Современные образовательные технологии на уроках биологии и внеурочных занятиях

Татьяна ПЯТАЕВА,

учитель биологии высшей квалификационной категории Тимяшевской средней школы Лениногорского района

Современное общество требует изменения функции учителя, не простая передача знаний, а интеграция, обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться (учить себя).

Это подтверждает ФГОС, в котором отражены требования к современному образованию и портрету выпускника Основного общего образования: умеющего обобщать, осмысливать новые знания, увязывать с жизненным опытом, т.е. умеющего учить себя, т.к. на протяжении жизни человеку приходится неоднократно переучиваться, овладевать новыми профессиями. Непрерывное образование становится реальностью и необходимостью в жизни человека.

Чтобы получить портрет выпускника соответствующего требованиям стандарта необходимы технологии, которые помогут достичь этих целей.

Каждый учитель получает наибольшее наслаждение тогда, когда он видит результаты своей работы. Причём не сиюминутные. Лучший способ убедиться, что учебный материал усвоен учениками хорошо, это оперирование прошлыми знаниями, их применение в новых условиях, когда выполняются операции сравнения, анализа, синтеза новых знаний. Ученики намного лучше воспринимают новые учебные идеи, если они связывают их с прошлыми. Если они недостаточно знают о предмете, они не будут иметь прочную основу для соединения с предварительными знаниями. В течение последних лет в ряде школ Великобритании используется так называемую шестиугольную технологию обучения. Эта технология дает большие возможности для развития мыслительных процессов: анализа, синтеза, обобщения… , а также дает возможность проявить творческий подход в организации своей познавательной деятельности, развивает связную научную речь.

Почему шестиугольники? Форма шестиугольных карточек позволяет ученикам проявить творческий подход в организации своей познавательной деятельности. Каждая из шестиугольных карточек – это некоторым образом формализованные знания по определённому аспекту. Каждый из шестиугольников соединяется с другим, благодаря определённым понятийным или событийным связям. Задача учеников соединить шестиугольники, причём может возникнуть много способов, различных связей.

Есть несколько вариантов использования данной технологии.

  1. Вы можете вписать учебный материал в шестиугольники, разрезать их, и предложить ученикам собрать мозаику.
  2. Вы можете оставить шестиугольники пустыми для заполнения, чтобы ученики могли выразить своё мнение по заданной проблеме.
  3. 3. Работа в группах. Каждая из групп заполняет свои шестиугольники. Затем группы обмениваются и стараются собрать мозаику своих товарищей.
  4. 4. Маркированные шестиугольники. В данном случае цвет определяет определённую квалификацию, т.е. учебный материал распределяется по видовым признакам. Возможно не только использование в шестиугольниках текста, но и изображений. Таким образом, ученики, анализируя учебный материал, получают возможность выбора приоритетов, собственной классификации и установки связей, определения доказательств.

Известный английский учитель истории Рассел Тарр для того, чтобы облегчить распечатку шестиугольников, создал шаблон, которым может воспользоваться каждый учитель. Вы можете распечатать как на обычной, так и на цветной бумаге, в зависимости от тех учебных целей, которые ставите.

Список использованного источника

http ://www.classtools.net/education-games-php/jigsaw