Страна финансов

№ 139

(НОД с детьми подготовительной группы)

Екатерина ПАВЛУХИНА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №311 г. Казани

Материалы и оборудование:

интерактивная доска, презентация «Страна Финансов», кошельки, монеты, муляжи продуктов или карточки с изображениями продуктов, карточка-схема с кружками.

Цель:

формирование у детей подготовительного дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений, обобщение знаний о потребностях человека.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить глубже с понятием «потребность»;
  • Закрепить названия основных потребностей;
  • Уточнить причину потребности человека;
  • Учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь

Развивающие:

  • Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; решать простые арифметические задачи;
  • Способствовать формированию коммуникативных и социальных  компетентностей

Воспитательные:

  • Способствовать воспитанию нравственных качеств;
  • Воспитание социально-личностных  качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики

 

Ход занятия

Вводная часть

Воспитатель и дети стоят в кругу.

Воспитатель: «Здравствуйте»!

Сегодня к нам в гости пришли герои из сказки «Золотой ключик или приключения Буратино». А вот и они! Буратино и Мальвина (на экране появляются картинки)

Воспитатель с детьми:

Здравствуйте, дорогие гости.

Собрались сегодня с вами,

Чтобы всем нам стать друзьями,

Поиграть, повеселиться

И чему-то научиться!

После приветствия дети садятся на ковер.

Воспитатель: Ребята вы помните, что Мальвина очень умная, рассудительная девочка и на все вопросы отвечает «Нужно подумать»! А Буратино, наоборот, ленится и, не задумываясь, говорит «Ай, пусть так». Как-то раз они попали в одну очень интересную историю. И сегодня я расскажу вам о ней.

Однажды Буратино и Мальвина отправились в сказочное путешествие в страну под названием «Финансы». И в этой стране у них начались проблемы, вернее у Буратино, поэтому Мальвина попросила нас помочь ему разобраться с трудностями.

Основная часть

Воспитатель: В дорогу каждый из них взял…

Отгадайте что:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные!

Что это?

Дети: Деньги, монеты.

Воспитатель: Молодцы, правильно. В стране Финансов везде и всегда нужны деньги. А как вы думаете, для чего нужны деньги?

Ответы детей.

Воспитатель: Многие из вас ответили правильно. Я согласна с вами. В нашем мире без денег невозможно прожить, мы пользуемся ими каждый день. Деньги нужны для наших «потребностей». Мы с вами являемся потребителями. Например, нам  требуются продукты домой. Куда мы идем? В магазин! Продукты  — это  «товар». В магазине мы становимся  «покупателями». Покупатели приходят в магазин с деньгами, берут товар и отдают за него деньги. Продавец берёт деньги и только после этого отдаёт товар покупателю. Покупатель покупает товар у продавца. Между покупателем и продавцом происходит обмен.

— Что отдаёт покупатель продавцу? (Деньги).

— А что отдаёт продавец покупателю? (Товар).

— Отдаст ли продавец товар покупателю без денег? (Ответы детей)

Итак, продолжим, в дорогу каждый из героев взял кошелек с монетками.

Сколько монеток у Мальвины и Буратино (по 5 монет). Сравните.

(На столе лежат два кошелька, дети пересчитывают и отвечают).

Воспитатель: Отправились Мальвина и Буратино в страну Финансов, решили купить там жилье. Эта первая  потребность наших героев.  Потребности – это то, без чего человек не может жить. Как вы думаете, для чего нужно жильё? (Ответы детей). Вы правильно сказали, в доме можно укрыться от непогоды, от посторонних людей, дом – это семейный очаг, где собирается вся семья.

Перед вами (на экране изображение трёх домиков: очень большой, очень старый и разрушающийся, аккуратный и маленький домик. Первый по цене 3 монетки, второй – 1, третий -2)  домики, два из которых купили Мальвина  и Буратино.

Буратино взял домик № 2, зачем платить лишнее.

А Мальвина стала думать и рассуждать. Сначала она хотела взять большой дом за 3 монеты, но передумала. Как вы думаете, почему? (Одному не нужен такой большой дом, для одного дорого). И взяла домик под № 3.

У наших героев появилось жильё, за которое они заплатили. Сколько монет заплатила Мальвина? Сколько Буратино? (Ответы детей).

Но вот беда! В домике Буратино очень холодно, протекает крыша, и ему пришлось отдать ещё 2 монеты на ремонт.

Давайте поможем сосчитать оставшиеся монетки. (Дети на доске или на столе производят подсчёт монет и делают вывод вместе с воспитателем).

В стране Финансов резко похолодало и наши герои вспомнили ещё про одну потребность. Как вы думаете, что за потребность? (Ответы детей). Правильно, им потребовалась одежда. И купили её, потратив ещё по одной монете. Отложим из их кошельков по одной монете.

А потом у них забурчали животики, и они вспомнили ещё про одну жизненно важную потребность. Какую? (ответы детей). Правильно, потребность в еде. Взяли они ещё по одной монете и пошли в магазин. Посмотрите, что они купили (на экране в корзинке у Мальвины крупа, хлеб, сыр, молоко, овощи. У Буратино полно сладостей).

Обсуждение-игра с детьми «А что бы купили вы»?  На столе перед детьми лежат либо муляжи продуктов, либо карточки. Задача детей состоит в том, чтобы наполнить свою корзину полезными продуктами.

Подвести детей к пониманию, что сладости не жизненно необходимая потребность.

Воспитатель: Мы с вами всё правильно распределили, а теперь давайте отдохнём.

Физкультминутка «Будем денежку считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать.(сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить, (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)

Воспитатель: Заглянули Буратино и Мальвина в свои кошельки, а там…

Подсчёт монет детьми.

У Мальвины осталась одна монета. Как вы думаете, что помогло Мальвине сэкономить монету? (Ответы детей). Вы, наверное, слышали дома слова «экономить», «доход», «расход», «бюджет». Все эти слова тесно связаны между собой и деньгами. Деньги взрослым так просто никто не даёт, они их зарабатывают на работе. А кем работают ваши родители? (спросить у 2-3 детей). За работу взрослые получают заработную плату, т.е. деньги.

Они очень быстро тратятся, поэтому прежде чем что-либо купить, надо рассчитать бюджет.

БЮДЖЕТ – это подсчёт доходов и расходов.

ДОХОД – это деньги или материальные ценности, полученные в результате работы.

РАСХОД – это деньги или материальные ценности, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

Воспитатель: А теперь, давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает? (Ответы детей).

Да, верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой бюджет.

Я предлагаю вам помочь родителям распределить семейный бюджет, поиграть в игру «Хочу и надо».

Игра «Хочу и надо».

Перед вами схема потребностей и пять монет. Ваша задача распределить ваш бюджет по потребностям, не забывая выделять важные потребности. На поле каждой потребности изображены кружочки, которые обозначают, сколько монет  нужно потратить, чтобы удовлетворить данную потребность.

(Дети выполняют задания, объясняют свой выбор). Например, сначала нужно оплатить квартплату – 2 монеты, покупка одежды – 1 монета, на продукты – 1 монета.

Воспитатель: Молодцы, всё правильно распределили,  и у вас осталась 1 монета, которую вы можете потратить на то, что вы хотите или же можете отложить на следующую покупку.

Заключительная часть.

А теперь давайте напомним нашим гостям правила обращения с деньгами:

  1. Экономно распоряжаться деньгами.
  2. Потраченные средства уже не вернёшь.
  3. В первую очередь удовлетворять жизненно важные потребности.
  4. Невозможно иметь всё, что хочешь.
  5. Бережно относиться к деньгам.
  6. Деньги можно накопить или потратить. Накопление должно быть привычкой. Для этого можно завести копилку и откладывать туда деньги. А также можно вместе с родителями изготовить свою индивидуальную копилку, другой такой ни у кого не будет.

Воспитатель:

— Ребята, скажите, а что сегодня вам больше всего понравилось?

— Кому мы сегодня помогли?

— Кому вы об этом расскажете?

Мальвина и Буратино благодарят детей и прощаются с ними. До свидания! Сау булыгыз!