Специфика коммуникативного развития у детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях детского коллектива

№172

Регина МОШКУНОВА,

учитель-логопед детского сада №183 г. Казани

Ранний возраст – это период закладывания базовых аспектов, развития коммуникативного, речевого, познавательного, двигательного и социального процессов. Согласно концепции Л.С.Выготского о структуре дефекта развития, дети с ограниченными возможностями здоровья, по характеру первичных и вторичных нарушений в структуре дефекта, по уровню развития познавательных, по степени выраженности отклонений в развитии, речевых и двигательных навыков, образуют неоднородную группу. Различные проявления коммуникативного дизонтогенеза всегда находят своё место в структуре нарушении развития у ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Данные проявления требуют специально организованного логопедического воздействия, так как социальная адаптация детей с отклонениями в развитии к окружающему их социуму значительно затруднена, без достаточного уровня развития навыков коммуникации. Можем прийти к выводу, что ведущей образовательной потребностью, для детей с особенностями коммуникативного развития выступает потребность в логопедической помощи с учетом особенностей познавательного развития, а также речевого и двигательного развитий.

При первичном речевом дизонтогенезе, у детей 5 – 7 лет с сохранным познавательным развитием могут страдать речевые компоненты. Общее недоразвитие речи определяется при несформированности всех компонентов речевой системы, а фонетико-фонематическое недоразвитие речи – при нарушении процессов восприятия и воспроизведения фоне. У детей с ОВЗ с диагностируемой задержкой психического развития или умственной отсталостью наблюдается недоразвитие всех компонентов речевой системы. При сенсорных нарушениях, например, нарушениях слуха и зрения, наблюдается системное недоразвитие речи.

Из этого можно сделать вывод, что проведение коррекционной работы целесообразно по следующим направлениям:

1. Развивать у детей осознания себя как субъекта общения и восприятие сверстника в качестве объекта взаимодействия.

2. Развивать у дошкольников способности восприятия и использовать различные как вербальные, так и невербальные коммуникативные средства.

3. Формировать у дошкольников социальные представления.

Библиографический список

  1. Вятлева Ю.Е., Калмыкова В.С. Проблема взаимосвязи и преемственности деятельности учителей-логопедов дошкольного образовательного учреждения и школы в условиях модернизации отечественной системы образования / Ю.Е.Вятлева, В.С.Калмыкова // Мир специальной педагогики и психологии. Научнопрактический альманах. – М.: 2014. – С. 60 – 67.
  2. Соботович Е.Ф. Механизмы речевой деятельности в норме и патологии // Дети с проблемами в развитии. – 2004. – № 2. – С. 4 – 7.
  3. Безрукова О.А., Приходько О.Г. Методические рекомендации по ведению речевой карты ребенка дошкольного возраста. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Русская речь, 2012. – С. 100.
  4. Абелева И.Ю. Механизмы коммуникативной речи: учеб.-моногр. – М.: Парадигма, 2012. – С. 288.
  5. Стребелева Е.А., Мишина Г.А., Разенкова Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика детей раннего и дошкольного возраста: метод. пособие. – М.: Просвещение, 2004. – С. 164.
  6. Цветкова Л.С. Нейропсихологическая реабилитация больных: речь и интеллектуальная деятельность : учеб. пособие. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: Модэк, 2004. – С. 424.
  7. Глухов В.П., Ковшиков В.А. Психолингвистика. Теория речевой деятельности. – М.: АСТ, 2007. – С. 223.
  8. Леонтьев А.А. Психолингвистические единицы и порождение речевого высказывания. — Изд. 4-е, стереотипное. – М.: Комкнига, 2007. – С. 312.