Согласование падежных форм имён существительных и имён прилагательных

№ 114

(Урок русского языка в III классе по ТРКМ)

 Наиля АБДУЛЛИНА,

учитель начальной школы I квалификационной категории средней школы №23 г.Казани

 

Предметные – закрепить знания учащихся о согласовании имён существительных с именами прилагательными и умение употреблять падежные формы этих частей речи.

Метапредметные – учить ставить цель на уроке, планировать свои действия, анализировать и сравнивать.

Личностные —    контролировать свои действия на этапах достижения цели, развивать умение работать в парах, в группе.

Задачи:

Образовательная:

— развивать умение употреблять существительные в нужном падеже;

— развивать умение различать падежные окончания имён прилагательных в согласовании с именем существительным;

Развивающие:

-развитие критического мышления;

-развитие внимания;

-формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных):

-развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;

-развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;

-развивать умение применять новые знания;

-развитие творческих, речевых способностей учащихся;

-развитие умения опираться на изученный материал

Воспитательные:

-воспитание интереса и уважения к родному языку;

-воспитание ценностного отношения к слову;

-создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;

-воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

— Иметь представление о падежах, падежных формах имён существи­тельных и имён прилагательных.

Метапредметные:

— формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально, в коллективе, в парах и в группе.

Личностные

— воспитание интереса к предмету через приёмы критического мышления; умение работать в группе, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия.

Методы обучения:

Словесный, практический, частично-поисковый, демонстрационный.

Формы работы:

Индивидуальная, коллективная, работа в парах, в группе.

Методические приёмы:

Рассказ учителя, рассказ ученика, приём критического мышления «Шаг за шагом», составление синквейна, проблемные вопросы, практические упражнения.

Оборудование:

Мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран, раздаточный материал (тексты), презентация по теме урока.

 

Ход урока:

 

  1. 1.                 Организационный момент: приветствие учителя, психологический настрой, проверка уровня готовности обучающихся к уроку.
  2. 2.                 Актуализация опорных знаний, умений и навыков: (на экране, ученик читает)

Слайд №1      Рыхлый снег
На солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса
Значит, к нам пришла …
                                        Ответ (Весна)

Учитель: а) Словарная работа:

Назовите имена существительные.

Учитель: Давайте сейчас, используя приём «Шаг за шагом» вспомним всё, что мы знаем об имени существительном: Ученик с 1-го ряда перечисляет: имя существительное – это часть речи; обозначает предмет, отвечает на вопросы: Кто? Что?; бывает одушевлённым и неодушевлённым; собственным и нарицательным; мужского, женского, среднего рода; изменяется по числам, по падежам.

   Учитель: Какие ещё части речи встретились в этой загадке?

   Ученики: (перечисляют)

Учитель: используя приём «Шаг за шагом» вспомним всё, что мы знаем об имени прилагательном:

Ученик со 2-го ряда перечисляет: имя прилагательное – это тоже часть речи; обозначает признак предмета, отвечает на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?; изменяется по числам; по родам; по падежам.

Учитель: Запомните, что имена существительные имеют определённый род, а имена прилагательные изменяются по родам. А отчего зависит род имени прилагательного?

Ученик: Род имени прилагательного зависит от рода имени существительного, с которым оно связано.

Учитель: Мы повторили с вами всё, что знаем об имени существительном и имени прилагательном.

  1. 3.                 Постановка темы и целей урока.

Учитель: Ребята, а кто-нибудь догадался какая у нас будет тема урока?

Ученики: (варианты ответов)

Учитель: Слайд №2: Тема урока «Согласование имён существительных и имён прилагательных»

Слайд №3: Какие цели поставим перед собой:

Ученики:(Уметь правильно определять падеж имён существительных и имён прилагательных, правильно писать падежные окончания).

Учитель: Но не только определять падеж, а ещё и число, род имени существительного и имени прилагательного.

А как определить число, род, падеж у имени прилагательного?

Ученики: (Число, род, падеж имени прилагательного определяют по имени существительному, с которым оно связано).

  1. 4.                 Работа по группам: (каждой группе дана карточка со словосочетанием: 1, 5 группа –о  (весенн…) солнце; 2,4 группа –в (тёпл…) погоду; 3, 6 группа – по (рыхл…) снегу;

Учитель: Возьмите карточки, выполните задание. Определите падежную форму в словосочетании, которое вы видите на карточке.

Ученики: (определяют, идёт проверка)

Учитель: У кого такое же словосочетание получилось? Согласны?

  1. 5.                 Физминутка: про солнышко
  2. 6.                 Работа с текстом:

Учитель: Сейчас мы продолжим работу по умению определять число, род, падеж и падежное окончание имён существительных и имён прилагательных.

Учитель: Прочитайте текст про себя. Всё ли понравилось в этом тексте?

Ученики: (у имён прилагательных в скобках не правильные окончания)

Учитель: Что надо сделать, чтобы текст был правильным?

Ученики: (Изменить окончания имён прилагательных)

Учитель: Читаем исправленный текст вслух. Какова тема и основная мысль текста? Найдите и прочитайте из текста предложение, в котором выражено отношение автора к описываемому в тексте.

Ученик: Стоишь и любуешься этой красотой.

Учитель: Подберите название к тексту.

Ученики: (называют)

Учитель: Запишите название текста и предложение, в котором выражена основная мысль. (если будет время, то написать весь текст)

Учитель: Давайте, ещё раз повторим: Как будете правильно писать окончания имён прилагательных?

Ученик: (Задаём вопрос от имени существительного к имени прилагательному, с которым оно связано).

Записываем только словосочетания (красивый) наряд, (белый) платье, (душистый) черёмуха, (нежная) сирени, (колючие) ветках, на (зелёной) траве, (весенний) тепло, с (синие и фиолетовые) цветами.

Слайд №4: проверка правильно записанных словосочетаний, устно ученики называют число, род, падеж словосочетаний.

  1. 7.                 Рефлексия:

Слайд №5: Составление синквейна парами. Слово — Весна

Подведение итогов:

Учитель: Так как же согласуются имена существительные и имена прилагательные?

Ученик: (Они согласуются по числу, роду и падежу)

Учитель: Что нужно, чтобы правильно написать окончание имени прилагательного?

Ученик: (нужно задать вопрос от имени существительного к имени прилагательному, а падежное окончание имени прилагательного совпадает с окончанием вопроса)

Оцени себя! (таблица)

Оценка учителя.

Слайд №6: Домашнее задание: по выбору: 1) написать мини сочинение о весне; 2) с.82, упр.114.

Слайд №7: Спасибо за внимание! (рисунок)

 

 

Приложение

Карточка №1

Определите падежную форму в словосочетании, которое вы видите на карточке.

О (весенн…) солнце

 

О (весенн…) солнце

 

Определите падежную форму в словосочетании, которое вы видите на карточке.

 

В (тёпл…) погоду

 

В (тёпл…) погоду

 

Определите падежную форму в словосочетании, которое вы видите на карточке.

 

По (рыхл…) снегу

 

По (рыхл…) снегу

 

Карточка №2

997

 

Карточка №3

Весна подарила деревьям (красивый) наряд. Надела (белый) платье (душистый) черёмуха. Ветер качает кусты (нежная) сирени. На (колючие) ветках ёлок и сосен видны (красный) шишечки. На (зелёной) траве сверкают капельки росы.

(Весенний) тепло разбудило пчёл и шмелей. Они охотно летают над лужайками с (синие и фиолетовые) цветами.

Стоишь и любуешься этой красотой.

 

 

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Оцени себя!

Анализ индивидуальной деятельности на уроке русского языка по теме «Согласование имен существи­тельных и имен прилагательных»

 Фамилия Имя

Я знаю

      Да

       Нет

Не совсем

Шесть падежных форм

Что значит изменить слово по падежам?

Я умею

         Определять число, род падеж имён существительных и имён прилагательных