Совершенствование мастерства молодого учителя через наставничество

№ 95

Милавша НАЗМУТДИНОВА,

заместитель директора по национальным вопросам гимназии №10 г. Зеленодольска, победитель гранта «Учитель-наставник»

Каждому молодому учителю необходим учитель-наставник, для того чтобы освоиться на своём рабочем месте, получить необходимые знания и умения именно на практике. Опыт приходит с годами, и первое время молодому учителю без помощи наставника очень тяжело приходится.

В Законе «Об образовании» сказано: «При исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания, учебных пособий и материалов, учебников в соответствии с образовательной программой, утвержденной образовательным учреждением, методов оценки знаний обучающихся, воспитанников. Выбор учебников и учебных пособий,  в образовательном процессе в имеющих государственную аккредитацию и реализующих образовательные программы общего образования образовательных учреждениях, осуществляется в соответствии со списком учебников и учебных пособий, определенным образовательным учреждением».

Как молодому учителю, не потеряться в этом многообразии программ, методов, инноваций? Как организовать свою работу в соответствии с новыми стандартами и требованиями? Как идти в ногу со временем, быть мобильным, гибким и преуспевающим в профессии? Ведь часто бывает, что молодые учителя, встав на путь преподавания и, не получив должной поддержки, круто меняют свою жизнь, отвернувшись от школы.

Повышение эффективности  обучения и воспитания – одно из приоритетных направлений образования – во многом зависит от уровня подготовки и квалификации учителя. Сколько бы ни совершенствовались учебники, программы, успех обучения и воспитания зависит от учителя, его теоретической подготовки, педагогического мастерства, деловых и нравственных качеств.

Работа с молодыми специалистами – это комплекс мероприятий, направленных на активное включение молодых специалистов в общеобразовательный процесс.

Когда речь заходит об обновлении современной школы, то при всей разнородности высказываемых точек зрения бесспорна одна – нашей новой школе нужен учитель образованный, культурный, со своей гражданской позицией, по-настоящему любящий детей и заботящийся об их развитии и воспитании, человек с критическим и творческим мышлением, способный к квалифицированному решению острых проблем современной педагогики.     Подобная мысль проходит красной нитью через всю трудовую жизнь каждого учителя. Как сложно включиться молодому учителю в ритм современной школы!

Особенностью труда начинающих педагогов является то, что они с первого дня работы имеют те же самые обязанности и несут ту же ответственность, что и учителя с многолетним стажем, а учащиеся, родители и администрация ожидают от них столь же безупречного профессионализма. Педагоги, которые не получили в первый период своей работы помощи и внимания могут оказаться брошенными и испытывают шок при столкновении с реальностью. Чтобы этого не произошло, молодым учителям надо целенаправленно помогать.

В моей деятельности работа с молодыми специалистами традиционно является одной из самых важных составляющих методической работы.

Я выбрала целью наставничества: оказание помощи в создании в образовательном учреждении условий для профессионального роста молодых специалистов, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность молодого педагога.

Определила задачи:

          – помочь адаптироваться учителю в коллективе;

          – определить уровень профессиональной подготовки;

          – выявить затруднения в педагогической практике и принять меры;

          – формировать творческую индивидуальность молодого учителя;

           – создать условия для развития профессиональных навыков молодых педагогов, в т. ч. навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;

            – развивать потребности у молодых педагогов к профессиональному самосовершенствованию и самообразованию.

С целью организации психологической поддержки и методической помощи  молодому специалисту за ним закрепляется учитель-наставник, который проводит с ним постоянную работу и оказывает помощь, которая требуется в процессе учебного года. Перед началом наставнической деятельности я провожу анкетирование молодого специалиста, для выявления проблем и систематизации работы.   

Планирую совместную деятельность по следующим направлениям:

– организационные вопросы;

– планирование и организация работы по предмету;

– планирование и организация методической работы;

– работа со школьной документацией;

– работа по саморазвитию;

– работа с классным коллективом;

– работа с родителями;

– контроль за деятельностью молодого  специалиста и т.д.

Когда молодой учитель приступает к профессиональной деятельности, он, конечно же, нуждается в поддержке. Как наставник, обращаю внимание молодого специалиста:

          – на требования к организации учебного процесса;

          – требования к ведению школьной документации;

          – формы и методы организации внеурочной деятельности, досуга учащихся;

          – ТСО (инструктирование по правилам пользования, технике безопасности, возможности использования в практической деятельности);

          – механизм использования (заказа или приобретения) дидактического, наглядного и других материалов.

Обеспечиваю поддержку молодого педагога  в области:

          –практического и теоретического освоения основ педагогической деятельности (подготовка, проведение и анализ урока; формы, методы и приемы обучения; основы управления уроком и др.);

          – разработки программы собственного профессионального роста;

          – выбора приоритетной методической темы для самообразования;

          – подготовки к первичному повышению квалификации;

          – освоения инновационных тенденций в отечественной педагогике и образовании;

          – подготовки к предстоящей аттестации на подтверждение или повышение разряда.

Как учитель-наставник в течение учебного года провожу работу в следующих направлениях:

1. Методическая помощь:

           – в заполнении электронного журнала, личных дел, журнала здоровья, составлении плана воспитательной работы, работа с рабочими программами и многое другое;

           – ведении отчётной документации;

           – в подготовке к урокам;

           – проведении диагностических обследований;

           – ознакомлении с технологией оценивания учебных достижений;

           – знакомство с  ИКТ и образовательными технологиями на уроках;

                 – оказание методической помощи в проведении внеклассных мероприятий.

2. Консультации:

           – консультация по теме «Дифференцированный подход в обучении»;

           – консультация в использовании методической литературы по предметам;

           – консультация по теме «Самоконтроль в учебной деятельности»;

           – знакомство с методами и формами  работы  с родителями;

           – в работе с родителями, проведение всеобучей для родителей учащихся;

           – по изготовлению дидактического и раздаточного материалов;

– их использование на уроках.

3. В течении учебного года посещаю:

          – уроки;

          – родительские собрания;

          – классные часы;

          – внеклассные мероприятия;

              – занятия внеурочной деятельности.

4. Методическая помощь в проведении открытого урока.

Наставничество должно стимулировать потребности молодого педагога в самосовершенствовании, способствовать его профессиональной и личностной самореализации.

Подводя итоги, я могу сказать, что наставничество – эффективный способ передачи опыта мастерства молодёжи. Причём польза от данного процесса двусторонняя: обогащение педагогическим опытом молодого учителя и повышение квалификации и профессионального мастерства педагога-наставника. Это ценное приобретение для школы, поскольку с ростом своих педагогических кадров, образовательное учреждение повышает эффективность своей деятельности. В моей наставнической работе молодой задор, креативность, энтузиазм молодых специалистов является подспорьем в совместной деятельности.