Списывание как способ формирования орфографической зоркости младших школьников

Списывание как способ формирования орфографической зоркости младших школьников

Венера МУСИНА
учитель начальных классов
гимназии № 96» г. Казани РТ

В данной статье рассмотрена одна из актуальных тем для началь­ной школы – формирование у школьников прочных орфографических навыков, ведь грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении. Формирова­ние орфографической грамотности младших школьников зависит от уровня развития их орфографической зоркости, от умения обнаруживать орфограммы, определять их тип и осуществлять само­проверку написанного. Задача формирования орфографического навыка определяется Федеральным государственным образователь­ным стандартом начального общего образования и рассматривается как один из основных планируемых результатов освоения обучающи­мися курса «Русский язык». В качестве одного из методов, обеспечи­вающих формирование орфографического навыка, может рассматри­ваться списывание. Но считаю, что списывание надо использовать не с целью формирования у обучающихся умения безошибочно копиро­вать текст, а должно рассматриваться как общий метод формирования орфографической зоркости у детей. По определению М.Р. Львова, «ор­фографическая зоркость – это способность (умение) быстро обнаружи­вать в тексте орфограммы и определять их типы. Орфографическая зоркость предполагает также умение обнаруживать ошибки, допущен­ные списывающим (собственные или чужие)». С точки зрения фонема­тической концепции орфографическая зоркость – это умение оцени­вать каждый звук в слове, различать в какой позиции он стоит: в силь­ной или слабой, какой звук однозначно указывает на букву, а какой может быть обозначен разными буквами при том же звучании. База для развития орфографической зоркости будет создана тогда, когда детям покажут, что при письме на месте одного и того же звука в слабой по­зиции бывают разные буквы, но правильной будет только одна из них и ее надо выбрать. Структура сознательного орфографического дей­ствия проста. М.Р. Львов предложил шесть этапов, которые мы ис­пользуем на начальном этапе знакомства с орфограммой в своей прак­тике на уроках русского языка: – увидеть в слове орфограмму; – опре­делить проверяемая она или нет; к какой теме относится, вспомнить правило; – определить способ решения задачи в зависимости от типа (вида) орфограммы; – составить алгоритм решения задачи; – выполнить намеченную последовательность действий; – написать слово в соответ­ствии с решением орфографической задачи и сделать проверку. Работу по формированию орфографической зоркости необходимо начинать с первого года обучения, а именно с периода обучения грамоте, и вести в трёх направлениях: 1. Соотношение звучащих единиц речи и графи­ческих единиц письма, то есть соотнесение звуков и букв, дать пред­ставление об ударении и ударном слоге, научить безошибочно и быстро определять в слове ударение, правильно обозначать на письме ударный звук соответствующей буквой. 2. Запоминание графического состава слова, его зрительного образа. Запоминание – важнейший эле­мент усвоения орфографии – происходит на основе звукобуквенного анализа. На этом этапе важно сформировать представление о том, что звуки могут находиться в слабой и сильной позиции, научить разли­чать позицию звука. 3. Решение орфографической задачи, выполнение действий на основе применения орфографических правил и способов проверки. Таким образом, развитие орфографической зоркости связано с развитием фонематического слуха, наблюдением над соотне­сением звуков и букв в разных позициях (от звука к букве и наоборот), обучению двум видам чтения – орфографическому и орфоэпическому. Подавляющее число орфограмм почти любого текста (до 90%) состав­ляют орфограммы слабых позиций, связанные с обозначением звуков буквами, а среди них самыми частыми являются: безударные гласные в разных частях слова, парные по глухости-звонкости согласные в определённых позициях. Следовательно, именно их опознавательные признаки должны быть усвоены школьниками в первую очередь. Что это за признаки понятно из названий орфограмм: а) для гласных – по­ложение без ударения; б) для согласных – во-первых, парность по глу­хости-звонкости, во-вторых, нахождение на конце слов и перед всеми другими согласными, кроме непарных звонких [л][л’], [м][м’], [н][н’], [р][р’], [й’] и [в][в’]. Для правильного написания каждой изучаемой ор­фограммы особенно важно умение видеть и опознавать её. Очень часто в учебниках русского языка предлагаются упражнения, где необхо­димо вставить пропущенную букву, выделить, подчеркнуть, и дети успешно с ними справляются, ведь место в слове для применения пра­вила уже показали, а вот заданий, в которых дети сами определяли бы место орфограммы, в учебниках русского языка практически нет. П.С.Жедек предлагает учить детей списывать, пользуясь следующим алго­ритмом: Внимательно прочитайте предложение. Повторите его, не за­глядывая в текст. Подчеркните в предложении все орфограммы. Про­читайте предложение орфографически. Повторите еще раз предложе­ние, орфографически проговаривая все звуки. Закройте текст. Начи­найте писать, диктуя себе по слогам (орфографически) и подчеркивая орфограммы. Проверьте списанное с текстом, особое внимание обра­тите на орфограммы. Большую роль в формировании орфографиче­ского навыка играет орфографическое проговаривание, так как надо писать. «В основе орфографического проговаривания лежит артикуля­ционная память, а также подключается слуховая память, усиливается слуховое восприятие и уточняя в сознании пишущего состав и порядок звуков (и букв) слова», – писал Петр Семенович Тоцкий. Работа рече­вого аппарата в процессе проговаривания создает запоминающийся образ слова, а многократное повторение вслух и про себя способствует прочному запоминанию его написания. И если ребенок вдруг прогово­рил с ошибкой, то класс и учитель вовремя заметят и поправят непра­вильное написание слова. Если ежедневно на каждом уроке отводить по 5 минут для орфографического чтения, это даст хороший результат. Постепенно орфографическое чтение автоматизируется. Считаю, что способ чтения, обеспечивающий не только смысловую, но и орфогра­фическую ориентировку в тексте, может быть планомерно сформиро­ван у обучающихся. Для этого перед ними должна быть поставлена особая задача, требующая совмещения указанных видов ориенти­ровки, задан способ ее решения, а затем обеспечено усвоение самого способа. Такой задачей является задача на орфографически точное письменное воспроизведение прочитанного смыслового фрагмента текста, то есть задача на списывание. Следовательно, списывание рас­сматривается как общий метод формирования орфографического навыка путем такой работы с печатным текстом, в рамках которой мо­жет и должно быть планомерно обеспечено совмещение смысловой и орфографической ориентировки в процессе чтения. Если мы хотим та­кой навык сформировать целенаправленно у всех детей, перед ними должна быть поставлена соответствующая задача: орфографически точно воспроизвести относительно целостный смысловой фрагмент печатного текста после его прочтения, — то есть задача на списывание. В самом деле, удержать в памяти более или менее значительный по объему фрагмент текста (например, предложение из 8 –10 слов) ребенок может, лишь восприняв его как целостную смысловую единицу. Для того же, чтобы точно воспроизвести орфографические особенности этого фрагмента, они должны быть выделены в процессе чтения и удержаны в памяти. Главное  – работа над формированием орфографи­ческой зоркости должна вестись систематически из урока в урок на протяжении всего периода обучения школьников русскому языку.

Список литературы:

1.Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уро­ках русского языка в младших классах – Томск: Пеленг, 1992.

2.Львов М.Р. Правописание в начальных классах – М.: Просвещение, 1990. 3. Тоцкий П.С. Орфография без правил – М.: Просвещение, 1991.