Современные образовательные технологий на уроках истории

 

Светлана ТАРАСОВА,

учитель истории и обществознания средней школы № 169 г. Казани

«Делу время, потехи час», – гласит народная мудрость. Мы привыкли разделять учебу и отдых, работу и развлечение, а почему бы не попробовать совместить и то, и другое? Чтобы уроки были интересные, разнообразные, отвечали на запросы интересов учащихся современному педагогу приходится прилагать усилия и узнавать тенденции современного мира. Не секрет, что современные школьники  много времени проводят в телефонах, и визуальная подача материала им близка и интересна. Они изучают страницы социальных сетей и таким образом узнают информацию о интересующим их человеке,  они находят нужную информацию по «хештегам», а вместо длинных художественных произведений читают яркие комиксы и манги. Почему же тогда не использовать эти знакомые для подростка вещи на уроках истории? Как говорится в еще одной известной фразе: «Если не можешь победить врага – возглавь его!».

Я бы хотела рассказать как можно сделать повторительно-обобщающий урок современным и интересным и поделюсь несколькими современными образовательными технологиями.

  1. Создание Web-страницы социальной сети исторического деятеля Очень интересное для детей задание, потому что оно совмещает «несовместимое». Факты о человеке прошлой эпохи и современный мир социальных сетей. Общения в социальных сетях имеет уже определенную собственную культуру, лайки, репосты. Тут есть над чем пофантазировать, что бы разместил Наполеон или Иван Грозный на своей социальной странице? Предположить это можно, только если тщательно углубишься в биографические сведения. Это задание кроме того, что очень интересно школьникам, еще развивает творческое мышление, а так же помогает глубже изучить материал, ведь нужно заполнить страницу точными сведениями о жизнедеятельности исторического персонажа.
  2. Создание облако тегов

Дети привыкли, что можно найти информацию по тегам или ключевым словам. Создание «облака слов» на уроке истории  – способ визуализации информации, содержащейся в тексте учебника. На повторительно-обобщающем уроке истории можно предложить создать «облако тегов» с ключевыми словами по заданной теме. Учащиеся должны выбрать самые важные и ключевые слова, они имеют «в облаке» визуальные отличия по цвету и размеру шрифта и выделяются особенным образом. Остальные слова подбираются по степени значимости и также визуально выделяются размером и цветом. Таким образом,  ученики анализируют информацию, выделяют главное и второстепенное и творчески воплощают собственное видение поставленной задачи. В дальнейшем этот «облако» ученик может использовать для повторения, для взаимной проверки.

  1. Создание кроссворда

Этот не новый прием не так уж и прост. Он всегда интересен тем, что так же нужно выделить ключевые понятия по заданной теме, и сформулировать правильный вопрос. Можно усложнить его творческим оформлением кроссворда  рисунком и др. А для слабых учеников можно предложить составление кроссворда в паре с более сильными учениками.

  1. Создание комикса или иллюстрации

Хороший прием для визуализации материала, особенно если материал сложно запомнить, его можно представить в виде образов и картинок  и тогда будет проще вспомнить. Этот прием требует хороших творческих способностей и подходит не всем ученикам. Процесс создания комикса не сложный, но требует достаточно много времени. Создание комикса предполагает организации следующих этапов: изучение теоретической основы, выявление и создание художественного образа, составление сценария и его воплощение. Можно дать на выбор несколько приемов закрепления материала.

  1. Создание инфографики

Инфографика – это проработка и преобразование объемной информации в наглядную  и тезисную форму. Использование максимально наглядных приемов на одном листе. Это и статистические данные и иллюстрации, и графики и текстовые фрагменты. Она помогает увидеть взаимосвязь в пространстве и во времени. Создание инфографики требует навыков извлечения информации, анализа, отбора, глубокого понимания и творческого воплощения. Она подходит для сильных учеников и для работы в группе.

Таким образом,  повторительно-обобщающий урок можно сделать интересным, современным. Можно повысить мотивацию и интерес школьников к изучению предмета через знакомые ему современные образовательные технологии. Стоит отметить, что вышеперечисленные приемы можно реализовывать как на бумаге, так и на специализированных сайтах. Так же они являются эффективным методическое средство развития надпредметного компонента обучения: критического и творческого мышления, аналитических навыков, получения опыта проектной деятельности.