Современный ребенок и «дополнительная реальность»

№171

Ирина ШИБАЛОВА,

старший воспитатель I квалификационной категории детского сада №55 «Килэчэк» г. Зеленодольска 

Гульнара ГУБАЙДУЛЛИНА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №55 «Килэчэк» г. Зеленодольска

Современные дети – это принципиально новое поколение. Они быстро обучаемы и к ним нужны новые подходы, обеспечивающие интенсивное движение вперёд в их интеллектуальном развитии. Успешно внедряемые федеральные государственные образовательные стандарты – отчасти конфликт между традиционной системой образования и системой образования современных детей; конфликт, побуждающий  нас пересматривать приёмы и технологии воспитательно-образовательной деятельности в условиях стремительно- развивающегося информационного пространства.

Футурологи предрекают, что через тридцать лет появятся такие профессии, как хирург по увеличению памяти, специалист по созданию искусственных органов средствами 3D-технологий, утилизатор информации. «Как подготовить ребёнка к современному миру, сохраняя адекватность и самоценность детства?», – вот главный концептуальный вопрос современного дошкольного образования.

ФГОС – это социокультурный проект, так как консолидирует действия разных ведомств – образования, культуры, здравоохранения, информатизации, создавая режим наибольшего благоприятствования для развития ребёнка. В основе любого успешного развития лежат инфраструктурные решения. В нашей Республике внедрение Программы информатизации образования позволило  усовершенствовать образовательный процесс информационно- коммуникационными технологиями. Однако,  технологии успешны не только благодаря исполнительской дисциплине, а лишь в том случае, если их правильно применяют.

Как определить разумный баланс применения ИКТ в воспитательно-образовательном процессе детского сада? Каким электронным ресурсам отдавать предпочтение? Как разумно сочетать существование ребёнка в условиях «модели дополнительной реальности», когда сенсорные данные дополняют сведения об окружающем мире и улучшают восприятие информации, делая её привлекательной и яркой, с кропотливым самостоятельным освоением базовых основ культуры, общения, познания? Не покажется ли ему скучным последнее, если он вкусил «дополнительную реальность»?

Именно компетентность педагога в вопросах организации образовательной деятельности с использованием ИКТ позволяет решать вышеперечисленные вопросы, избегая негативного влияния инфокоммуникационных технологий на психическое и физическое здоровье детей и возникновения ранней компьютерной зависимости.

Практика показывает, что начинающие педагоги часто проходят через следующие ошибки, о которых нужно знать и избегать их:

– неправильное определение дидактической роли и места ИКТ в образовательной деятельности;

– бесплановость, бессистемность применения ИКТ;

– замена живого общения демонстрацией компьютерных программ.

Задача воспитателя во все времена, сохраняя уникальность детства – учить, формировать, мотивировать, стимулировать (обращаем внимание на применяемые нами глаголы несовершенного вида: не «научить», а «учить» и т.д.), т.е. формировать предпосылки универсальных учебных действий. Образование – это и обучение, и воспитание. Образовательная деятельность необходимо включает в себя решение пяти групп воспитательных задач: воспитание физическое, нравственное, трудовое, умственное, эстетическое. Совокупные механизмы развития ребёнка – игра, общение и познавательно- исследовательская деятельность – не могут быть заменены какими-либо электронными эрзацами. Однако значение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе нельзя недооценивать.

Формы цифрового информационного продукта, применяемого нами в воспитательно- образовательном процессе, следующие:

– мультимедийные презентации;

– развивающие программы (конструкторы сред и сказок, обучение чтению и математике, развитие памяти и воображения);

– АРТ-студии, простейшие графические редакторы с библиотекой рисунков;

–  диагностические программы.

В полезную практику детского сада входит проект по созданию тематических электронных методических пособий, таких, как «Эко-дайджест» – по экологическому воспитанию, «Дорожная азбука» – по безопасности детей в дорожно-транспортной среде, «Билет в будущее» – по ранней профориентации дошкольников. Над пособием работает весь коллектив, так как он включает в себя образовательный экскурс в проблему, идеи проблемных ситуаций, интерактив. Также необходима совместная работа по созданию дизайна, подбору видео- сюжетов событий детского сада, картинок и фотографий по теме проекта. Методическое пособие является, как правило, итогом большой работы педагогического коллектива над той или иной актуальной темой. Оно имеет удобную навигацию и легко применяется детьми старшего дошкольного возраста.

При включении ИКТ в образовательный процесс с детьми, мы непременно учитываем санитарные нормы и правила. Также строим свои взаимоотношения по модели «взрослый (педагог или родитель)-ребенок-дошкольник-ИКТ». Исключение взрослого из этой цепочки недопустимо. В работу с родителями включаем консультации по темам: «Правила безопасности в Интернете», «Поговорите с ребёнком об Интернете!»

Для современного детского сада ИКТ становятся неотъемлемой частью развивающей предметно-пространственной среды. Применение в образовательном процессе современных инфокоммуникационных технологий приближает к успеху в достижении целевых ориентиров дошкольного детства, а возможности широкого использования электронных образовательных ресурсов, в свою очередь, неразрывно связаны с условиями реализации образовательной программы детского сада.

Развивать дошкольника, избегая безрезультатной деятельности и ценя каждую минуту сензитивного периода детства, отведенного природой для «строительства ума» (М.Монтессори) – вот наша главная задача как педагогов. Для этого предоставляем максимальную проектно- ориентированную самостоятельность действий. Использование в образовательном процессе электронных образовательных ресурсов является существенным подспорьем в нашей работе.

Не секрет, что информационные технологии входят в жизнь ребенка с ранних лет, оказывая как положительное, так и отрицательное влияние на формирование его личности. По силе воздействия на детскую психику современные информационные технологии несравнимы с другими средствами. Именно они создают мощную по своему воздействию на личность «модель дополнительной реальности».

Главная задача дошкольного учреждения – сохранение жизни и здоровья ребёнка. Поэтому в своей работе руководствуемся санитарными нормами и правилами по применению электронных образовательных ресурсов в образовании, установленных СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

Одна из проблем, которую могут доставлять информационные технологии – это нагрузка на зрение. Взгляд вынужденно фиксируется, глаза переутомляются, острота зрения снижается. Таким образом, происходит недостаточное физиологическое развитие глаза, столь необходимое для последующего чтения и письма.

Ещё одна опасность – попадание в зависимость от компьютерных технологий. Особенно опасны компьютерные игры, уводящие ребёнка в нереальный мир, в которому ему, возможно, более комфортно, что отрицательно сказывается на социализации, а долгое стационарное положение за экраном компьютера – на физическом развитии. Чем дольше ребёнок сидит за игрой, тем пагубнее отражается это на его развитии.

Страдает и речь, т.к. общение с компьютером – одностороннее. Оно не стимулирует грамотное и ясное изложение мыслей, т.к. слова не произносятся, вопросы не задаются, диалоги отсутствуют.

Физиологи считают, что развитие у детей клипового мышления (восприятие мира через короткие яркие образы) провоцируется чрезмерным нахождением в виртуальной реальности. В итоге внимание  не концентрируется должным образом, необходима внешняя стимуляция.

Именно эти физиолого-психологические вопросы мы обговариваем с родителями, консультируем их. Компетентный педагог всегда почувствует ту грань, за которой могут начаться вышеперечисленные проблемы, и не допустит их.

Однако, нельзя не отметить, что информационно- коммуникационные технологии обладают удивительными возможностями при условии их разумного применения. С их помощью можно значительно разнообразить процесс воспитания, развития и обучения малыша. Очевидным их достоинством является медиаподдержка, графическая иллюстрация, музыкальное сопровождение, усиливающие наглядность обучающей среды. Таким образом, использование ИКТ – эффективное средство развития интереса к познанию, вызывающее эмоциональный подъём и желание добиться успеха.

Такие услуги, как образование и присмотр-уход в дошкольном общем образовании юридически разделены, и родители, безусловно, выдвигая на первое место присмотр-уход, не снимают своих высоких требований к достижению целевых образовательных ориентиров в условиях стремительно развивающегося информационного общества. Хотят, чтобы их дети, развиваясь, шли в «в ногу со временем». Информационные технологии – «печать» нашего времени, когда «точка невозврата» пройдена.