Совершенствование образовательного пространства в рамках ФАООП обучающихся с умственной отсталостью

Совершенствование образовательного пространства в рамках ФАООП обучающихся с умственной отсталостью

 

 

Гузель БАКИРОВА,

учитель–дефектолог.

Урусcинская школа–интернат

для детей с ОВЗ

Ютазинского района РТ

 

 (Совершенствование образовательного пространства,

 обеспечивающего  личностную и социальную успешность учащихся путем применения современных педагогических и информационных технологий (интеллектуальными нарушениями) в рамках ФАООП обучающихся с умственной отсталостью.)

 

Сегодня активно обсуждается важность поддержки детей с задержкой в умственном развитии. Важное значение приобретают проблемы потенциальных возможностей этих детей, их адаптации в обществе. В рамках этой темы рассматриваются критерии отбора детей в специализированные учреждения, улучшается методика воспитания и обучения, изучается возможность интеграции таких детей в общество.

Развитие данной сферы зависит от экономического и культурного уровня страны, состояния законодательства в области специального образования и традиций обработки проблем в развитии у детей.

В России за последние годы вопрос детей с ограниченными возможностями здоровья, особенно страдающих умственной отсталостью, стал на первый план. На сегодняшний день в нашей стране существует разнообразные учебные учреждения для различных категорий детей с отклонениями в развитии:

– специальные детские сады;

– специальные группы в обычных детских садах;

– специальные школы и школы-интернаты;

– созданные при школах общего назначения специальные классы.

Гуманизация специального образования привлекла большое внимание как со стороны государства, так и общества, что способствовало увеличению возможностей для таких детей.

Некоторые дети получают обучение в домашних условиях, другие – в интернатных учреждениях Министерства социальной помощи. Родители поддерживают их развитие, но не все проводят коррекционную работу. С детьми, имеющими серьезные отклонения в развитии, консультируются дефектологи или педагоги-практики, иногда приглашают их на дополнительные занятия.

В ряде детских садов создаются специальные группы для детей с отклонениями в развитии, чтобы удовлетворить потребности родителей, не желающих отдавать их далеко от дома. В этих группах нет необходимого оборудования и дефектологов, однако заведующие садами и опытные педагоги стремятся к организации более продуктивной коррекционно-воспитательной работы и успешно достигают целей.

Дети со слабо выраженными отклонениями в развитии могут посещать обычные детские сады, включая:

– детей с задержкой психического развития

– детей с легкой степенью умственной отсталости

– слабовидящих и слабослышащих детей

– детей с нерезкими речевыми нарушениями

– детей с негрубыми недостатками опорно-двигательного аппарата.

 

Они остаются в детском саду до того момента, когда наступает время поступления в школу, при условии, что их поведение не вызывает серьезной озабоченности. Не проводится целенаправленная коррекционно-воспитательная работа с такими детьми перед началом школьного обучения.

В обычных детских садах педагоги не готовы к работе с детьми, испытывающими отклонения в развитии. Эта категория детей, которые могли бы значительно продвинуться в коррекции своих дефектов при своевременной специальной помощи, остается наиболее ущемленной.

Несмотря на это, важно отметить, что пребывание ребенка с отклонениями в развитии в специальной группе детского сада или даже в обычном детском саду имеет для него положительное значение. Это связано с возможностью нахождения в коллективе сверстников и широкими возможностями для общения, что оказывается значимым для социальной адаптации и подготовки к будущей жизни и обучению.

Для детей с различными отклонениями в развитии в России доступны разнообразные образовательные учреждения:

– специальные школы;

– школы-интернаты;

– специальные классы при обычных школах.

Эти учреждения обучают их в специальных программах, в которых работают учителя и воспитатели, включая специалистов с дефектологическим образованием. После детского сада лишь небольшая часть детей (обычно с глубокой умственной отсталостью) направляется в интернаты Министерства социальной защиты, а остальные возвращаются в семьи, готовые к поступлению в специальные учреждения.

В специальных школах и школах-интернатах трудовому обучению и воспитанию учащихся уделяется большое внимание. Медицинские работники, специалисты по массажу, лечебной физкультуре, слуховой работе, логопеды проводят свои занятия. Занятия с большим коррекционно-развивающим значением включены в учебные программы. Для коррекции у детей слуха, зрения, моторики имеется специальное оборудование. Наборы речевых игр и другие аксессуары доступны для проведения занятий.

Также в программу младших классов включены уроки ручного труда, формирование навыков самообслуживания и социально-бытовой ориентации. К работе в различных мастерских и сельском хозяйстве привлекают старшеклассников. Трудовая практика на предприятиях вблизи школы проводится для учащихся старших классов. Производственные цеха организуются некоторыми школами для выпускников. Сложность трудоустройства мотивирует инициативу организации цехов.

В специальных школах акцент делается на формировании учащихся положительного взгляда на работу в коллективе. Учителя и воспитатели работают над развитием желания учеников трудиться и уважать работающих людей. Педагогическая деятельность в специальных школах направлена на социальную адаптацию выпускников. Воспитание учащихся умениями работать в коллективе считается ключевым заданием для школ. Социальная среда выпускников специальных школ зависит от их состояния здоровья и места проживания.

Специальные школы создают классы для детей с различными сложными дефектами, такими как нарушения зрения, мыслительной деятельности, снижение слуха и умственная отсталость. Не в каждой школе есть эти классы, они формируются по мере необходимости. Обучение в этих классах осуществляется по специальным программам, учитывающим снижение познавательных возможностей ребенка.

Дети с отклонениями в развитии, включая всех кроме умственно отсталых и страдающих сложными дефектами, за исключением слепоглухих, получают цензовое образование. Обучение происходит по специальным методикам, с использованием замедленного темпа, что позволяет детям усваивать объем знаний, соответствующий программе начальных или средних классов школ. После окончания специальной школы, наиболее способные и стремящиеся к обучению подростки имеют возможность поступить на различные курсы, в ПТУ, а также в средние и высшие учебные заведения для продолжения своего образования.

В некоторых случаях дети с серьезными отклонениями в развитии пропускают обучение в стандартных школах и вместо этого живут дома, находясь под наблюдением родителей. Уровень их дефекта может быть выражен в крайне тяжелой форме, например, у детей, нуждающихся в постоянном лежачем положении или умственно отсталых. В таких ситуациях родители выбирают заниматься воспитанием и обучением своего ребенка самостоятельно, даже если это ребенок, который мог бы потенциально посещать школу. Эти дети могут не получать должного образования и может быть всё меньше пользы от их пребывания в школе, пока они находятся там по какой-то причине. В результате такой ситуации они могут приобретать несколько негативных черт характера, что делает их социализацию более сложной.

Ребенок, занимающийся дома, сохраняет близкие связи с семьей и как следствие, развивает свои социальные навыки. Однако необходимо соблюдать баланс и обеспечивать ему возможность взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Один из недостатков домашнего обучения заключается в том, что родители часто уделяют больше внимания передаче знаний, не уделяя должного внимания формированию у ребенка умений и навыков для успешной адаптации в обществе. Ребенок не умеет сам себя обслужить из-за отсутствия разностороннего обучения. Ему не даны навыки выполнения неотложных действий, что делает его зависимым и требующим постоянной поддержки.

Важная задача этих учреждений заключается в адаптации детей с ограниченными возможностями к обществу. Используются все возможности для социализации ребенка. Работа с детьми должна быть расширена за счет увеличения занятий по арт-терапии, учитывая их эмоциональную сферу. Опыт работы с детьми с умственной отсталостью показал, что их потенциальные возможности значительны. Дети успешно осваивают социальные нормы поведения, могут выполнять несложные виды работы, усваивать грамоту и выражать свои чувства. Дети с умственной отсталостью обучаемы и способны к интеграции в общество.  Специальные классы имеют особые программы коррекционно-воспитательной работы.

Экспериментальные исследования показывают, что практически все дети с умственной отсталостью обладают обучаемостью и улучшают своё умственное развитие. Организация доступного обучения по содержанию и методике является ключевым моментом. Важно, чтобы развитие познавательных процессов осуществлялось через активную деятельность самих детей с соблюдением следующих устоев:

  1. на начальных этапах обучения у этих детей важным является развитие практического интеллекта;
  2. предметно-практическая деятельность считается ключевой для этих детей;
  3. обучение основано на актуальном развитии ребенка;
  4. развивающее обучение основано на возможностях зоны развития;
  5. основная цель – обучить детей использованию наглядных средств;
  6. данное обучение способствует развитию познавательной деятельности;
  7. подготовить детей к несложным видам труда также стоит перед этим обучением;
  8. способы решения игровых задач также включены в обучающий процесс;
  9. эмоционально-волевые качества развиваются через это обучение;
  10. обучение также направлено на социальную адаптацию детей.

Включение детей с ограниченными возможностями в социокультурное пространство – это важная задача общества и родителей. Данная работа предоставляет значительную поддержку в достижении этой цели, помогая обеспечить детям равные возможности и интеграцию в общество здоровых людей.

Создание специальной среды для работы с детьми с задержками в развитии очень важно. Для этого необходимо следовать охранительному (щадящему) режиму и учитывать следующие аспекты:

– обеспечить спокойную и доброжелательную атмосферу в группе (классе);

– исключить наличие посторонних раздражителей;

–поддерживать посильную, дозированную нагрузку для ребенка учебным материалом;

– чередовать нагрузку с отдыхом;

–осуществлять частое эмоциональное общение с ребенком и использовать ласку;

– пробуждать и воспитывать интерес к окружающим людям и предметам;

– обучать координированным движениям с помощью упражнений и игр;

– делать занятия приятными и веселыми для ребенка.

Эти меры позволят обеспечить полноценное развитие и поддержать учебный процесс для детей с умственными отклонениями.

Также детям следует обеспечить возможность проведения индивидуальных игр в специально оборудованном уголке, напоминающем домашнюю обстановку (широкий выбор игрушек, игровой шкаф, диван, ковер на полу). Двигательные упражнения и подвижные игры должны иметь место как в группе, так и в классе, чтобы у детей было достаточно пространства и возможностей для активной деятельности.

Формы проведения занятий разнообразны – могут проводиться как на ковре с игрушками, так и за круглым столом, установленным в полукруг или в круге, для более интерактивного общения между воспитателями и детьми.

В окружении детей, занимающихся предметно-практической или продуктивной деятельностью, находятся столики (Приложение №1). Каждый ребенок имеет свое рабочее место – стол с горизонтальной поверхностью. Педагог укладывает столы не рядом друг с другом, а образует из них полукруг с узкими проходами между ними, чтобы каждый ребенок мог свободно подойти к столу учителя. Стол, стоящий посередине полукруга, служит демонстрационной площадкой. Организация учебно-воспитательной работы с детьми, страдающими умственной отсталостью, требует предоставления наглядных дидактических пособий, распределительного материала, специального оборудования для физкультурных занятий важно.

В отделениях ДДИ учебно-воспитательный процесс осуществляется с группой детей, где задействованы различные специалисты: учитель-дефектолог, педагоги дополнительного образования, логопед, психолог, воспитатель и няня. Полноценная работа без необходимого оборудования в данных классах (группах) считается невозможной. Обучение ведется на протяжении всего времени бодрствования детей, как в процессе выполнения режимных моментов, так и в различных играх, а также на специальных занятиях. Воспитатель проводит все режимные моменты с детьми, обучает санитарно-гигиеническим навыкам, организует игры и досуг, а также ведет занятия по расписанию и закрепляет учебный материал, предоставленный педагогом-дефектологом и логопедом.

Школьники регулярно участвуют в занятиях, которые организованы профессионалами. Группы детей формируются на основе их возраста и специфических потребностей. Каждому ученику предоставляется возможность учиться по индивидуальной программе.

Воспитатель использует различные моменты в течение дня для непрерывного воспитания и обучения детей: режимные моменты, игры, занятия, прогулки. Чтобы организовать детей на занятия, необходимо научить их следующим элементарным правилам:

– сидеть на своем месте;

– слушать педагога и других детей;

– внимательно смотреть и выполнять требуемые действия;

– отвечать на вопросы;

– не мешать другим детям.

 

Необходимо разбудить у детей интерес к занятиям. Когда у ребенка начинают проявляться элементы отношения и интереса, тогда появляется и внимание.

Для успешного обучения детей с отставанием в развитии важно учитывать разнообразие методов и подходов. Использование эмоций играет ключевую роль в этом процессе. Основываясь на сохраненных аспектах психики у каждого ребенка, следует активно применять их имеющиеся интересы. Это могут быть игры, музыка, прослушивание сказок и стихов, создание поделок, физические упражнения, помощь взрослым в делах повседневной жизни. Игровая форма привлекает внимание и удерживает интерес, способствует повышению мотивации к обучению и развитию познавательных способностей.

На занятиях с детьми, которые оказывают заботу другим, важно варьировать виды деятельности, включая самообслуживание, бытовые навыки и физическую активность. Для работы с особыми детьми необходимо обеспечить постоянную активность всех ребят, чтобы удерживать их внимание и мотивацию. Педагог должен держать каждого ребенка в поле зрения и четко объяснять им текущее задание. Важно, чтобы обучение проходило в атмосфере увлечения и энтузиазма, что способствует развитию произвольного внимания и работоспособности детей.

Следует обратить внимание на более слабых детей в основном классе (группе) и предоставить им индивидуальные задания, чтобы избежать возможности формирования у них привычки бездействия и исключения из общей работы класса (группы). Преобразования можно реализовать через:

– замену моментов относительно пассивной деятельности на активные действия (ответы, практические исполнения);

– включение общегрупповых, общеклассных мероприятий (хоровое повторение текстов, участие в дидактических играх, выполнение физических упражнений).

– легкие, эмоциональные, игровые задания, которые должны чередоваться с трудовыми и требующими напряжения;

– ребенок должен выполнять индивидуальную работу, такую как рисование и письмо в тетради;

– чередование усидчивой работы с подвижной деятельностью детей.

Дети с синдромом Дауна, которые проявляют вялость, пассивность и отсутствие интереса, требуют особого внимания и подхода. Для активизации таких детей необходимо часто обращаться к ним, приглашать к выполнению практических заданий и привлекать их к деятельности у доски или столом педагога. Очень полезно включать их в групповую работу, где они могут действовать вместе с 3 – 4 другими учениками, отвечая по очереди или выполняя различные задачи. Взаимодействие со сверстниками в группе стимулирует активность у детей с задержкой развития. Воспитателю важно направить все свои усилия на обеспечение социальной адаптации учеников с различными отклонениями к современным условиям жизни.

Для того чтобы дети-инвалиды могли успешно справляться с разнообразными жизненными ситуациями, необходима огромная усилия со стороны педагогического коллектива, включая учителей, воспитателей, администрацию и технический персонал. Реализация этой задачи осуществляется через разнообразные социокультурные мероприятия, которые предоставляют детям-инвалидам возможность находить и использовать информацию, активно участвовать в различных занятиях, расширять собственные интеграционные возможности в социокультурную среду. Такие мероприятия оказывают положительное воздействие на творческие способности детей-инвалидов, способствуют развитию коммуникативных умений, опыту общения и расширению социальных связей.

Существует разделение социально-культурных мероприятий на две категории:

Первая группа включает мероприятия, направленные на досуг детей:

– организация и проведение различных мероприятий, таких как экскурсии, поездки, походы, праздники, развлечения, чаепития и другие;

– присутствует обязательное образовательное условие, которое позволяет участникам приобрести новые знания, умения, навыки и социальный опыт;

– важно общение с природой, знакомство с городом и его достопримечательностями;

– для детей с нарушениями в развитии время на природе является необходимым для расширения их жизненного пространства, получения экологических знаний и оздоровления.

Участие детей-инвалидов в игровых спектаклях и театрализованных играх приучает их к правилам и законам взрослого мира. Такая активность формирует правильную модель поведения в современном обществе, обогащает культурный уровень ребенка, знакомит с духовными ценностями, детской литературой, музыкой, правилами этикета, традициями и обрядами. Процесс театрализованной деятельности способствует эмоциональному развитию ребенка, прививая ему способность сопереживать персонажам и разыгрываемым событиям.

Вторая группа включает мероприятия, стимулирующие раскрытие творческого потенциала детей, участие в городских, региональных и федеральных конкурсах детских работ различной направленности. Такие мероприятия повышают интерес и творческую активность, помогают увидеть необычное в обычном, продемонстрировать свои таланты, способности. Основной формой работы является арт-терапия, включающее:

– самостоятельное исполнение роли;

– исполнение роли параллельно с педагогом;

– участие только в качестве зрителя.

Участвуя в мероприятиях вместе со своими сверстниками и взрослыми, ребенок-инвалид:

– развивает социальные навыки и опыт;

– учится взаимодействовать и общаться в различных ситуациях;

–получает возможность корректировать нарушения в коммуникативной сфере.

Коррекционно-педагогическая деятельность, применяемая для создания образовательной среды детей с нарушениями интеллекта, сосредотачивает внимание на формировании конструктивных форм общения и обеспечении успешного участия детей.