Степени сравнения имен прилагательных
Степени сравнения имен прилагательных
Райхана ХАСАНОВА,
учитель русского языка и литературы
I квалификационной категории
uимназии №102 им. М.С.Устиновой
г. Казани.
.
Цели урока:
Деятельностная: формирование способности учащихся к новым способам действия: создание алгоритма, наблюдение, анализ, работа с учебником.
Содержательная: формирование знаний о сравнительные степени имен прилагательных.
Планируемые результаты:
Личностные: обучающийся научится готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.
Метапредметные УУД:
Регулятивные УУД: обучающийся научится ставить новые учебные цели и задачи; обучающийся получит возможность планировать достижения целей, самостоятельно учитывать условия и средства их достижения.
Познавательные УУД: обучающийся научится находить ответы на вопросы, используя учебник; обучающийся научится устанавливать причинно-следственные связи.
Коммуникативные УУД: обучающийся научится учитывать разные мнения и интересы и формулировать своё мнение; работая в паре и группе, обучающийся научится брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Предметные: обучающийся научится образовывать степени сравнения имен прилагательных; обучающийся получит возможность различать формы сравнительной степени имен прилагательных в художественном и научном текстах и научится составлять предложения с именами прилагательными в сравнительной степени.
Необходимое оборудование: учебник «Русский язык», 5 класс. Автор Быстрова Е.А.
Предметно-образовательная среда: лист самооценки, учебник, комплект мультимедийной аппаратуры, карточки с заданиями
Демонстративный материал: алгоритм проверки правописания сравнительных степеней имен прилагательных, эталоны для самопроверки
Ход урока:
1 этап. Мотивация к учебной деятельности.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть.
Прочтите высказывание, которое написано на доске. Как вы его понимаете?
Дивишься драгоценности нашего языка: что ни звук, то и подарок; все зернисто, крупно, как сам жемчуг…
Н. В. Гоголь
Ученик. Я думаю, Гоголь хочет сравнить язык с драгоценным камнем, он также дорогой.
Ученик. А я считаю, что писатель, прежде всего хотел сказать, что нужно любить и непрерывно изучать русский язык. Особенно наше поколение должна принять из рук старшего поколения, как величайшую ценность, русский язык и передать его следующим поколениям еще более богатым и сильным.
Ученик. Согласен с тобой, для этого нужно много трудиться, работать.
Учитель. Вы готовы трудиться, работать? Готовы начать урок?
Ученики. Готовы.
II этап. Актуализация прочного учебного действия.
Учитель. Проверим домашнее задание. Кто выполнил упражнение №236, проверьте его, пожалуйста, по эталону, спроецированному на экран.
Необходимо было образовывать от полных прилагательных краткие и вписать их в таблицу.
Эталон №1 к упражнению №236
Окончание кратких имен прилагательных | |||
Единственное число | Множественное число | ||
м. р. | ж. р. | ср. р | |
робок | робка | робко | робки |
скользок | скользка | скользко | скользки |
легок | легка | легко | легки |
низок | низка | низко | низки |
редок | редка | редко | редки |
резок | резка | резко | резки |
ловок | ловка | ловко | ловки |
мягок | мягка | мягко | мягки |
весел | весела | весело | веселы |
прям | пряма | прямо | прямы |
слеп | слепа | слепо | слепы |
прост | проста | просто | просты |
болен | больна | больно | больны |
голоден | голодна | голодно | голодны |
сед | седа | седо | седы |
Учитель. Те, кто выполнил упражнение № 240, проверьте по карточкам, которые лежат у вас на столах. Вспомните, какое мы правило применить при написании кратких прилагательных оканчивающихся на шипящий звук?
Ученик. На конце прилагательных в краткой форме с основой на шипящую Ь не пишется.
Эталон № 2 к упражнению № 240
Цветок пахуч, перец жгуч, воздух свеж, клей липуч, лес дремуч, таблетка шипуча, растение колюч, чай горяч, мелодия певуча, слон живуч, жизнь хороша |
Учитель. Те, кто выполнил 238 «Охарактеризуйте с помощью кратких прилагательных одного, двух сказочных героев», подойдите ко мне.
Учитель. Те, кто выполнил упражнение № 236 без ошибок, поднимите руки. Молодцы, справились с заданием. А у кого-нибудь возникли затруднения при выполнении домашнего задания?
Ученик. Я допустил ошибку в образовании кратких прилагательных мужского рода. Исправить ошибку помог сосед по парте. Он объяснил, что происходит чередование при образовании краткой формы имен прилагательных.
Учитель. Какие трудности у вас возникли при выполнении упражнения № 240?
Ученик. У меня в написаниях некоторых кратких прилагательных на шипящие были допущены ошибки.
Учитель. Прочитайте краткие характеристики сказочных героев, а вы, ребята, внимательно послушайте и решите, справился ли ваш одноклассник с заданием.
Ученик.1) Баба Яга стара, хитра, зла, нос у нее крив. 2) Старик немоч, сед, добр, жалостлив. 3) Золушка трудолюбива, добра, юна, скромна. 4) Буратино наивен, добр, весел. 5) Кот Матроскин умен, сметлив, весел, остроумен.
Ученик. Мой одноклассник хорошо справился с заданием, придумал каждому герою характеристику.
Ученик. Да, действительно, ты прав.
Учитель. У вас на партах лежат листы самооценки.
Лист самооценки
Ученика (цы) 5 класса по теме «Степени сравнения имен прилагательных» ФИ______________ |
|
Домашнее задание упр. № 238, упр. № 240, 236 характеристика героев сказок с краткими прилагательными | |
Составление алгоритма | |
Карточка № 1 | |
Работа в парах | |
Карточка № 2 | |
Самостоятельная работа по упражнению № 246 | |
Творческая работа по картине |
– задание выполнено правильно, ставьте + (плюс);
– задание выполнено не точно, ставьте знак вопроса (?).
Учитель. Оцените свою деятельность на этом этапе урока. На каком уровне вы усвоили домашнее задание?
Ученик. На удовлетворительном, нам необходимо работать над ошибками.
Учитель. Не забывайте, ребята, в течение урока оценивать свою познавательную деятельность. Продолжим наш урок.
III этап. Выявление места и причины затруднения
Учитель. Распределите прилагательные записанные на доске в следующую таблицу.
Дорогой, светлее, милейший быстрее, лучше, погромче, более смелый, внимательный, самый смелый.
Прилагательные | Сравнительная степень | Превосходная степень |
Учитель. Сверьте свою работу с эталоном, который спроецирован на экран.
Эталон
Прилагательные | Сравнительная степень | Превосходная степень |
дорогой
внимательный |
светлее
быстрее лучше громче более смелый
|
милейший
самый смелый.
|
Учитель. Какие затруднения испытывали, выполняя это упражнение?
Ученик. Я не смог определить степень сравнения слова громче.
Ученик. А я не смогла определить слово более смелый.
Учитель. Можете ли вы объяснить ошибку правилами, с которыми познакомились на уроке?
Ученик. Нет, затрудняемся.
Учитель. Какова проблема?
Ученик. Мы не знаем, способы образования сравнительной степени имен прилагательных.
IV этап. Построение проекта выхода из затруднения.
Учитель. Какова же цель нашей дальнейшей работы?
Ученик. Определить, как образуются имена прилагательные в сравнительной степени. Находить предложения с прилагательными в сравнительной степени в художественном, публицистическом, научном текстах. Научиться составлять предложения с именами прилагательными в сравнительной степени.
Учитель. Как сформулируем тему нашего урока?
Ученик. Степени сравнения имен прилагательных.
Учитель. Какой метод вы предлагаете использовать для решения данной проблемы?
Ученик. Работу с учебником.
V этап. Реализация построения проекта.
Учитель. Прочитайте §32 .
Учитель. Что вы узнали из прочитанного материала? Проверим, правильно ли сделали вывод.
Ученик. Мы узнали, что сравнительная степень прилагательных имеет простую и составную форму. Простая форма состоит из одного слова и образуется из основы прилагательного с помощью суффиксов – ее, (ей), — е, -ше, иногда добавляется приставка –по. Но у некоторых прилагательных простая форма сравнительной степени образуется от другой основы. В предложении прилагательное в простой форме сравнительной степени являются сказуемым.
Составная форма сравнительной степени образуется путем добавления к начальной форме прилагательных слов – более, менее. В предложении прилагательное в составной форме сравнительной степени чаще всего выполняет роль сказуемого или реже – определения.
Превосходная степень прилагательного тоже имеет простую и составную форму. Простая образуется от основы прилагательного с помощью суффиксов – ейш –, –айш–: крупный – крупнейший, мелкий – мельчайший. Чтобы усилить степень проявления признака, используют приставку –наи–: наилегчайший.
Форма превосходной степени образуется путем добавления к начальной форме прилагательного слов самый, наиболее или наименее, а также путем прибавления к форме сравнительной степени слов всего, всех: самый знаменитый, наиболее известный, умнее всех, удивительнее всего. В предложении могут быт определениями и сказуемыми.
Учитель. Теперь объединитесь в группы и составьте алгоритм.
Учитель. Представьте свой алгоритм I группа.
Ученик. Наша группа составила алгоритм, который назвала
«Образование степеней сравнения имен прилагательных»
Сравнительная степень | Превосходная степень | ||
Простая форма | Составная форма | Простая форма | Составная форма |
–при помощи суффиксов – ее (ей), -е, ше;
-от другой основы
|
–при помощи слов более, менее | – при помощи суффиксов – ейш-, -айш-;
–при помощи приставки –наи-: наилегчайший. |
–к начальной форме + слов самый, наиболее или наименее
– при помощи слов всего, всех |
Роль сравнительной степени имен прилагательных в предложении | |||
Сказуемый
|
сказуемый или определение | сказуемый или определение | сказуемый или определение |
Учитель. А теперь представьте свой алгоритм 2 группа.
Сравнительная степень |
Превосходная степень |
Простая
– ее(ей), – -е, -ше |
Составная
менее более |
Простая
-ейш, -айш с приставкой наи- |
Составная
самый наиболее наименее |
Учитель. Как вы думаете, какую схему удобнее использовать?
Ученик. Думаем, что краткую.
Учитель. Хорошо, для закрепления этой темы прочитайте упражнение №245. Необходимо сравнить предметы используя простую форму сравнительной степени имен прилагательных. Обращаю внимание, что прилагательным нужно найти антонимы. Определите каким членом предложения они являются. Используйте алгоритм.
Ученик. Ручей уже и короче реки. Узкий – простая форма прилагательного – уже, короткий – короче. В предложении являются сказуемыми.
Ученик. Во втором предложении «Мама моложе бабушки». Молодой – сравнительная степень моложе. В предложении является сказуемым.
Ученик. В третьем предложении «Муравей слабее слона». Слабый – сравнительная степень слабее. В предложении являются сказуемыми.
Ученик. В четвертом предложении «Море глубже реки». Глубокий – сравнительная степень глубже. В предложении являются сказуемым.
Ученик. В пятом предложении «Канат толще веревки». Толстый — простая форма прилагательного, толще — сравнительная степень. В предложении являются сказуемым.
Ученик. В шестом предложении «Арбуз тяжелее яблока». Тяжелый – сравнительная степень – тяжелее. В предложении являются сказуемым.
Ученик. В последнем предложении «Дерево выше куста». Высокий- простая форма прилагательного, сравнительная форма – выше.
Учитель. Молодцы, теперь вы можете объяснить те ошибки, которые допустили в начале урока, используя алгоритм?
Ученик. Можем. Прилагательное громче в сравнительной степени.
Ученик. И прилагательное более смелый тоже в сравнительной степени, только составной форме.
VI этап. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи.
Учитель. Какой следующий этап нашей познавательной деятельности?
Ученик. Необходимо закрепить знания, правила и умения и научиться применять их на практике.
Учитель. Тогда поработаем над упражнением № 247. Прочитайте предложения. Найдите ошибки в употреблении прилагательных. Поясните, в чем заключаются эти ошибки, и исправьте их.
Ученик. В предложении «Сегодня твое выступление было менее удачнее, чем вчера» — допущено ошибка. Составная форма сравнительной степени образуется путем добавления к начальной форме прилагательного слов более, менее. Поэтому правильно будет сказать – «Сегодня твое выступление было менее удачный, чем вчера»
Ученик. В предложении «Этот путь более длиннее» сравнительная степень употреблено неправильно. Удачно будет сказать – «Этот путь более длинный».
Ученик. Или можно говорит: «Этот путь длиннее».
Ученик. В употреблении предложении «Природа юга более лучше и более разнообразнее природы севера» допущено ошибка. Слова более и менее добавляются к начальной форме прилагательного. Правильно – «Природа юга более хороший и более разнообразный природы севера».
Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?
Ученик. Да, надо еще потренироваться.
Учитель. Тогда поработаем в группах. Откройте карточку №1 и выполните задание.
Карточка № 1
Прочитайте пословицы, используя вместо простой формы прилагательных – сравнительные степени
Объясните свой выбор, поочередно комментируя предложения друг другу, используя алгоритм. 1.Человеческое слово стрелы (быстрый). 2. Дым отечества (светлый) чужого огня. 3. Всякий дом хозяином (хороший) 4. Больше слушай, (меньше) говори. |
Подслушанный учителем разговор ребят во время выполнения задания по карточке:
Ученик. В первой пословице вместо «быстрый» употребляем простую форму сравнительного степени «быстрее» – Человеческое слово стрелы быстрее.
Ученик. Во втором предложении слово «светлый» образуется от основы прилагательного с помощью суффикса – ее. «Дым отечества светлее чужого огня»
Ученик. Я думаю, в третьем предложении слово «хороший» образуется от другой основы «лучше» – «Всякий дом хозяином лучше».
Ученик. Иногда при образовании простой формы сравнительной степени добавляется приставка – по. Я думаю, что в четвертом предложении именно такой случай – «Больше слушай, поменьше говори».
Учитель. Испытывали ли вы затруднения?
Ученик. Нет, мы работали в команде, подсказывали друг другу. Так, например, мой одноклассник сделал ошибку в четвертом предложении, но мы ему напомнили правило.
Учитель. Для дальнейшего закрепления поработаем в парах. Посмотрите на доску. Образуйте от данных прилагательных все возможные формы степеней сравнения. Обсудите с соседом по парте.
Прилежный, тонкий, внимательный, трудолюбивый, громкий.
Учитель. Прочитайте, образованные вами прилагательные.
Ученик. Прилежный – простая форма сравнительной степени – прилежнее, составная форма – более (менее) прилежный, простая форма превосходной степени – прилежнейший, составная форма – самый прилежный;
Ученик. Тихий – простая форма сравнительной степени – тише, с приставкой – по – потише, составная форма – более (менее) тихий, простая форма превосходной степени – тишайший, составная форма превосходной степени – самый тихий;
Ученик. Внимательный – простая форма сравнительной степени – внимательнее, составная форма – более (менее) внимательный, простая форма превосходной степени – внимательнейший, составная форма – самый внимательный;
Ученик. Трудолюбивый – простая форма сравнительной степени – трудолюбивее, составная форма – более (менее) трудолюбивый простая форма превосходной степени – трудолюбивейший, составная форма – самый трудолюбивый;
Ученик. Громкий – простая форма сравнительной степени – громче, с приставкой – по – погромче, составная форма – более (менее) громкий, составная форма превосходной степени – самый громкий;
Учитель. Сверьте свои ответы по эталону.
Образование степеней сравнения | ||||
Сравнительная степень | Превосходная степень | |||
Простая форма | Составная форма | Сравнительная степень | Превосходная степень | |
Прилежный | прилежнее | более (менее) прилежный | прилежнейший | самый прилежный |
Тихий | тише, потише | более (менее) тонкий | тишайший | самый тихий |
Внимательный | внимательнее | более (менее) внимательный | внимательнейший | самый внимательный |
Трудолюбивый | трудолюбивее | более (менее) трудолюбивый | трудолюбивейший | самый трудолюбивый |
Громкий | Громче, погромче | более (менее) громкий | – | самый громкий |
Учитель. Испытали ли вы затруднения при выполнении задания?
Ученик. Да, но мы уже увереннее выполняем задание.
VII этап. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.
Учитель. Вы уверены в своих умениях?
Ученик. Да.
Учитель. Как проверить? Сможем ли мы теперь самостоятельно выполнить подобное задание?
Ученик. Мы можем самостоятельно выполнить задание и проверить себя по эталону.
Ученик. Постараемся, мы уже немного потренировались
Учитель. Откройте карточку №2.
Карточка №2
2. Правда (светлый) солнца. 3. Нет (милый) родного края. 4. (Быстрый) мысли ничего нет. 5. Старый друг (хороший) новых двух. 6. Бесчестье (плохой) смерти. 7. Утро вечера (мудреный). 8. Человек (твердый) камня, (нежный) цветка. 9. Уговор (дорогой) денег. |
Учитель. Сверьтесь с эталоном, который спроецирован на доске. Правильно ли сделали задание?
Эталон к карточке № 2
1. Здоровье дороже золота.
2. Правда светлее солнца. 3. Нет милее родного края. 4. Быстрее мысли ничего нет. 5. Старый друг лучше новых двух. 6. Бесчестье хуже смерти. 7. Утро вечера мудренее. 8. Человек тверже камня, нежнее цветка. 9. Уговор дороже денег.
|
Учитель. Поднимите руки, кто выполнил задание без ошибок. Какие затруднения вы испытывали?
Ученик. В основном справились с заданием.
Учитель. Если кто-то допустил ошибки, как нужно поступить?
Ученик. Исправить ошибки самостоятельно или воспользоваться эталоном.
Учитель. Молодцы. Поставьте на полях знак «+», у кого нет ошибок.
VIII этап. Этап включения в систему знаний и повторения.
Учитель. Достаточно ли мы закрепили новое правило?
Ученик. Нет, мы еще мало работали.
Ученик. У нас еще небольшой объем практического применения нового знания.
Учитель. Тогда работаем над следующим заданием. Упр. №246. Ответьте утвердительно на вопросы, употребляя прилагательные в составной форме сравнительной степени.
Учитель. Проверьте свои работы по эталону.
Эталон к упр. №246.
|
Учитель. Испытывали ли вы затруднения при выполнении данного упражнения?
Ученик. Нет, мы с ним легко справились.
Учитель. Сопоставьте простую и составную форму сравнительной степени прилагательных. Какая из этих форм изменяется?
Ученик. Простая форма сравнительной степени шире, выше, мельче, длиннее, сильнее образуется от основы прилагательного с помощью суффиксов – ее(ей), -е, -ше, а составная форма образуется путем добавления к начальной форме слов более, менее: более широкий, более высокий, более мелкий, более длинный, более сильный.
Учитель. Оцените свою деятельность на данном этапе урока.
Учитель. Выполнили ли мы те цели, которые поставили в начале урока?
Ученик. Выполнили. Мы научились образовывать сравнительную степень имен прилагательных.
Учитель. Тогда рассмотрите картину и составьте несколько предложений, используя сравнительные степени.
Учитель. Зачитайте, какие предложения вы составили, а остальные ребята приготовьтесь оценить работу одноклассника.
Ученик. Я составил по картине такие предложения:
- Зима – любимейшее время года детворы.
- Солнце ярче светит и на душе веселее.
- Нынче зима более теплый, чем прошлом году.
Учитель. Оцените работу вашего одноклассника.
Ученик. Все предложения составлены правильно.
Учитель. Используя эти предложения, составьте связанное высказывание, озаглавьте текст.
Учитель. Прочитайте текст.
Ученик. Я назвал свой текст «Зима».
Наступила зима. Все знают, что зима – суровая пора года. Солнце восходит позже и заходит рано, а дни все короче и холоднее, ночь длиннее. Люди одевают более теплую одежду. Хочется посидеть дома в тепле и не выходить на улицу. Но это любимейшее время года детворы. Зимой можно покататься на санках и коньках, лепить снеговиков. Через три месяца зима кончится, в марте дни становятся теплее. И наступит весна.
Учитель. Ребята, вам понравился текст?
Ученик. В целом понравился. В тексте использовано много имена прилагательные не только простой формы, но составной.
Ученик. А мне кажется, что в тексте нет законченности. Можно было бы закончить так: «Но до весны еще далеко» .
Учитель. Спасибо, ребята. Я согласна с вашими замечаниями.
9 этап. Этап рефлексии.
Учитель. Чему был посвящен урок и что вы узнали на уроке?
Ученик. Сегодня мы узнали очень много интересного, полезного. Урок был посвящён степеням сравнения имен существительных.
Ученик. Мы узнали, что степени сравнения имеют сравнительную и превосходную степень. Они бывает простыми и составными.
Ученик. Простая форма сравнительной степени состоит из одного слова и образуется из основы прилагательного с помощью суффиксов – ее, (ей), -е, -ше. Составная форма образуется путем добавления к начальной форме прилагательных слов – более, менее.
Простая форма превосходной степени образуется от основы прилагательного с помощью суффиксов -ейш-, -айш-: крупный-крупнейший, мелкий – мельчайший. Иногда используют приставку –наи-. Сложная форма превосходной степени образуется со словами самый, наиболее или наименее. В предложении могут быть определениями и сказуемыми.
Ученик. В начале урока мы не смогли выполнить задание, но прочитали параграф, работали в группах, в парах, помогали друг другу. Научились находить предложения со степенями сравнения в прилагательных в художественном тексте, составлять такие предложения, находить и исправлять ошибки.
Учитель. Какие затруднения вы испытали в течение урока?
Ученик. Не всегда правильно определяли формы сравнительной степени имен прилагательных.
Учитель. Что помогло нам их преодолеть?
Ученик. На разных этапах урока иногда ошибались, но алгоритм, задания по карточкам и эталоны для самопроверки помогли усвоить тему.
Учитель. Запишите домашнее задание
1)Повторить §23 и выполнить упражнение № 3 на странице 183.
2)Выполнить упражнение № 249.
3)Найти пословицы с сравнительными степенями имен прилагательными.
Спасибо за урок, мне очень понравилось, как вы сегодня работали!