Составляем буктрейлер и интригуем

 №39

(Конспект урока внеклассного чтения в 7 классе)

Юлия КРАСНОВА,

учитель русского языка и литературы МАОУ «Гимназия №19» г. Казани

Цель: научить определять и формулировать проблемы произведения; находить элементы сюжета и композиции, интриговать зрителя, внушить ему желание срочно прочесть книгу.

Задачи: 

образовательные   привить интерес к чтению, желание прочитать, умение формулировать основные проблемы текста; совершенствовать умение передавать своё понимание поставленных в тексте проблем, свои оценки фактов и явлений;

развивающие – закрепить умение  художественно пересказывать текст, определять тему и идею;

воспитательные  – вызвать эмоциональный отклик; воспитание уважительного отношения к чужому мнению и внимательного восприятия выступлений одноклассников.

Тип урока: урок-практикум с использованием презентации.

Технология: элементы педагогики сотрудничества.

Планируемый результат: развитие умения понимать и текст, предполагать и прогнозировать,  создавать своё высказывание, уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и логично, составлять высказывания с умолчанием и разными предполагаемыми концовками.

Оборудование: тексты; компьютерная презентация; тексты Шекспира, компьютер, проектор.

Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная, работа под руководством учителя.

Эпиграф к уроку: «Как богат тот, кто способен погрузиться в волшебный мир литературы!»

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

Учитель. Любите ли вы читать? Что дает вам чтение книг? Почему, по словам Д.Дидро, «человек перестает думать, когда перестает читать»? Какие высказывания о книге и чтении вам известны?  – такие вопросы предлагались вам для размышления на дом. Послушаем  ваши рассуждения.

(Ответы учащихся. Обмен мнениями.)

II. Целеполагание

Учитель. Как вы думаете, почему сегодня отсутствие интереса к чтению становится социальной проблемой? Видите ли вы выход из создавшейся ситуации?

(Ответы учащихся. Обмен мнениями.)

Исходя из перечисленных вами проблем, мы сегодня примем посильное  участие в их решении: попробуем  научиться  рекламировать книги.

Наша задача – научиться составлять буктрейлер.

III. Теоретическая часть. Просмотр презентации

Слайд 1. Недавно появился новый вид рекламы, объединяющий литературу, элементы кинооператорского  искусства  и   интернет-технологии. Это буктрейлер – как правило, небольшой ролик,  он экономичен и легок в исполнении.

Слайд 2. Материалы для ролика: фотографии , иллюстрации и музыка, звук, цитаты из рекламируемой книги; разворот обложки с краткой  аннотацией.

Слайд 3. Задача буктрейлера: чем именно вы хотели бы заинтересовать  потенциального читателя – зрителя  вашего ролика, чем его заинтриговать, какие эмоции вызвать, как направить к чтению книги, определить, какие именно картинки или отрывки видео соотносятся с идеей произведения и поставленной задачи.

Слайд 4. План работы  основан на четырех важных составляющих: музыка, информация, иллюстрации, видеоматериал.

Слайд 5. План для буктрейлера можно строить двумя способами: сначала подобрать самые яркие цитаты из текста – и к ним найти подходящие иллюстрации, видео или музыку. Или, наоборот,  выбрать иллюстрации, видео и музыку, а затем написать сжатый текст или выбрать цитаты.

Учитель. Четко определите, какой именно буктрейлер вам нужен:  антуражный или повествовательный. И при составлении плана отметить: «картинка – запись – музыкальный фрагмент».

Слайд 6. Техническое обеспечение: микрофон, камера; интернет-программы для работы.

Слайд 7. Буктрейлер пока только  начинает входить в моду, но общие принципы его уже установлены:

1. Продолжительность – 1-3 минуты.

2. Соблюдение стилевого единства иллюстраций

3. Интригующее содержание.

4. Доступность и простота при хорошем качестве.

5. Разборчивый шрифт .

6. Соблюдайте закон об авторских правах. При использовании чужих аудио- и видеоматериалов убедитесь, что они находятся в свободном доступе.

Слайд 8. Важен также опрос читательской аудитории. Какие фрагменты и сцены запомнились, чем книга нравится, а чем – не очень. Случается так: что близко и дорого автору, не слишком трогает читателя, а то, что для автора второстепенно, у читателей вызывает восторг. Помните: буктрейлер снимается для читателей.

Рекомендация: перед записью ролика, протестируйте его эскиз на друзьях и знакомых. И прислушайтесь к  их замечаниям.

Учитель. Таким образом,  ваша задача – убедить читателя, что книга ему нужна не типичная, а именно та, о которой  так интригующе рассказали вы.

IV. Практическая часть урока

Учитель. Итак, мы с вами долго думали и определились с выбором. Мы будем рекламировать не беллетристику, не популярную прозу, не детектив…   А что же?

Какой будет первый наш кадр?

Учащиеся говорят, что именно это и будет нашим первым кадром:

«Это не детектив, не боевик, не фэнтези, не беллетристика… Это…?»  Звучит музыка. И появляется второй кадр.

Обсуждение второго кадра.

Учитель. Что нужно включить в него? Какие понятия? Какую музыку?

Учащиеся. Эпоха Возрождения, далекое прошлое, вечные нравственные идеалы. Лучше всего сформулировать второй титр примерно так: это далекое-далекое прошлое. Англия. XVII век. На королевский трон взошел сын казненной Марии Стюарт. Мир рухнул: падение нравов, удовольствия и разврат, тревожные предчувствия катастрофы. Людская жизнь ничего не стоила. Сжигались на кострах «колдуньи», катились отрубленные головы казненных. А трагедии великого Шекспира приобретали все более и более зловещее и скорбное звучание.

Учитель. Можно ли такое начало считать интригующим и почему?

Учащиеся. Нельзя. Здесь всего лишь историческая справка. Нет интриги, намеков, нарастания страстей. Нужно преобразовать этот материал в цепочку назывных предложений.

Учащиеся по группам предлагают свои варианты, и выбирается примерно такой вариант: Гроза в бескрайней и мрачной степи. Медленно и тяжело бредет по ней всклокоченный старик. Это король. Что с ним произошло? И где его трон, его подданные? Какие несчастья обрушились на него?

Итак, представляем вам буктрейлер по бессмертной трагедии великого В.Шекспира «Король Лир»! (Звуковое сопровождение: удары грома.)

V. Развитие речи

Учитель. А теперь давайте прослушаем сжатый художественный пересказ сюжета, который вы готовили дома по группам.

Учащиеся 1 группы. Король Лир делит свое царство между тремя дочерьми. Правитель старый, взбалмошный, привыкший к лести, к фальшивым сладким похвалам, он совсем не умеет разбираться  в людских душах. Сладкие слова Реганы и Гонерильи он принимает за настоящую дочернюю любовь, а сдержанную и скромную, немногословную и честную Корделию считает черствой. В гневе Лир отрекается от Корделии, лишает ее наследства, а все королевство делит между старшими дочерьми. Но правда все-таки доходит до сердца короля! В час жестоких несчастий и горя бездушные дочери, которым он отдал все, отреклись от отца, оттолкнули, изгнали его.

И вот Лир, брошенный, одинокий, бездомный бредет по степи в бурю и непогоду. Он очень страдает: душевные муки истерзали его, и наконец-то рушится стена, которая отделяла его от мира, от чужих страданий – стена слепого эгоизма. Старый король внезапно понял и прочувствовал всю глубину страданий тысяч несчастных, нищих, голодных! Лир в отчаянии обращается к небу, просит заставить опомниться преступников! Гремит гром, сверкают молнии над его седой головой, и беспощадная правда открывается ему, он понимает, как несправедлив и жесток  мир. «Я, кажется, сейчас сойду с ума», – говорит Лир своему шуту, который один из всех не покинул его и разделяет его страдания.

По той же степи, в ту же ночь бредет навстречу ему другой несчастный – старый граф Глостер, который был обманут, как и Лир. Он изгнал преданного и благородного сына Эдгара, поверив завистнику и клеветнику Эдмунду. Враги выкололи глаза старику Глостеру. И вот теперь он блуждает слепой и не знает, что случайный прохожий, добровольный его поводырь – это его родной сын Эдгар.

Учащиеся 2 группы. В это время к старому Лиру торопится на подмогу его младшая дочь Корделия. Она теперь в Британии со своим мужем – королем Франции – и его войсками.

Корделия давно простила отца, она не помнит зла, она найдет отца, спасет и излечит его. Но неужели же вот этот жалкий старик в лохмотьях  и есть гордый король Лир? На лохматой и всклокоченной седой голове венок из травы васильков, взгляд блуждает, он что-то бормочет. Рассудок его помутился. Лир не узнает дочь, он не верит своим глазам. Она должна презирать и ненавидеть его, он так виноват перед ней! Спокойный и счастливый сон, тихая музыка, забота и доброта близкого человека – лучшие лекарства от душевных переживаний. Лир возрождается к новой жизни. Живы еще на свете добро, бескорыстие и безграничная кротость души! Но и зло вокруг тоже не исчезает. Начинается война. Лир и Корделия попадают в плен. Старый король искренне верит, что и в темнице он будет счастлив, если Корделия его не оставит. Но ее вырывают из рук отца. Палач затягивает петлю на ее шее по приказу предателя Эдмунда. Это пик страданий и горя старого Лира. Шатаясь, несет он мертвую дочь на руках, наклоняется к ее лицу, зовет, не может поверить, что Корделии больше нет, в надежде, что  вдруг вздохнет, вдруг откликнется? У нее был нежный, тихий голос. Нет. Лиру больше не слышать ее голоса, не увидеть ее. И сердце старого Лира разрывается от невыносимых мук.

Учащиеся 3 группы. В финале трагедии – трупы жертв и палачей. Мертвы Лир и Корделия. Нет больше Реганы и Гонерильи – дочерей с каменными сердцами, злодеек, запутавшихся в собственных интригах. Разоблачен и казнен подлый Эдмунд. Новые люди возьмут в свои руки бразды правления. Их долг – «вывесть край из горя и позора». Под силу ли им это? Дороги к добру кроются где-то в неизведанных далях. Ни Шекспир, ни другие гуманисты, его современники, не смогли еще указать их. И от острого ощущения безвременья усиливалась их печаль. Очевиден  гуманистический смысл трагедии: никакими богатствами не измерить настоящую любовь и человеческое благородство.

Учитель. Спасибо. А теперь попробуйте по группам составить по 2 кадра с титрами.

(Ученики выполняют задание.)

Итак, варианты готовы. Давайте послушаем:

1 группа. Я отдал им все: богатство, царство, деньги. Я их любил всем сердцем! Мои любимые дочки! А третью считал я черствою гордячкой, лишил ее всего. Если бы я знал! В конце титра вопрос: «О чем не догадывался старый король, разделив наследство между двумя дочерьми о лишив всего Корделию?» Вы узнаете об этом, прочитав трагедии Шекспира!

2 группа. Бездомный полубезумный старик бредет с шутом и встречает слепого старика с поводырем. Кто этот человек? Какое горе постигло его? Да это же… Кого повстречали Лир с шутом, вы узнаете, прочитав трагедию «Король Лир»!

3 группа. Я счастлив! Я прозрел! Как вымолить мне прощение у великодушной дочери моей? Пусть голод, война, темница! Я все вынесу, если рядом со мной останется моя любимая дочь! Суждено ли старому Лиру обрести счастье рядом с Корделией? Что ждет их? Об этом вы узнаете, прочитав трагедию «Король Лир»!

Учитель. Основные тезисы буктрейлера вы подготовили. Осталось только создать слайды, добавить в них самые яркие цитаты и смонтировать сам ролик. Домашнее задание выполнятся по группам. На следующем уроке ждем от вас 3 готовых буктрейлера. После первого просмотра и обсуждений продемонстрируем их в других классах вашей параллели.

VI. Рефлексия

Учитель. Чему вы научились? Что нового узнали? Как пригодятся вам полученные сегодня навыки и знания в жизни? Давайте составим синквейн.

(Ученики составляют синквейн.)