Современные модели наставничества для сециалистов ДОУ

 

Рания ХАСАНОВА, Елена САМСОНОВА,

воспитатели детского сада №402 г. Казани

На современном этапе развития дошкольные образовательные организации испытывают нехватку профессиональных кадров, что обуславливает ценность молодых педагогов, которые приступили к профессиональной деятельности после окончания профессионального образования.

Успешное вхождение в профессию возможно только после качественного прохождения обучения, в связи с чем институт наставничества приобретает особую актуальность.

Суть наставничества заключается в том, что опытный педагог сопровождает молодого специалиста на пути его овладения всеми азами профессии педагога дошкольной образовательной организации.

Наставничество как процесс может рассматриваться с двух сторон:

– это процесс передачи знаний, умений и навыков, опыта от более опытного специалиста к менее опытному;

– это процесс помощи по вхождению молодого специалиста в новую профессию, помощи в формировании профессиональных личностных качеств.

На современном этапе существует три эффективные модели наставничества: «обучающийся- обучающийся» (студент-студент), «педагог-студент», «педагог-педагог».

Модель «обучающийся-обучающийся» (студент-студент) реализуется в рамках получения профессионального образования в среднем профессиональном образовательном учреждении, выпускающих педагогов дошкольного образования.  Использование данной модели приемлема только для студентов, успешно проходящих обучение. Наставник -обучающийся – это личность с развитыми качествами ответственности и имеющий навыки передачи полученных знаний, умений и навыков. При этом обучающийся должен позволить наставнику-обучающемуся вести его в процессе наставничества.

Модель педагог- студент более легкая в использовании модель, так как педагоги имеют опыт обучения и могут передать свои знания. Данная модель более эффективна, но в силу загруженности педагогов обучающим процессом групп студентов в образовательной организации среднего профессионального образования реализовать ее сложнее. Педагог может взять только несколько студентов как наставник.

Данная модель может быть реализована в рамках прохождения студентом практики в дошкольной образовательной организации. При осуществлении наставничества студент закрепляется за педагогом ДОУ, имеющим богатый профессиональный опыт и желающий его передать.

Модель педагог-педагог реализуется в рамках профессионального образовательного учреждения.

Все вышеуказанные модели являются эффективными только при соблюдении следующих условий:

– педагог-наставник готов и замотивирован на осуществление процесса наставничества. В настоящее время можно проследить тенденцию к тому, что наставники назначаются в административном порядке и не знают, как помочь обучающемуся, где взять информацию. Другой вопрос состоит в том, что педагог знает и умеет быть наставником, но не замотивирован и относится формально к осуществлению возложенных на него задач;

– обучающийся готов работать с наставником. Случается, что обучающийся, тот кому необходим наставник, уверен в своих силах и отказывается от наставничества или также относится к заданиям наставника формально, рассчитывая на то, что наберется необходимого опыта в процессе осуществления профессиональной деятельности;

– процесс наставничества курируется со стороны (например, в рамках ДОУ старшим воспитателем). Курирование необходимый элемент, так как позволяет направить и подкорректировать деятельность наставника.

Модели наставничества, несмотря на различный опыт его участников, имеет общие этапы осуществления.

I этап – этап оценки и создания индивидуальной программы развития студента (специалиста), которого нужно наставлять. Верное диагностирование и определение зон развития обуславливает эффективность прохождения индивидуального плана.

II этап – этап реализации программы наставничества. На данном этапе обучаемый под руководством наставника выполняет, поставленные перед ним задачи. Наставник корректирует, оказывает методическую и организационную помощь, психологическую поддержку. Также, проводится мониторинг осуществления поставленных целей.

III этап – заключительный этап, на котором подводятся итоги, заполняется отчетная документация. Обязательным является получение обратной связи от обучаемого.

Все вышеуказанные этапы могут корректироваться и дополнятся в зависимости от изменения внешней среды и освоения материла обучающимся.

Таким образом, современный молодой специалист дошкольной образовательной организации, получая среднее профессиональное образование на разных этапах обучения может поучаствовать в программе наставничества. Традиционное обучение, предоставляемой системой среднего профессионального образования не может в полной мере решить задачи, направленные на просвещение, воспитание и развитие педагога ДОУ.  Пробелы в становлении специалиста могут быть снижены за счет института наставничества, как одного из эффективных форм передачи опыта профессиональной деятельности.

Список литературы

  1. Вологдина О. С. О реализации целевой модели наставничества в среднем профессиональном образовании// Моделирование и конструирование в образовательной среде: сборник материалов VI Всероссийской (с международным участием) научно-практической, методологической конференции для научно-педагогического сообщества / под ред. И.А. Артемьева, В.О. Белевцовой, И.П. Родионовой, М.М. Сабитовой – М.: Издательство ГБПОУ «Московский государственный образовательный комплекс», 2021. – С. 119 – 124.
  2. Вакуленко Л.С., Ахтырская Ю.В., Кернер О.А. Наставничество как фактор становления профессиональной деятельности молодых специалистов ДОО// – Дошкольная педагогика, 2018.
  3. Другай Л.И., Дубовова А.А Наставничество как форма повышения профессиональной компетенции педагогов ДОУ// Теория и методология инновационных направлений физкультурного воспитания детей дошкольного возраста: материалы XI Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Ред. С.М. Ахметов, Ю.К. Чернышенко, Г.Б. Горская, Е.А. Пархоменко. – Краснодар, 2021. – С. 117 –118.