Современный подход к происхождению татар в трудах С.Алишева

№54

Рустем МУЛЛАГАЛИЕВ,

учитель истории Инженерного лицея для одаренных детей КНИТУ-КАИ

Ильзам ХАЗИЕВ,

учитель татарского языка и литературы Инженерного лицея для одаренных детей КНИТУ-КАИ

Инна СКОРИК,

ученица X А класса Инженерного лицея для одаренных детей КНИТУ-КАИ

Инженерный лицей для одаренных детей КНИТУ-КАИ ставит цель подготовки элитных инженерных кадров будущего. Существенная доля работы в лицее направлена на изучение точных наук и реализацию инженерных проектов. В то же время мы стремимся уделить внимание изучению гуманитарных наук. Со старшеклассниками мы начали изучение некоторых дискуссионных проблем исторической науки. Среди них – проблема этногенеза татар.

Проблема происхождения поволжских татар в современной историографии является одним из наиболее изученных и дискуссионных. С.Алишев в своих трудах также обращается к данной проблеме (Все об истории Казани. – Казань: Раннур, 2005. – 640 с.; Казан ханлыгы тарихыннан. – Казан: Раннур, 2003. – 336 бит; Образование татарской народности // Материалы по истории татарского народа. – Казань, 1995. – 496 с).

О происхождении современных татар существовали в основном три теории. Одни историки татар отождествляли с монголо-татарами, прибывшими в Восточную Европу в XIII в. Другие утверждали, что нынешние татары – конгломерат тюрко-финских племен Среднего Поволжья и завоевателей-монголов. Так же существовала теория, согласно которой казанские татары являются прямыми потомками камских булгар, получившими от монгол лишь их название – «татары».

Данная проблема была обсуждена в 1946 году историками и этнографами Академии наук СССР. Специалисты пришли к выводу о том, что современные татары по своему происхождению не имеют никакого отношения к монголам, а являются прямыми потомками булгар, этноним «татары» в отношении их является исторической ошибкой.

С.Алишев считает ошибочным отнесение начала истории тюрков к VI в н.э., связывая его с образованием государства Великого тюркского каганата. По его мнению, корни тюрков уходят в глубины веков, к временам гуннов. Для этих народов были характерны развитые общественные отношения. Они пережили первобытный период и уже имели свою государственность.

Анализируя лингвистический материал, исследователь находит много тюркских слов в языках североамериканских индейских племен: семантическая и словообразовательная структура многих лексических единиц тюрков и американских индейцев группы майя и сиу почти совпадают. Историк предполагает, что предки современных индейцев сиу, майя, ацтеков долгое время жили среди тюркских племен Сибири или сами были тюркоязычными. В этом с ним соглашается и М.Закиев.

Во время существования государства Волжская Булгария шел процесс интеграции булгарских племен. К этому вели различные факторы. Одним из них ученый считает принятие религии ислам в качестве официальной. Ислам культивировал единение, выступал как консолидирующая сила. Ярким примером этому может послужить история арабских племен VII века, находившиеся на стадии родового общества, по мере распространения религии единобожия, это общество построило сильное государство, а в более позднее время завоевало уже огромные просторы. В течении X в. ислам укрепился в сознании булгар. С этими оценками согласен также историк А.Бахтин.

Другим фактором в процессе складывания булгарской народности стало наличие развитых товарно-денежных отношений и международных связей, что способствовало к сплочению булгарских племен в одну народность. Также важным в образовании народности явились внешнеполитические события, или войны, в ходе которых проявились патриотические чувства булгар. Однако монгольские завоевания задержали дальнейшее развитие булгарской народности. Этот хронологический рубеж (монгольские завоевания), по мнению историка, является первым этапом этнического формирования булгар – период образования первоначального ядра формирующейся народности. Окончательное же образование народности со всеми существенными признаками было прервано монгольским завоеванием.

Однако процессы взаимодействия между захватчиками и коренным населением не смогли изменить этнический состав булгарского населения. Булгары находились в автономном от Золотой Орды положении. В образовании современных татар монголо-татары не принимали никакого участия.

Оценки С.Алишева не находят поддержки в трудах Р.Фахрутдинова, хотя он и признает волжских булгар как основу населения Казанского ханства. По мнению Р.Фахрутдинова, монголы до XII в. претерпели заметные изменения в ходе общения с татарами, жившими с ними по соседству. После образования Золотой Орды монголы покинули пределы Среднего Поволжья и вернулись обратно в Монголию. Р.Фахрутдинов считает ошибкой точку зрения о том, что булгары и татары – это одна и та же народность.

С.Алишев выступает против мнения о том, в XV в. появляется новая народность – «казанские татары». По этнографическим данным для появления новой народности необходимо хотя бы около 200 лет, что ставит под сомнение выводы оппонентов. И XV – XVI вв. по мнению ученого, – это заключительный этап формирования и сложения булгаро-татарской народности.

Таким образом, по мнению С.Алишева, корни татарского языка связаны с глубокой древностью и берут начало с эпохи палеолит.

Тюркоязычные народы с глубокой древности имели практику государственности. Первые тюрки прибыли на территорию Среднего Поволжья в VI в. нашей эры. В рамках государства Волжская Булгария идут интеграционные процессы между родственными племенами. Домонгольский период ученый считает первым этапом этнического формирования булгар. Дальнейшие войны замедлили процесс дальнейшего развития булгарской народности, однако татаро-монгольские войны и иноземные захватчики не изменили состав местного населения. Волжская Булгария находилась в автономном положении от Золотой Орды. Монголо-татары никаким образом не принимали участия в формировании казанских татар. Нельзя утверждать о появлении в ХV в. народности «казанских татар». XV – XVI вв. – это заключительный этап формирования и сложения булгаро-татарской народности.

Что же касается наименования «татар» – это навязанное название, которое долгое время, до начала XX в. тюркоязычные народы Среднего Поволжья противились принимать.