Совершенствование профессиональной компетентности педагога через аттестацию

№78

Ильсеяр ЗАГРУТДИНОВА,

методист по аттестации педагогических кадров МКУ  «Управление образования Буинского муниципального района»

 Профессиональная деятельность педагога требует постоянного обновления и совершенствования мастерства педагогов, развития имеющегося опыта, повышения уровня своей компетентности. Одним из необходимых условий повышения профессиональной компетентности педагога является аттестация педагогических кадров.

Аттестация невозможна без сопровождения методической службы, поэтому методическая служба нашего района ставит перед собой такие задачи, как оказание реальной, действенной помощи педагогам в развитии их мастерства, освоении ими методов и приемов обучения и воспитания, оказать помощь каждому педагогу адресно, сделать аттестацию комфортно для каждого педагога. Методическое сопровождение развития профессиональной компетентности педагога в межаттестационный период предполагает формирования у него мотивации к профессиональному росту. Причем нужно акцентировать внимание педагогов при анализе их деятельности не на неудачах, а наоборот, показать положительные стороны.
В период подготовки педагогов к аттестации методисты управления образования уделяют большое внимание формированию, обобщению и распространению опыта работы. При этом используют различные формы: наглядную и устную печатную форму, практический показ, работу школ передового опыта, творческие отчеты, фестивали педагогических инноваций, единые методические дни, мастер-классы, калейдоскоп педагогических находок — демонстрация фрагментов уроков, семинары-практикумы, методические семинары (республиканские, зональные и районные),конкурсы профессионального мастерства, республиканские и межрегиональные научно-методические конференции (только в этом году провели 3 НМК). Положительный опыт лучших педагогов, выявленных в процессе работы с педагогическими кадрами района в меж аттестационный период, ежегодно рассматривается и обобщается при работе различных творческих объединений, в рамках научно — методических конференций и в рамках Августовской конференции работников образования. Победители ПНПО, учителя-грантовики, лауреаты и номинанты республиканских профессиональных конкурсов показывают мастер-классы.
Стало традицией проведение Единых методических дней в районе. В целях распространения передового педагогического опыта, совершенствования профессионального мастерства педагогов и оказания методической помощи педагогическим работникам в декабре 2016 года по теме «Повышение профессиональной компетентности учителя через овладение современными образовательными технологиями и компететностно-деятельностным подходом в обучении» прошли Единые методические дни в трех городских школах и 5 сельских кустовых школах. В рамках Единых методических дней педагоги показывают открытые уроки, мастер-классы, демонстрируют фрагменты уроков, выступают с обобщением своего опыта работы, проводятся круглые столы и внеклассные мероприятия.  В апреле 2017 года по такому же принципу провели Единые методические дни в общеобразовательных учреждениях района по теме «Реализация модели профессионального роста педагогов».
Министерством образования и науки РТ был учрежден Грант для учителей высшей и первой квалификационных категорий в целях дальнейшего стимулирования учителей общеобразовательных организаций к повышению уровня владения профессиональными компетенциями в педагогической деятельности (гранты «Учитель — эксперт», «Учитель — наставник», «Учитель- мастер», «Старший учитель»). По результатам конкурсного отбора Республиканской экспертной комиссией за два года стали обладателями гранта «Учитель- наставник»-3 педагога, «Учитель – мастер»- 32 педагога, «Старший учитель»-7 педагогов. К сожалению, на грант «Учитель эксперт» наши педагоги не вошли в число победителей.
Одним из результатов деятельности методической службы является качественный показатель педагогических кадров. Все мероприятия, проводимые управлением образования, способствуют стабильному увеличению численности педагогов аттестованных на высшую и первую категории. В Буинском муниципальном районе 989 педагогических работников. Из них имеют квалификационные категории 717 человек (72,56 %). Высшую-12,3%, первую-60,2% работников образования.
Из всего сказанного хочется отметить: необходимость аттестации, в процессе которой не только определяется уровень профессиональной компетентности, но и определятся перспективные направления на более высокую степень мастерства. Аттестация — это путь к повышению качества образования и статуса учителя.