Советская школа в контексте национальной политики 

(К 65-летию Постановления Пленума Татарского Обкома КПСС «О состоянии и мерах улучшения работы татарских общеобразовательных школ»)

Алина ГАЛИМЗЯНОВА,

кандидат исторических наук, старший научный сотрудник Института истории им. Ш.Марджани АН РТ

Образование, в широком смысле слова, является главным фактором сохранения и передачи культурного наследия, без которого не возможно развитие как человечества в целом, так и отдельных народов в частности. В представленной статье нами будет рассмотрена проблема реализации национальной политики в системе советского школьного образования на территории Татарской АССР.

Прежде всего стоит отметить, что древние тюрки, являющиеся предками татар, умели читать и писать уже в VI веке. Собственно, у татар просвещение получило свое бурное развитие с принятие ислама (922 г.). Учебные заведения мусульман разделялись на два типа: мектеб и медресе. Мектеб (начальная школа) существовала при каждой мечети и здесь обучались мальчики от 8 до 14 лет. Девочки также получали образование: их обучала в своем доме жена муллы (абыстай или остабике). Медресе представляло собой следующую ступень в получении образования, которое долгое время носило чисто конфессиональный характер.

Лишь в конце XIX в. произошла значимая реформа в сложившейся системе образования, которая выражалась в переходе к использованию нового (звукового) метода обучения и преподаванию светских дисциплин. К 1912 г. до 90% всех мектебов и медресе Казанской губернии являлись новометодными или джадидистскими.

В то же время, к началу ХХ в. дети-татары Казанской губернии могли получать образование во вновь организованных русско-татарских школах, которых тогда насчитывалось 11. Здесь помимо обучения русской грамоте все общеобразовательные дисциплины преподавались на русском языке. Но среди татарского населения эти школы были не популярны, поскольку их воспринимали как один из способов дальнейшей христианизации населения.

Несмотря на проведенные реформы в системе образования мусульман, мектебе и медресе не могли подготовить квалифицированных специалистов, способных найти свое место в различных сферах общества.

Кардинальные изменения последовали после установления советской власти, которая начала свои реформы с провозглашения «Декрета об отделении церкви от государства и школы от церкви». Согласно новым порядкам деятельность частных и религиозных школ запрещалась, при этом все народы получали право на обучение на родном языке.

Подъему престижа родного языка в первое десятилетие советской власти способствовало расширение сферы ее применения, осуществляемое за счет политики коренизации. Декрет ЦК и СНК ТАССР от 25 июня 1921 г. о реализации татарского языка, провозгласил татарский язык официальным языком «во всех государственных учреждениях». Открывались специальные курсы для тех чиновников, кто не владел национальным языком.

Важную роль в развитии системы национального образования сыграл Академический центр, созданный в 1920 г. при Наркомате просвещения ТАССР. Его главной задачей являлось осуществление методического руководства школами и вузами республики. Благодаря плодотворной деятельности Академцентра к середине 1920-х гг. были разработаны первые учебные программы и пособия по изучению и методике преподавания родного языка и литературы, учебники по естественным и гуманитарным дисциплинам для обучавшихся на татарском языке. В результате была создана целостная государственная система общего и педагогического образования на татарском языке.

Государственная политика была направлена на рост престижа национальных школ. В 1920 г. в них обучалось 90% учащихся, а в 1930/31 – 96,9 %.

К этому времени государственные школы делились на две ступени: I ступень (4 года обучения) – для детей от 8 до 12 лет, II ступень (5 лет обучения) – для детей от 12 до 17 лет. При этом, несмотря на запрет, практически в каждом татарском селении при мечети все еще продолжали действовать мусульманские религиозные учебные заведения. В Татарской республике в 1925 г. существовало до 240 духовных школ с 8 тыс. учащимися, а в 1926 г. их число достигло 800 с 20 тыс. учащимися мусульманами (для сравнения: советских школ в 1925 г. было 2041; из них татарских 1017 – 49,7 %; русских – 711 – 35 %, национальных меньшинств – 286 – 14,3 %). Большим подспорьем для учащихся-татар была возможность обучения в вузах на татарском языке.

Попытки проведения самостоятельной культурной политики руководством ТАССР, вскоре сменились усилением централизаторских тенденций со стороны ЦК. В 1930-е гг. вышел целый ряд постановлений ЦИК и СНК СССР: «О всеобщем обязательном начальном обучении» от 14 августа 1930 г., «О начальной и средней школе» от 25 августа 1931 г., «О структуре начальной и средней школы в СССР» от 15 мая 1934 г., направленных на расширение и реформирование школьного пространства, но в рамках русификаторской политики.

Наиболее губительной для расцветающей системы национального образования оказалась двукратная смена татарской письменности (арабица (до 1927 г.), латиница (до 1939 г.), кириллица (до настоящего времени)). Языковая реформа приравняла татар к неграмотному, не имеющему своей письменности, народу. Обучившиеся кириллице татары не могли прочитать и освоить то, что веками создавалось их предками. Многовековое письменное наследие ушло в небытие.

Тем не менее, несмотря на тенденцию снижения сферы применения татарского языка, в конце 1940-х гг. подавляющее большинство населения все еще стремилось учиться на родном языке. В татарских школах к этому времени обучалось 95% детей-татар. Национальных школ катастрофически не хватало, однако новых – не открывали.

После речи Сталина в мае 1945 г., где прозвучал его знаменитый тезис о русском народе как наиболее выдающейся нации из всех наций и дальнейшего раздувания за ним образа «старшего брата», привело к более активному насаждению русского языка. В ТАССР это проявилось прежде всего включением в татарских школах русского языка и литературы в качестве основных предметов. В 1949 г. первый секретарь Татарского обкома ВКП(б) З.Муратов даже обратился в ЦК ВКП(б) с просьбой увеличить количество часов на обучение этих предметов мотивируя это своей заботой о повышении культурного уровня татарского народа. В действительности статистику успеваемости татарских выпускников портили оценки по русскому языку. Виной всему было поставлено, во-первых, преподавание всех предметов в татарской школе на родном языке, во-вторых, низкий уровень знания русского учителями. Возможность решения проблемы путем организации обучения в сузах и вузах на татарском языке вовсе не рассматривалась, вместо этого издавались постановления об улучшении преподавания русского языка.

Вскоре татарские школы начали терять свою популярность, а сами татары, в особенности из городской местности, начинают выбирать русскоязычную форму обучения для своих детей. Так в 1947/1948 учебном году в ТАССР на родном языке обучалось 95% детей татар, а в 1957/1958 – только 70%. За период 1950 – 1958 гг. в республике число татарских школ уменьшилось на 13% (с 1741 до 1515). В Казани в 1958 г. работало всего 3 татарские и 17 смешанных школ, 83% детей татар обучалось в русских школах.

Д.Шамсутдинов и Р.Шайдуллин причину спада популярности национальных школ видят в уменьшении числа квалифицированных специалистов. Например, в 1958 г. в Татарстане было подготовлено всего 253 учителя для татарских школ – в 3 раза меньше, чем в 1956 г. Вследствие дефицита кадров в 1957 г. в татарские школы было принято 279 человек без педагогического образования, а в 1958 г. число учителей, не имеющих соответствующего образования составляло 26%.

Еще одной причиной отхода от образования на родном языке является остановка разработки и издания новых учебников и учебных программ для национальных школ, вследствие чего многие школы работали по старым учебникам 1930 – 1940-х гг. Наблюдалась острая нехватка оригинальных учебников по точным наукам на родном языке. В результате приходилось пользоваться переводными учебниками, разработанными для русских учащихся. Причем, министр просвещения ТАССР М.Махмутов, указывая на «слабый, несовершенный язык» перевода этих книг, предлагал по этим предметам как можно скорее перейти на русскоязычное обучение.

Вместе с тем отставание в области разработки терминологических и толковых словарей тормозило процесс усвоения новых научных знаний. Кампания по чистке национальных языков от западных и восточных заимствований, проводимая в конце 1940-х и в 1950-е гг. была ускорена Всесоюзным совещанием по терминологии 1959 г. В результате мы получили словари, построенные на основе терминологии русского языка со множеством заимствований (коллективизация – коллективлаштыру, культурно-массовый – культура-масса, раскулачить – раскулачить итү и пр.). При этом разрабатываемые словари были весьма низкого уровня, поскольку создавались для использования в учебном процессе средних и начальных школ и отчасти в работе местных СМИ.

Несмотря на нехватку качественных учебников и словарей на родном языке, стоит отметить высокое внимание руководства партии к переводу на татарский язык произведений классиков марксизма-ленинизма. Если во второй половине 1940-х – начале 1950-х гг. свет увидели двухтомники произведений К.Маркса, Ф.Энгельса и В.И.Ленина на татарском языке, то в декабре 1953 г. предусматривалось издание собрания сочинений В.Ленина на татарском языке тиражом 10 тыс. экземпляров.

Обеспокоенная положением родного языка, татарская творческая интеллигенция выступает за восстановление существовавших в 192 – 1930-е гг. так называемых коренизированных групп в вузах с преподаванием на татарском языке, открытие татарских групп в садиках и даже запрете татарам учиться в русских школах.

Языковая политика в ТАССР была пересмотрена лишь после прихода на должность первого секретаря Татарского обкома С.Игнатьева. Осенью 1957 г. по результату встречи с интеллигенцией он дал указание проанализировать языковую ситуацию в образовательных учреждениях республики. В представленных материалах прослеживалось стремительное падение престижа татарской школ, на основании чего С.Игнатьев принимает решение оповестить о сложившейся ситуации в республике ЦК КПСС. По указанию Москвы была создана специальная комиссия с целью комплексного изучения языковой ситуации в ТАССР.

Результаты проверки московской комиссии легли в основу Постановления пленума Татарского обкома КПСС «О состоянии и мерах улучшения работы татарских общеобразовательных школ» (май, 1958 г.). С.Игнатьев на пленуме выступил с речью, где показал свое потрясение униженным положением национального языка в республике. «Я впервые за все время работы в национальных республиках встретился с таким положением, как здесь, – неуважение к родному языку, отсутствие поддержки его, плохая работа по его развитию, совершенствованию, руководящие кадры стесняются говорить на родном языке, даже когда обязательно надо».

Принятые на майском пленуме решения предусматривали немедленное повышение качества преподавания татарского языка и литературы, укрепление материально-технической, учебно-методической базы татарских школ, качественное улучшение состава преподавателей. Также планировалось, что вузы начнут принимать экзамены у абитуриентов на их родном языке, в случае их собственного на то желания.

Кроме того, предусматривалось развитие татарского языкознания, была создана терминологическая комиссия, которая должна была заняться возвращением в татарский язык арабизмов и фарсизмов, замененных когда-то русизмами.

Но, к сожалению, реализовать обозначенные задачи не удалось.

24 декабря 1958 г. Верховный Совет СССР принял закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования в СССР». 7-летнее образование заменялось всеобщим обязательным 8-летним образованием, а срок полного среднего образования увеличивался с 10 до 11 лет. Но основным изменением было то, что обучение должно было быть совмещено с трудовой деятельностью, т.е. два дня в неделю старшеклассники дневных школ должны были работать на предприятиях или в сельском хозяйстве, а выпускаясь из школы они получали не только аттестат зрелости, но и свидетельство о специальности.

Несмотря на то, что закон предусматривал право выбора языка обучения, было понятно, что реализация директивы по подготовке технически грамотных кадров для промышленности и сельского хозяйства, будет не возможна на базе имеющейся системы национального образования и с учетом того, что в трудовой сфере республики превалировало использование русского языка. В результате, как отмечают Д.Шамсутдинов и Р.Шайдуллин: «Право выбора языка обучения для детей посредством использования «административного ресурса» было реализовано как право массового перевода на русский язык обучения с 1 класса».

Кроме того, к концу 1950-х гг. прослеживалось ужесточение внутриполитического режима и идеологического контроля над всеми сферами жизни. На этом фоне в 1960 г. по настоянию Москвы Постановление майского пленума Татарского обкома КПСС (1958 г.) было признано неверным. Д.Игнатьев был снят с должности, на его место пришел Ф.Табеев, который выступал за увеличение роли русского языка. «Проведение в жизнь этого ошибочного решения могло привести к национальной ограниченности, замкнутости, снижению требовательности в работе татарских школ относительно глубокого изучения русского языка», – утверждал он. Стали приниматься меры, направленные против работы языковедов и журналистов, боровшихся за чистоту родного языка. Была свернута работа терминологической комиссии.

Количество детей-татар, учащихся в русской школе, продолжало расти. По данным исследователей в середине 1960-х гг. 88% детей татарских рабочих казанских предприятий обучались в русских школах. Все это в конечном итоге вело к уменьшению числа татар, считающих татарский язык родным (в 1926 г. – 99%, в 1959 г. – 92%, в 1970 г. – 89%, в 1989 г. – 83%).

Таким образом, подъем национального самосознания 1920-х гг., сопровождающийся возможностью руководства ТАССР самостоятельно и беспрепятственно развивать собственную систему образования, сменился в 1930-х гг. усилением централизаторских тенденций, сопровождаемых русификаторской политикой советского государства. Отсутствие возможности развития национальной культуры привело, к ухудшению качества преподавания в национальных школах и снижению сферы применения родного языка. Постановление майского пленума Татарского обкома КПСС (1958 г.) представляло собой смелую попытку возродить прежнюю значимость и популярность знания родного языка, за счет подъема качества образования в татарских школах республики. Но очень скоро поставленные задачи были объявлены ошибочными, а политика по возрождению национальной системы образования была свернута.

Литература

  1. Шамсутдинов Д.З., Шайдуллин Р.В. Особенности развития татарской национальной школы в ТАССР в 50 – 60-е годы ХХ века // Ученые записки Казанского университета. Серия Гуманитарные науки, 2012. Т. 154, кн. 3. – С. 98 – 104.
  2. Туктамышов Н.К., Салехова Л.Л. Возникновение и развитие образования в Татарстане // История педагогики и образования. – 2010. – № 2. – С. 170 – 176.
  3. Сальникова А.А., Журавлев Д.С. Школьные образовательные реформы и формирование нового советского школьного пространства в Казани в 20–30-е годы ХХ века // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. 2022. Т. 164, кн. 6. – С. 191 – 201.
  4. Ахметова А.Р. Школьное образование в Татарстане в 1920-е гг.: социально-политический анализ // Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук / Казан. гос. ун-т им. В.И. Ульянова-Ленина. – Казань, 2006.
  5. Галлямова А.Г. Татарская АССР в период постсталинизма (1945–1985 гг.). Казань: ТКИ, 2015. – 455 с.
  6. Мухаметшин Р.М. Состояние национального образования у татар // История татар с древнейших времен в 7 томах. Т. 7: Татары и Татарстан в ХХ – ХХI в. /гл. ред. Р.С.Хакимов // Казань: Ин-т истории им. Ш.Марджани, 2013. – С. 149 – 158.
  7. Галлямова А.Г. Национальный вопрос и политическая ситуация в Татарской АССР в середине 1940-х – первой половине 1980-х гг. // История татар с древнейших времен в 7 томах. Т. 7: Татары и Татарстан в ХХ – ХХI в. /гл. ред. Р.С.Хакимов // Казань: Ин-т истории им. Ш.Марджани, 2013. – С. 407 – 425.