Способы поддержки мотивации младшего школьника

№ 157 

Ольга ЖИРНОВА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №114 г. Казани

Мотив – побудительный повод, причина к действию, гласит теория педагогики. Все равно, какой человек маленький или взрослый, дошколенок или мудрец, их действия развиваются по схеме: мотив – мышление – действие – развитие – результат.

Когда успеваемость класса падает, а школа это, прежде всего обучение, а потом воспитание, как поддержать качество успеваемости?

Ребенок, поступая в школу, не осознает того, что он должен учиться, и другого выхода у него нет. Ребенка приводит в класс не жажда к учению, а стремление вступить в другую жизнь, окрашенную учителем. Смысл учения вначале скрыто от него, и школьная жизнь воспринимается как игра. Игра – это главная форма человека в дошкольном возрасте, которая долго не покидает его в школе.

Часть учащихся проявляют увлечение познанием, выказывают трудолюбие и находят мотивы к активности в учении и в результате. Другая часть показывают отрицательное отношение к учению, стремление утрачивается, обязанности тяготят, старательность ухудшается, авторитет учителя понижается.

То, с чем приходит ребенок в школу является фундаментом для развития и формирования положительного отношения к учению, для возникновения мотивов учебной и познавательной деятельности. Все будет зависеть от характера обучения как ведущей формирующей и воспитывающей среды. Обучение следует понимать как процесс, который формирует и управляет учебно-познавательную деятельность школьника, его адекватное мотивационное отношение к этим видам деятельности.

Таким образом, ребенок становится поддающимся обучению и воспитанию в самом процессе обучения и воспитания.

Имеют место быть и факторы, определяющие характер направленности процессов обучения и воспитания – наличие соответствующей среды и внутренние психические силы. Если речь не окажется в среде, в которой она должна реализоваться и развиваться, то через определенное время она может прекратить свое существование и ребенок навсегда может потерять эту способность. Психические же силы будут сталкиваться с трудностями, которые ученику придется постоянно напрягать. Это состояние будет способствовать развитию.

Но трудности могут и уклонить ребенка от учения. Здесь заключается парадокс. Растущий человек не только избегает трудностей, но и стремится к ним, ищет и преодолевает их. Эта отличительная черта человеческого существа позволяет строить процесс учения и воспитания.

Учение без трудностей вызывает мало интереса у школьников, ослабевают положительные эмоции, лишает чувства радости преодоления. Радость познания сильнее, если труднее был процесс самого познания, который потребовал напряжения сил. Учащиеся отдают предпочтение сложным задачам, чем легким. В этом смысл движения внутренних сил, которые продвигают ученика в учебе. Трудности процесса усвоения учебного материала, вызывающие напряженную работу познавательных сил – одно из условий зарождающейся удовлетворенности, в которой нуждается школьник.

На практике трудности чаще становятся помехой положительного мотивационного отношения школьника к учению. Причины заключаются в содержании учебного материала и в его психолого-дидактической организации; в форме личностной самостоятельности и в свободе выбора объекта и вида деятельности ученика; в предпосылках построения отношений педагога и ученика.

Предпосылки построения отношений

1. Ребенок – целостная личность. Его деятельность возникает в соответствии со своими мотивами. Воспитательный процесс может изменить эту деятельность, но тогда она не будет соответствовать мотивам. Навязанные правила поведения порождают «показную жизнь». Необходимо воспитательным процессом захватить его потребности и стремления, интересы и желания, стремление и самоутверждение.

2. Познавательные силы стремятся к развитию. Ребенок внутри готов к трудностям, стремится к ним, а ему предлагают ответ. Он его не принимает, а приобретает свой чаще ошибочный. Необходимо выходить на разговор, вместе представить проблему и идти к ней маленькими шажками.

3. Ребенок стремится к активности своих познавательных сил. Объект и форма обсуждения выбирается им самим. Учитель говорит о своем недовольстве и школьник, побуждаемый внутренними тенденциями, выходит на разговор без принуждения.

4. Учебно-познавательная деятельность в силу общественной значимости ее результатов имеет для школьника личностный смысл. Переживание радости вселяет веру в свои силы, укрепят его общественные позиции, и выдвигает на решение сложных задач.

5. Стремление к новому. Новый объект изучения тогда интересен школьнику, когда он приходит с опорой на его прошлый опыт, вызывая конкретные мотивы деятельности.