус собственноручно.
Рядом с нашей школы находится музей имени Каюма Насыри, Посетите этот скромный уголок, поразмыслите над биографией Каюма Насыри, перечитайте его «Наставления» – вам откроется кладезь мудрости.
VIII. Итог урока
– Что новое для себя открыли?
– Какие этапы урока были самыми интересными? Почему?
– Достигнуты ли цели нашего сегодняшнего урока?
- IX. Рефлексия
Учитель. Посмотрите на экран и продолжите фразу:
– На уроке я узнал(а) …
– Я понял(а) …
– Я смог(ла) …
– Я буду…
– Я не буду… (Слайд 25)
- X. Домашнее задание
- Прочитать с. 147 – 152 по учебнику и ответить на вопросы в конце темы.
- Рабочая тетрадь с. 53, №4. (Слайд 26)
- XI. Пожелания
Учитель. Закончен урок и выполнен план. Спасибо, ребята, огромное вам! За то, что упорно и дружно трудились, что на уроке вы не ленились! (Слайд 27)
Использованные материалы
- Плешаков А.А., Крючова Е.А. Окружающий мир. Учебник для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2021.
- Плешаков А.А., Крючова Е.А. Окружающий мир. Учебное пособие для общеобразовательных организаций. В 2-х частях. – М.: Просвещение, 2021.
- Атлас «Тартарика». Этнография татар. Издательско-продюссерский центр «Дизайн. Информация. Картография», 2008.
- https://slovarozhegova.ru/
- https://grafdiktant.ru/
- Ахунов А. Чужой среди своих //Татарстан. – 2005. – №2. – с. 62 – 64.