Современный урок физической культуры в условиях реализации ФГОС
Ирина САМАРИНА,
учитель физической культуры высшей квалификационной категории МБОУ «Гимназия № 96» г. Казань
Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 “О введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования” открыло новую эпоху в общем образовании страны.
Система образования РФ теперь строится на Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС), которые представляют собой совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования. Так звучит общее определение ФГОС, и, это очень сложно осмыслить. Для того чтобы изучить и проанализировать практическое применение образовательных стандартов, необходимо рассмотреть конкретные цели, задачи и требования, которые в них заложены. Идея введения этого стандарта виделась его разработчиками сначала в создании таких ориентиров, которые будут способствовать достижению качественно новых, более высоких результатов образования и указывать способы их получения. Главным способом достижения результатов на ФГОС уроках заключается в том, чтобы создать ученикам условия, в которых они смогут добывать новые знания самостоятельно. Иначе говоря, учитель не должен озвучивать новую тему урока сразу, а создать условия, в которых ученик сможет ее определить и сформулировать сам. Отсюда можно сделать вывод, что введение ФГОС на школьных уроках сводится формированию самостоятельной индивидуальной образованной личности, готовой к плодотворному взаимодействию с социумом. Такой формат проведения уроков весьма органично и обоснованно подходит к гуманитарным, естественнонаучным и физико-математическим дисциплинам. Однако как же применить его к такому предмету, как физическая культура?
Прилагательное «современный» в отношении урока, на мой взгляд, синонимичен слову «актуальный», то есть такой, который соответствует современным реалиям и закладывает основу для будущего.
Необходимо отметить, что по новым стандартам, ученики на уроке сами планируют способы достижения намеченной цели, осуществляя действия по намеченному плану (групповому или индивидуальному), применяют формы самоконтроля и осуществляют коррекцию, проводят рефлексию и оценивают достижения друг друга. Также они имеют возможность разработать самостоятельно или вместе с учителем домашнее задание с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика. И это, по моему мнению, очень актуально для уроков физической культуры спортивно — игровой направленности. Другое дело – урок разучивание нового упражнения, двигательного действия или акробатической связки.
На любом традиционном уроке физической культуры (и не только), учитель сам объявляет тему урока, формулирует и сообщает ученикам, что они должны разучить и какими способами это выполнить. Под неусыпным руководством ученики выполняют ряд практических задач, педагог также оценивает учащихся, в ходе выполнения страхует и, по итогам работы, проводит анализ ошибок, выясняя у учеников, что они запомнили на занятии.
Мы знаем, что основным результатом образования в области физической культуры является освоение учащимися основ физкультурной деятельности — это объединяет и прошлый, и современный ФГОС стандарты образования. Кроме того, предмет «Физическая культура» в современных условиях способствует развитию личностных качеств учащихся и является средством формирования у обучающихся универсальных способностей. Эти способности иначе называют компетенциями. Компетенции выражаются в метапредметных результатах образовательного процесса и активно проявляются в разнообразных видах деятельности, выходящих за рамки предмета «Физическая культура». Также целью является формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в пространстве общечеловеческой мировой культуры.
Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры принято подразделять на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со способами и правилами организации самостоятельных занятий, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного материала. При освоении знаний и способов деятельности необходимо использовать учебники по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выполнения самостоятельных заданий или домашнего закрепления разучиваемых физических упражнений.
Уроки с образовательно-предметной направленностью направлены в основном для обучения практическому материалу разделов гимнастики, легкой атлетики, подвижных игр, лыжных гонок и плавания. На этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются предмета обучения (например, название упражнений или описание техники их выполнения и т. п.).
Уроки с образовательно-тренировочной направленностью используются для развития физических качеств ребенка. Выполнение соответствующих задач на этих уроках, осуществляется в рамках жесткого контроля физической нагрузки от начала к окончанию их основной части. И еще, для получения результата на этих уроках у детей необходимо формировать представления о физической подготовке и качествах, физической нагрузке и ее влиянии на все системы организма человека. Это яркий пример межпредметной компетенции. На этих уроках должны обучать способам регулирования физической нагрузки и, что наиболее важно, способам контроля за ее величиной с первых уроков по физической культуре. Отличие этих уроков: постепенное нарастание величины физической нагрузки задается определенной последовательностью выполнения физических упражнений, имеющих разные характеристики по энергозатратам; от начала к окончанию основной части урока подбор физических упражнений сохраняет определенное постоянство: на развитие быстроты — силы – выносливости; по сравнению с другими типами уроков физической культуры, заключительная часть более продолжительная, потому что должна быть достаточной, чтобы обеспечить восстановление организма после выполнения школьниками нагрузок.
В целом, каждый урок физической культуры носит образовательную направленность и обязательно включает учащегося в самостоятельное выполнение практических заданий. Полученные таким образом знания, умения и навыки должны в последующем закрепляться в системе самостоятельных форм занятий физическультурой. При этом, развивая самостоятельность, необходимо ориентировать учащихся на использование учебного материала, не только освоенного ими на уроках физической культуры или уроках по другим учебным предметам, но и изложенного в учебниках по физической культуре. Повышение самостоятельной познавательной активности учащихся приводит к достижению формирования их интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, приучение к систематической работе со своим телом и своим здоровьем.
Успешный урок физической культуры в рамках реализации ФГОС имеет ряд отличительных особенностей. Одна из них — более творческий характер проведения занятий. Для этого целесообразно разнообразить само содержание урока (например, заменить прохождение обязательных упражнений специальными квестами и спортивными играми, где каждый участник будет иметь свою роль и набор заданий, учитывающий его индивидуальные особенности). Однако нельзя полностью исключить прохождение комплекса отдельных физических упражнений на различные группы мышц, да и сами квесты, проводимые в школьных залах, как правило, состоят из выполнения комплексов различных физических упражнений. Поэтому, я считаю, главной сложностью проведения урока физкультуры в рамках реализации новых стандартов будет тот факт, что практический материал на уроках всех трех типов должен сначала объясняться и демонстрироваться учителем, а потом уже правильно выполняться учениками. На уроках физкультуры, подразумевающих обучение любой физической активности, наиболее эффективной по моему мнению, будет именно традиционная подача материала, вступающей (на первый взгляд) в противоречие стандарту ФГОС. Таким образом, можно сделать вывод, что программа ФГОС и ее реализация на уроках физической культуры должна быть проработанной, обоснованной и компромиссной, ведь качественно новые результаты могут быть достигнуты и с использованием традиционных, проверенных временем способов.