Спешите делать добро
№ 155
(Сценарий классного часа, посвященного 160-летию со дня рождения А.П.Чехова)
Айназ ПЕТРОВА,
учитель английского языка I квалификационной категории Кучуковской средней школы Агрызского района
Цели и задачи:
– расширить представление учеников 6 классов о личности писателя А.П.Чехова;
– познакомить с закономерностями проявления доброты в личности человека и в окружающей жизни на примере творчества А.П.Чехова;
– показать учащимся необходимость целенаправленного воспитания в себе доброты, побудить их к этому;
– воспитывать у учащихся доброжелательность, отзывчивость, доброту и толерантность.
Форма проведения: путешествие по произведениям А.П.Чехова.
Участники: учащиеся VI класса.
Ход классного часа
I. Мотивационный этап
Самоопределение к учебной деятельности.
(Звучит песня «Дорогою добра».)
Учитель. О чем эта песня, ребята?
– Сегодня мы поговорим о доброте.
– Ребята, к нам на урок пришел доктор добрых наук. (Прикрепляется портрет А.П.Чехова на доску.) Он делает злых людей добрыми, а добрых еще добрее! Вот он хочет у вас узнать, что же такое доброта? (Ответы детей.)
– Антон Павлович писал: «Спешите делать добро». Что же он хотел сказать этими словами? (Ответы учащихся.)
– Сегодня мы собрались в память великому писателю Антону Павловичу Чехову, родившемуся 29 января 1860 года в г. Таганроге.
С произведениями Чехова мы знакомимся с раннего детства. Кто не помнит впервые прочитанный мамой рассказ «Каштанка»? Этот рассказ, наверное, до сих пор остаётся одним из самых любимых произведений для многих, сидящих в этом зале.
«Надо, чтобы за дверью каждого довольного, счастливого человека стоял кто-нибудь с молоточком и постоянно напоминал бы стуком, что есть несчастные, что как бы он ни был счастлив, жизнь рано или поздно покажет ему свои когти, стрясется беда болезнь, бедность, потери, и его никто не увидит и не услышит, как теперь он не видит и не слышит других..» («Крыжовник»). Это слова повествователя из рассказа Чехова «Крыжовник».
Все творчество великого писателя можно назвать подобным напоминанием о том, что человек не должен быть равнодушен к бедам и несчастьям ближнего
1-я станция. Доброму человеку бывает стыдно даже перед собакой. (А.П.Чехов)
Учитель. Молодая рыжая собака – помесь такса с дворняжкой – очень похожая мордой на лисицу, бегала взад и вперед по тротуару и беспокойно оглядывалась по сторонам. Изредка она останавливалась и, плача, приподнимая то одну озябшую лапу, то другую, старалась дать себе отчет: как это могло случиться, что она заблудилась?
Вы все узнали – это Каштанка из рассказа Чехова «Каштанка».
Ученик (читает отрывок из произведения). «Но она ни о чем не думала и только плакала… Он чмокнул губами и сделал Каштанке знак рукой, который мог означать только одно: «Пойдем!» Каштанка пошла.
Учитель. Милосердие, сострадание, чуткость души, верность, доброта – все они объединяются у А.П.Чехова в едином и всеобъемлющем чувстве любви: любовь к «ближнему своему», к животным, к природе, к своей Родине. Этим порывом автор делится с нами в «Каштанке».
Новый хозяин – заботливый, внимательный, ласковый – создаёт хорошие условия для собаки и нарекает её Тёткой. Она приобретает друзей: Кота, Гуся и Свинью. Дав Тётке окрепнуть и привыкнуть к окружающей обстановке, он начинает и её приучать к цирковому искусству.
Этот рассказ о душевной чуткости людей, которые способны в любую минуту протянуть руку помощи. Именно с таким человеком читатель встречается в рассказе. Он действительно достоин преданности Каштанки, но ее сердце принадлежало грубому хозяину. Однако истинно добрый человек не ждет благодарности за то, что получается у него само собой.
2-я станция. А как проявляется доброта в рассказе «Ванька»?
Учитель. Жизнь Ваньки можно разделить на две части: –
1. Жизнь в деревне.
2. Жизнь в городе.
Где нравится жить Ваньке? (Учащиеся приводят примеры счастливых моментов из жизни мальчика.)
Работа в группах. Представить синквейн «Дедушка», «Барышня Ольга Игнатьевна».
3-я станция. «Срочно необходимо простое человеческое участие».
Учитель. Основная тема рассказа – это тоска главного героя, у которого умер сын. В огромном и суровом внешнем мире, где свирепствует метель и где мимо проходят сотни равнодушных людей, Иону никто не слышит. Хотелось бы , чтобы «герои » рассказа «Тоска» проявили минимум сострадания и терпения, чтобы облегчить горе «Ионе Потапову».
После прочтения этого рассказа понимаешь, как людям порой не хватает доброты и понимания. Мы тоже сталкиваемся с равнодушием и непониманием.
Игра «Мои желания»
(Дети изготавливают «цветок желаний». Серединку оставляют свободной. А на лепестках пишутся желания. Из работ ребят оформляется поляна желаний.)
Желания могут быть разными:
– хочется, чтобы нас не только ругали за промахи;
– хвалили за хорошее;
– хочется в трудную минуту услышать ласковое слово;
– хочется услышать слова поддержки и т.д.
Люди из-за своих забот забывают о том, что может быть кого-то рядом переполняет и съедает тоска, кому-то срочно необходимо простое человеческое участие. Давайте все будем помнить об этом!
4-я станция
Вежливый доктор в старинном пенсне и с бородкой,
вежливый доктор с улыбкой застенчиво-кроткой…
Инсценировка «История добрых дел писателя»
(Ребята в крестьянской одежде ведут рассказ о писателе.)
– А говорят, в нашем Мелихове поселился барин. Не просто богатый, а самый мудрый, добрый…
– Дааа, во время холерной эпидемии бескорыстно лечил крестьян, обеспечивал их целительными препаратами, принимал меры к санитарному просвещению.
– А ещё и в Крыму продолжал добрые дела. Его стараниями в Ялте был организован санаторий «Яузлар» для больных туберкулезом. Причем именно для бедных, кто не мог позволить себе оплачивать проживание и лечение на дорогом курорте.
– Говорят, в селе нашем и его окрестностях построил три школы. Он добывал средства, заказывал и лично проверял проект каждой школы, руководил приобретением кирпича, досок, балок и других необходимых строительных материалов. Потом бдительно следил, чтобы строили хорошо и надежно. Сам жертвовал деньги на образовательные учреждения и призывал к этому других. А когда школы были выстроены, писатель участвовал в учебном процессе и принимал экзамены.
– И не только… основал общедоступную библиотеку. А чтобы первоначально наполнить ее, подарил книги из своей домашней библиотеки, причем немало – свыше двух тысяч томов.
– А в Мелихово и его окрестностях Чехов развернул кампанию по восстановлению лесов. По его инициативе закупались и высаживались молодые дубки, клены, вязы, лиственницы. Был организован сбор семян различных деревьев. Потом их высевали на гарях и вырубках. А еще на пустырях было высажено множество вишен.
– Антон Павлович не был религиозным человеком, но, когда местные крестьяне и священник обратились с просьбой помочь возвести в селе колокольню – охотно помог. Развивал он, говоря по-современному, и транспортную доступность. Убедил железнодорожное начальство, что курьерские поезда должны останавливаться на местной станции Лопасня. Благодаря ему была проложена к Лопасне и хорошая дорога, открыто почтовое отделение с телеграфным аппаратом.
– Удивительный человек! «Сколько же нужно мудрости, чтобы никогда не терять доброты!»
5-я станция. Спешите делать добро!
Учитель. Как здесь не согласиться с Антоном Павловичем Чеховым и не закончить свою мысль теми же словами, с которых она начиналась: « Спешите делать добро». Нужно спешить делать добрые дела, наполнять свою жизнь особенным смыслом, чтобы после горько не сожалеть об утраченных возможностях. Ведь не зря говорят, что добротой и искренностью человек обогащает самого себя, он становится мудрее и прозорливее. Он видит мир в ином, более чистом и прекрасном свете, и счастлив лишь тем, что может подарить кусочек своей пылкой и отзывчивой души ближнему.
Давайте станем чуть добрее,
Не будем злиться на других.
Жить с добрым сердцем веселее.
Ценить друзей, любить родных.
Мы все зависим друг от друга,
Плоха ли жизнь, иль хороша.
Дождь за окном, кружит ли вьюга.
С добром всегда светла душа.