Соли и их классификация
(Урок по химии в 8 классе)
Гулия НИЗАМИЕВА,
учитель химии I квалификационной категории Красногорской средней школы Мамадышского района
Цель: сформировать представление о солях, их классификации и особенностях строения.
Задачи:
– сформулировать понятие « соли»;
– познакомить с классификацией солей, таблицей растворимости;
– научить строить названия солей по их формулам, и составлять формулы по названиям;
– отличать соли от других классов неорганических соединений.
Тип урока: комбинированный.
Методы, приемы работы: словесно-наглядные, диалогические методы, практический эксперимент.
Формы обучения: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Планируемые результаты
предметные:
– расширение представлений о классах неорганических веществ;
– умение составлять формулы солей по названию, и называть соли по их формуле;
личностные:
– мотивация к получению новых знаний;
– развитие любознательности и интереса к изучению естественных наук;
метапредметные:
– формирование умений и навыков самостоятельного умственного труда;
– формирование умения строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
– давать определения понятиям.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, лоток с реактивами, лоток с посудой, таблица растворимости кислот, оснований и солей.
Ход урока
- I. Организационный момент
Приветствие, проверка отсутствующих.
Учитель. Здравствуйте, ребята! Я вам желаю работать дружно, открыть что-то новое для себя.
- II. Актуализация знаний
Проверка домашнего задания. Устный опрос.
– Что такое кислоты? Какие они бывают? Классификация кислот.
Учитель. А сейчас выполним следующие задание. (Один ученик на доске, остальные – самостоятельно в тетрадях.)
– К какому классу относятся следующие вещества? Распределите их по классу в таблицу. Выпишите из приведенных ниже веществ оксиды, основания, кислоты.
СаО, Аl(ОН)3, СuО, СuСl2, НСl, Н2О, СаSО4, Сl2О7, Fе(ОН)2, НNО3, NаОН, Н2SО4, Nа2S.
Учитель. После распределения у нас остались следующие соединения: СuСl2, СаSО4, Nа2S. Ребята, посмотрите на вещества, что их объединяет? Именно с веществами этого класса мы и будем знакомиться сегодня.
III. Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Учитель. Предлагаю вам прочитать текст и догадайтесь о каком веществе в нем идет речь?
«У травоядных животных потребность в этом веществе велика. В тех странах, где этого вещества мало, люди прибегали к различным способам, чтобы его добыть. В год каждый человек потребляют 3 до 5 кг этого вещества; Это вещество – символ гостеприемства и радушия русской нации. Чтобы узнать человека, надо с ним пуд этого вещества съесть.»
– О каком веществе идет речь? (О соли.)
– Вот так мы подошли к теме урока. Давайте попробуем её сформулировать. (Соли и их классификация.)
- IV. Изучение нового материала
Учитель. Соли – это сложные вещества, состоящие из ионов металлов и кислотных остатков.
Ребята, на ваших столах подносы с реактивами. Давайте с вами проведем опыт, но для начала вспомним инструктаж по технике безопасности. Как правильно проводить эксперименты? На ваших подносах растворы следующих солей: хлорид натрия, сульфат меди, карбонат натрия. Все нашли? Наливаем эти соли в три пробирки и опускаем лакмусовую бумажку. А как вы думаете, какого цвета будет лакмусовая бумажка в растворе соли? (Ответы учащихся.)
Физкультминутка
Вы, наверное, устали,
Значит все мы дружно встали.
«Соли – это вам не шутки» –
Тема нашей физминутки.
Слоганы | Упражнения |
Соли – это целый класс | Правое плечо вверх – вниз |
Ион металла входит – раз | Левое плечо вверх – вниз |
И остаток кислоты – это два | Руки согнутые в плечевом суставе, к плечам и повороты в плечевом суставе вперед-назад |
В целом – сложные вещества | Руки на пояс, повороты вправо – влево |
Учитель. Если соль сильного основания и сильной кислоты, то – фиолетовый, реакция раствора – нейтральная.
Соль слабого основания и сильной кислоты, то – красный, реакция раствора – кислая.
Соль сильного основания и слабой кислоты, то – синий, реакция раствора – щелочная. (Учащиеся записывают результаты в рабочую тетрадь.)
Учитель. Как можно узнать растворимая соль или нет? (Попробовать растворить её.) Правильно. А если соли под рукой нет? Тогда нам необходимо воспользоваться таблицей растворимости: найти необъодимый металл и кислотный остаток и посмотреть, растворима соль или нет.
А теперь обратимся к учебнику п. 22 таблица №5 «Номенклатура солей». Пользуясь таблицей, попробуем составить названия следующих солей: хлорида магния, нитрата кальция, карбоната калия, силиката натрия.
Классификация солей (Работа с таблицей растворимости.)
Значение и представители солей
- Первичное закрепление полученных знаний
Лабораторный опыт «Ознакомление с коллекцией солей».
Учитель. Рассмотрите выданные вам образцы солей и заполните таблицу.
№ | Название соли | Формула | Цвет | Растворимость | М |
- VI. Подведение итогов
Учитель. Достигнуты ли цели, поставленные в начале занятия?
VII. Рефлексия деятельности
Учитель. Отметьте смайликами.
- На уроке было над чем подумать.
- Я понял новую тему
- На возникшие вопросы получил ответ.
- По новой теме нужна дополнительная консультация.
- На уроке поработал добросовестно.
Учитель. Продолжите фразу.
– Сегодня на уроке я узнала…
– Я научилась…
– Мне было непонятно…
– Для меня этот урок…
– Интерес вызвало, то …
– Затруднения возникли когда…
Учитель. Итак, подведем итог, сегодня на уроке мы познакомились с еще одним классом соединений. Соли, дали определение, научились отличать их от других соединений, классифицировать, составлять формулы солей и давать им названия.
VIII. Домашнее задание
Прочитать §22, выполнить упр. 2, 3 (стр. 133).
Дополнительное задание. В американском учебнике «Химия и общество» приведена интересная информация из опыта фермеров-птицеводов США. Летом в очень жаркую погоду нередко начинает снижаться прочность скорлупы. В таких случаях фермеры поят птиц не обычной, а газированной водой, и прочность скорлупы восстанавливается. Объясните это явление с точки зрения химии и с точки зрения физиологии животных.