Составление описательного рассказа с опорой на схему

 № 161

(Образовательная деятельность по познавательно-речевому  развитию в подготовительной к школе группе)

Ирина НИКОНОВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №316 г. Казани

Светлана ШЕРНИНА,

учитель-логопед высшей квалификационной категории детского сада №316 г. Казани

Цель: развивать способности составления описательного рассказа от первого лица с опорой на схему.

Задачи:

коррекционно-образовательные:

– активизировать и закреплять словарь по лексической теме «Зимующие птицы»;

– упражнять в падежном управлении (закрепление правильного употребления предлогов);

– упражнять в образования сложных слов-признаков;

– упражнять в употреблении творительного падежа имен существительных;

– формировать у детей умение самостоятельной работы с мнемосхемами;

коррекционно-развивающие:

– развивать логическое мышление;

– развивать слуховое внимание;

– развивать диалогическую речь;

– развивать умение подбирать рифму к словам;

коррекционно-воспитательные:

воспитывать у детей бережное отношение к зимующим птицам;

– стремление заботиться о них.

Материал и оборудование: коллекция зимующих птиц из папье-машье, мультимедийное оборудование, экран, интерактивная авторская презентация «Зимующие птицы» с мнемосхемами.

I. Оргмомент.

Пальчиковая гимнастика  «Птичка»

Птичка крылышки сложила

Птичка пёрышки помыла,

Птичка клювом повела,

Птичка зернышки нашла.

Птичка зернышки поела,

Птичка песенку запела.

II.Сообщение темы занятия.

Повторите цепочку слов

ТЕТЕРЕВ – КЛЁСТ – СНЕГИРЬ – ГОЛУБЬ

Подберите обобщающее слово. (Чем они похожи?)

Сегодня мы будем говорить о зимующих птицах

III.Падежное управление.

Игра «Кто, где находится»

Как много птиц прилетело. Посмотрим, кто, где разместился?…

(Снегирь сидит на ветке. Голубь  притаился под деревом.  и т.д)

IV.Развитие логического мышления.

-А каких птиц мы никогда не увидим в городском парке и почему?

(глухаря и клеста)

V.Упражнение в словообразовании.

Игра с мячом «Образуй признак, договори предложение»

— Поиграем в игру «Образуй признак, договори предложение»

У сороки белые бока, значит она… БЕЛОБОКАЯ сорока.

У снегиря красная грудь — он…КРАСНОГРУДЫЙ  снегирь.

У синицы желтая грудь — она …

У воробья короткие лапы — он…

У дятла красная голова — он…

У поползня короткий хвост- он…

У совы круглая голова — она …

У вороны длинный клюв, значит — она …

— Молодцы, ребята, присядем, отдохнем (ДЕТИ СЕЛИ)

VI.Практическое усвоение  творительного падежа имён существительных.

Развитие диалогической речи.

Игра «Беседа с вороной»

Появляется ворона

ВОРОНА

Кто сказал длинноклювая ворона? Чем обидные слова говорить лучше бы угостили чем-нибудь. Нам птицам нелегко зимой приходиться!

Воспитатель: Не волнуйся, воронушка, у нас всегда для птиц есть угощение. Мы заботимся о птицах.

ВОРОНА

— Как вы заботитесь о птицах?

Ответы детей. ( Мастерим кормушки для птиц, кормим птичек)

— А чем вы кормите птиц?

Ответы детей (Птичек мы кормим …овсом, пшеном, просом, семечками, семенами дыни, тыквы, кабачка.

Синичек мы  кормим несоленым  мясом, салом.

Воробьев можно покормить картошкой и просом.

Голубя, ворону и галок несолеными хлебными сухариками.)

Воспитатель:  Вот и тебе семечки.

ВОРОНА:

Спасибо за угощение! А я вам подарю волшебное перо. С его помощью вы можете научиться понимать птичий язык. Вот вам перо.

VII. Развитие речи. Составление описательного рассказа по мнемосхеме от первого лица.

Воспитатель: Вот вам перья переведите, о чём говорят две птички. А помогут вам подсказки схемы.

Мальчик и девочка составляют описательный рассказ о птице от первого лица.

Физминутка «Угадай по голосу»

Гость из леса прилетел,

Удивить он нас хотел.

Дятел сел на толстый сук,

Клювом постучал: «Тук- тук!»

К нам ворона прилетела,

На большую ветку села.

Её знает,млад и стар.

Прокричала: «Кар-кар-кар!»

Скачет серый воробей,

Он зовет своих друзей,

Всем делиться он привык,

Прочирикал: «Чик-чирик»

VIII. Формирование умения самостоятельно работать с  мнемосхемами

ВОРОНА:

— Замечательные стихи о птицах! Так люблю поэзию. Я и сама стихи сочиняю. Я буду сочинять стихи,  вы помогите подобрать мне рифму.

Сидит на ветке воробей,

Старушка кормит     …голубей.

Синичка песенки  поёт,

Кормушку Ярослав …    несёт.

ВОРОНА:

—  Отличное получилось стихотворение. Только боюсь,  я его  не запомню. Что делать?

Советы детей.

— Стихи  надо записать, составить схемы подсказки.

ВОРОНА:

Давайте попробуем.

Дети составляют мнемодорожки

ВОРОНА:

Отлично! Я все поняла с вашими схемами. Теперь по моей схеме прочитайте стихотворение.

Мнемодорожки  на экране

Несёт кормушку воробей.

Синичка кормит голубей.

Старушку Ярослав несёт.

Ветка  песенки поёт.

Дети: Ворона, ты перепутала слова и потеряла одно слово: предлог «НА»

ВОРОНА: Я потеряла?! Ну, потеряла и нашла. Вот вам новое стихотворение со всеми словами.

Поёт песенки кормушка.

Синичку  несёт старушка.

Ветка кормит голубей.

Сидит на Ярославе воробей.

ВОРОНА:  Я рада, что развеселила вас, подняла вам настроение. Еще раз попробую  разложить схемы.

Ребенок  читает стихотворение.

ВОРОНА:  Молодцы, ребята, и про зимующих птиц вы все знаете, заботитесь о нас,  и мне помогли стихи сочинить и выучить. Спасибо большое вам за это! А это  вам от меня подарок.

Ворона дарит подарок.

Возвращение в детский сад.

IX. Итог

Воспитатель:Вот и закончилась наша прогулка. Что вам запомнилось? В какие игры вы бы хотели еще раз поиграть в группе?

Посмотрим, что нам подарила ворона. Это книга о перелетных птицах. Зимующих птиц вы хорошо знаете. Вспомним и о перелётных.