Создаем мультфильм по произведению «Сказка про Пеструшку, Чернушку и паука»

№ 202

(НОД по познавательно-речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста)

Айсылу ШАКИРОВА,

воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №50  г. Казани

Цель: формирование универсальных предпосылок учебной деятельности старших дошкольников, через знакомство детей с основами мультипликации.

Задачи:

образовательные:

  • способствовать формированию представления о создании мультипликационных фильмов;
  • закреплять умение составлять хронологическую последовательность из картинок и пересказывать сюжет;
  • формировать умения и навыки работы с веб-камерой, ноутбуком

развивающие:

  • развивать творческую и коммуникативную деятельность детей на примере составления рассказа по картинкам;
  • развивать умение строить предложения, выражать свои мысли, описывать свои действия;

воспитательные: воспитывать у детей желание работать в коллективе, умение договариваться между собой.

Предварительная работа: чтение произведения «Сказка про Пеструшку, Чернушку и паука», беседа по сказке, драматизация сказки, используя настольный театр, изготовление декораций и героев для будущей анимационной работы.

Методы и приёмы: игровой, наглядный, практическая деятельность детей, вопросы к детям, словесная, дидактическая игра, использование художественной литературы, показ способа действия, вопросы, объяснения, указания, педагогическая оценка.

Оборудование: интерактивная доска, ноутбук, веб-камера, программа «Movavi Video Editor 15 Plus», наушники, декорации мультстудии «Я творю мир» (ширма, полянка, дерево, солнце, облака, внутренний вид избы) , сарай из глины, мольберт.

Демонстрационный  материал: сюжетные картинки на магните по сценарию мультфильма «Две курицы» (формат А 4).

Раздаточный материал: герои сказки, слепленные предварительно детьми (Чернушка, Пеструшка, паук, бабушка).

Структура образовательной деятельности:

  1. Вводная часть (3 мин.)

а) словесная дидактическая игра с мячом «Что делает?»;

  1. Основная часть (20 – 25 мин.)

а) дидактическая игра «Собери правильно сюжет»;

б) драматизация сказки;

в) съемка кадров;

г) предварительный просмотр кадров;

д) озвучивание.

III. Заключительная часть (2 мин.)

а) обобщение воспитателя;

б) анализ НОД (о том какие знания показали дети и их отношение к занятию)

Ход образовательной деятельности

  1. Вводная часть

Воспитатель. Ребята, я очень рада снова вас видеть в нашей мультстудии «Почемучки». Предлагаю вам поиграть с мячом и вспомнить люди каких профессий участвую в создании мультфильма и  что они делают.

Я бросаю вам мяч и называю действия, которое выполняет человек, участвующий в создании мультфильма, а вы возвращаете мне мяч и говорите, как называется эта профессия.

  • Придумывает, пишет, сочиняет. (Режиссер)
  • Лепит, рисует, шьёт. (Художник)
  • Передвигает, двигает. (Аниматоры)
  • Фотографирует, снимает. (Оператор)
  • Пишет музыку. (Композитор)
  • Озвучивает героев. (Актер)
  • Собирает мультфильм на компьютере. (Монтажер)

Воспитатель. Молодцы, ребята! Вы правильно ответили на все вопросы: благодаря людям этих профессий создаются мультфильмы.

  1. Основная часть

Воспитатель. Ребята, недавно мы с вами познакомились со «Сказкой про Пеструшку, Чернушку и паука» [1], слепили героев этой сказки, даже сыграли её по ролям. Сегодня я предлагаю вам снять мультфильм по этой сказке. Хотите?

Дети. Да!

Воспитатель. Сначала вспомним сказку, правильно расставив рисунки нашего сюжета. Это будет наш сценарий.

  1. Дидактическая игра «Собери правильно сюжет». (Дети собирают сюжетные картинки на мольберте и пересказывают сказку.)

Воспитатель. Молодцы! Наш сценарий готов. Скажите, кого не хватает, чтобы продолжать создавать мультфильм дальше?

Дети. Героев сказки (Чернушка, Пеструшка, Бабушка, Паук) и автора.

Воспитатель. Да, ребята. Они у нас готовы. Я вам предлагаю подойти к столу, где стоят наши декорации; сарай и красивый двор и разыграть сюжет сказки с готовыми героями. Для чего это нужно?

Дети. Для распределения ролей и репетиции движений в кадре при фотографировании.

  1. Драматизация сказки.

Воспитатель. Ребята, что нам нужно сделать, чтобы наши герои ожили?

Дети. Героев нужно оживить.

Воспитатель. Как вы это будете делать?

Дети. Берём фигурку героя, размещаем на ширме под объективом веб камеры, начинаем двигать.

Воспитатель. Какие правила нужно помнить при съемке?

Дети. Не спешить! После каждого маленького движения, будем делать кадр.

– Не забывать убирать из кадра руки после каждого движения.

– Работать дружно!

Воспитатель. Молодцы, ребята, вы повторили правила съемки сюжета с героями. Давайте приступим к работе. Я буду режиссером, а вы моими ассистентами – помощниками.

  1. Съемка кадров. (Если дети снимают кадры не первый раз, можно предложить фотографировать им самим.)

Воспитатель. Молодцы! Я предлагаю вам все отснятые кадры посмотреть в специальной программе, чтобы увидеть, как оживет наша сказка.

  1. Предварительный просмотр кадров. (Детям предлагается обсудить ошибки, допущенные ими при съемке.)

Воспитатель. Ребята, чего не хватает в нашем мультфильме?

Дети. Звука.

Воспитатель. Совершенно верно. А кто занимается озвучиванием мультфильмов?

Дети. Актёры.

Воспитатель. Сейчас мы перемещаемся в студию звукозаписи. Вспомним правила при записи звука.

Дети. Не шуметь!

– Сначала отрепетировать реплику!

– Следить за экраном ноутбука!

  1. Озвучивание. (Дети одевают наушники при озвучивании.)

Воспитатель. Вы все сегодня хорошо потрудились. Молодцы! Предлагаю посмотреть что у нас сегодня получилось. (Совместный просмотр анимационной работы.) Как вы думаете, наш мультфильм уже готов?

Дети. Нет.

Воспитатель. Почему?

Дети. Не совпадает звук и кадры, некоторые кадры с руками, музыки нет, и т.д.

Воспитатель. Вы правы, ребята. Наш мультфильм ещё нужно монтировать. Я смонтирую и покажу вам готовый мультфильм завтра.

III. Заключительная часть

Воспитатель. Вот и наша работа в мультстудии «Почемучки» подошла к концу.

– Чем мы с вами сегодня занимались?

– Что вы сегодня узнали нового?

– Что вам понравилось делать больше всего? (Ответы детей.)

Литература

  1. Шаехова Р.К. Раз – словечко, два – словечко: занимательное обучение татарскому языку. – Казань: Хәтер, 2011. – 96 с.: илл.
  2. Муродходжаева Н.С., Амочаева И.В. Мультстудия «Я творю мир»: методические рекомендации. – М.: Элти-Кудиц, 2018. – 69 с.