Состав слова

(Урок русского языка в 7 классе)

Эльмира АБДУЛЛИНА

учитель-дефектолог Нурлатской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья

Форма урока: игра-путешествие.

Цель: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Состав слова» в рамках изученного материала.

Задачи:

образовательные: способствовать развитию орфографической зоркости через игровую деятельность на уроке;

развивающие:

– развивать творческую активность;

– прививать интерес к русскому языку;

– воспитывать чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к природе;

– способствовать развитию фонематического слуха;

– развивать умение работать в группе и индивидуально;

воспитывающие:

– воспитывать чувства взаимовыручки, товарищества, умение работать в группе;

–своспитанию самостоятельности и аккуратности при выполнении письменной работы.

Коррекционная: коррекция речи учащихся.

Оборудование: рабочая программа для 7 класса, ноутбук, презентация, индивидуальные карточки для учащихся (раздаточный материал), учебник (Якубовская Э.В., Галунчикова Н.Г. Русский язык. 7 . – М.: Просвещение, 2020), дидактический материал: «Состав слова», интерактивная площадка – https://learningapps.org/watch?v=pw02ocjia22

Ход урока

  1. I. Организационный момент

Сосредоточить внимание учащихся.

  1. II. Мотивирование к учебной деятельности

Учитель. Сегодня необычный день и необычный урок. Давайте повернёмся друг другу и улыбнёмся. И начать наш урок сегодня тоже хочется необычно.

Послушайте одну историю. (Слайд 2)

У Мудреца, однажды, ученик спросил (он перед этим бабочку словил):

– Скажи, Мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в руках моих, иль нет?

Ладони в этот миг легонько сжал…

Плененный мотылек затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

– Ты держишь все, сейчас, в своих руках!

– Результат нашей с вами работы в наших руках, т.е. зависит от нас.

– Вы верите в свои силы? И я верю в ваши силы. Желаю вам на уроке удачи.

Сегодня вы будете пополнять копилку своих знаний, и делать новые открытия.

Я разделю вас на команды

1) Гелюс, Максим. Дима, Айзат, Гульназ, Альфис.

2) Серёжа, Айдар, Максим, Настя, Ульяна, Фируза,Руслан. (Слайд 3)

Речевая разминка

Серая кошка сидит на окошке. Вёз зайчишка на тележке тяжеленные (1-я команда)

Около кола-колокола. Прохор и Пахом ехали верхом. (2-я команда)

(Слайд 4)

(Учитель просит учащихся взяться за руки и произнести: «Мы сможем всё!».)

Учитель. Запишем число, ребята. Я приглашу из каждой команды по порядку по одному ученику для разбора предложения. (Слайд 5)

1) Усталый щенок отдыхает. (Предлож. повеств., невоскл., распростр.)

2) Сверкнула ослепительная молния. (Предлож. повеств., невоскл., распростр.)

III. Актуализация знаний

Командный этап – разминка (два ученика каждой команды должны отгадать ключевое слово в предложении).

1-я команда

1) В начале было СЛОВО.

2) Слово побеждает СЛОВО.

3) Одно СЛОВО от вас, – и я спасен.

2-я команда

1) СОСТАВ отвели на запасные пути.

2) СОСТАВ остановился около невысоких и пустынных гор.

3) Нам нужно освежить СОСТАВ.

Учитель. Молодцы, ребята! Ну а теперь вы должны отгадать тему урока, которая спрятана в логограмме. (Слайды 6 – 7)

  1. IV. Выявление места и причины затруднения, постановка цели деятельности.

СкОоСрТеАнВь СуЛфОфВиАкс!

Учитель. Мы сегодня подведем итоги работы по теме «Состав слова», повторим разбор слова по составу. Вспомним и закрепим правила правописания частей слова,

  1. V. Построение проекта выхода из затруднения

3-й этап (командный)

Проверка теоретических знаний. (Слайд 8)

Части слова (Разминка)

Учитель. Мы знаем, что любой предмет можно разобрать на запчасти. Оказывается, у слов тоже есть части. Какие части слова вы знаете?

Ученики. Приставка, корень, суффикс, окончание, основа (жеребьёвка)

Вопросы для 1-й команды

  1. Назовите главную значимую часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

Дополнительный вопрос. Слова, имеющие одинаковый корень, называются… (однокоренными).

  1. Назовите часть слова, которая находится перед корнем.

Дополнительный вопрос. Для чего служит приставка?

Вопросы для 2-й команды

  1. Назовите часть слова, которая находится после корня.

Дополнительный вопрос. Для чего служит суффикс?

  1. Назовите изменяемую часть слова, которая служит для образования форм слова.
  2. VI. Реализация проекта

4-й этап (командный). (Слайды 9 – 10)

Конкурс «Словесное дерево» («Найдите друзей». Лист бумаги путешествует по кругу. Каждый должен записать слово.)

Учитель. А сейчас я расскажу вам небольшую сказку.

Жили -были корни -сад-, — лист- , — лес-, -гриб-. Один догадливый человек решил посадить их. Выросли необыкновенные словесные деревья: росли на них слова, и у всех этих слов была общая часть, та, что человек посадил сначала.

Я предлагаю вам всем вместе тоже вырастить словесное дерево с этими корнями. (Участники групп выполняют задание.)

Учитель. Посмотрите, какое словесное дерево мы вырастили.

– Как написан корень во всех однокоренных словах? (Одинаково.)

Физминутка

(Все ребята повторяют за учителем эти слова и движения.)

5-й этап (командный).

Летит, летит по небу шар, (машут руками и показывают шар)

По небу (пальцем на небо) по шар летит. (машут руками и показывают шар)

Но знаем, (показывают на голову) мы (ударяют себя в грудь), до неба шар никак не улетит. (машут руками)

Затем одно слово заменяется соответствующим движением, и все слова повторяются, кроме этого слова (вместо него – движение). Далее заменяются по одному другие слова. В итоге все показывается только движениями.

Летит, летит по небу шар,

По небу шар летит.

Но знаем мы: до неба шар

Никак не долетит.

VII. Включение в систему знаний и повторение

6-й этап. «В мире частей слова» «Кто быстрее». (Каждый ученик разбирает по одному слову.)

Задание. Разобрать по составу слова: ВЫПЕЧКА, ГОРОДОК, СНЕГ, ТРУДНЫЙ, ЛОДКА, ГРИБОК, ЗАГАДКА, ДОМ, ЗИМУШКА, РАССВЕТ, САДИК, СТАРУШКА.

7-й этап. Интерактивная игра

https://learningapps.org/watch?v=pw02ocjia22
VIII. Информация о дом. задании

Карточка по разбору слов по составу (подбирается каждому ученику индивидуально).

1) Мышка, синяк, переход, снежок, калитка, речка, домище, собачка, подберёзовик.

2) Спиши слова. Вставь пропущенные буквы А или О. Поставь ударение.

Б..бры, д..ска, стр..на, вр..чи, к..за, ш..рфы, др..ва.

  1. IX. Рефлексия учебной деятельности

Слайд 11

СВЕТОФОР

-красный: Мне нужна помощь. Я не понял.

-жёлтый: Мне было многое понятно.

-зелёный: Я всё понял, У меня всё получилось.

Приложение

 

1) Разбери слова по составу (выдели, если есть, приставку, корень, суффикс, окончание)

Мышка, синяк, переход, снежок, изба.

 

1) Разбери слова по составу (выдели, если есть, приставку, корень, суффикс, окончание)

Калитка, речка, домище, собачка, подберёзовик.

2) Спиши слова. Вставь пропущенные буквы А или О. Поставь ударение.

Б..бры, д..ска, стр..на, вр..чи, к..за, ш..рфы, др..ва.

2) Вставь пропущенные буквы и выдели приставки.

П…шли, п..р..ход, п..дземный, з..крыли.

1) Разбери слова по составу (выдели, если есть, приставку, корень, суффикс, окончание)

Мышка, синяк, переход, снежок, изба.

 

1) Разбери слова по составу (выдели, если есть, приставку, корень, суффикс, окончание)

Калитка, речка, домище, собачка, подберёзовик.

2) Спиши слова. Вставь пропущенные буквы А или О. Поставь ударение.

Б..бры, д..ска, стр..на, вр..чи, к..за, ш..рфы, др..ва.

2)Вставь пропущенные буквы и выдели приставки.

П…шли, п..р..ход, п..дземный, з..крыли.

1) Разбери слова по составу (выдели, если есть, приставку, корень, суффикс, окончание)

Мышка, синяк, переход, снежок, изба.

1) Разбери слова по составу (выдели, если есть, приставку, корень, суффикс, окончание)

Калитка, речка, домище, собачка, подберёзовик.

2) Спиши слова. Вставь пропущенные буквы А или О. Поставь ударение.

Б..бры, д..ска, стр..на, вр..чи, к..за, ш..рфы, др..ва.

2)Вставь пропущенные буквы и выдели приставки.

П…шли, п..р..ход, п..дземный, з..крыли.

1) Разбери слова по составу (выдели, если есть, приставку, корень, суффикс, окончание)

Мышка, синяк, переход, снежок, изба.

1) Разбери слова по составу (выдели, если есть, приставку, корень, суффикс, окончание)

Калитка, речка, домище, собачка, подберёзовик