Содружество этнокультур – путь к укреплению межнационального мира

№64

Любовь АЗИНА,

заместитель директора по учебной работе гимназии №10 г.Зеленодольска

В настоящее время государством признана первостепенная роль образования для возрождения и сохранения культурно-нравственных ценностей, укрепления духовного единства многонационального народа Российской Федерации.

Этнокультурное воспитание сейчас чрезвычайно важно, так как может содействовать полноценной социализации личности в полиэтническом мире.

Формирование человека, обладающего глобальным видением мира, и ценностным отношением к собственной этнокультуре и этнокультуре других народов, может быть обеспечено созданием особой поликультурной образовательной среды. Подобная среда представлена в модели нашей гимназии.

Поликультурная образовательная среда включает в себя такие условия обучения, воспитания и развития, которые в оптимальной степени способствуют усвоению детьми культурных норм на основе широкой культурной деятельности, развивает их общую культуру, раскрывает творческие возможности ребёнка. Для этого необходимы интеграция учебного и воспитательного процессов, теснейшая связь учебной и внеучебной деятельности.

Рассмотрим возможности учебно-воспитательного процесса для решения данной задачи.

На уроках литературы происходит постоянное приобщение детей к народному творчеству, к русской художественной литературе и литературе народов мира. Уроки музыки продолжают формирование национальной культуры. Этнокультурное воспитание происходит при знакомстве с фольклорными фестивалями, с обычаями и обрядами в фольклоре и творчестве композиторов.

Продолжают знакомство с национальной культурой народов России и на уроках изобразительного искусства, технологии, когда изучается прикладное творчество, которое расширяет представление детей о многообразии национальных орнаментов, костюмов, народных промыслах.

Именно на таких уроках происходит формирование всестороннее и гармонически развитой личности, способной к творческому саморазвитию и осуществляющей этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры.

Необходимой гарантией успешного формирования российской гражданской идентичности является государственная защита родных языков народов России и возвращение им значимых общественных функций.

Родной язык – важнейший инструмент социализации, основное средство развития образного мышления, главный канал трансляции национальной культуры и приобщения человека к мировым цивилизационным процессам.

В нашей гимназии функционирует этнографический музей просветителя, ученого, педагога Каюма Насыри. За научно-исследовательскую деятельность музею присвоен статус «Школьный музей». Он – призер республиканского конкурса школьных музеев, награжден грамотой Министерства образования и науки РТ. Учащиеся, занятые работой в школьном музее, повышают не только свой образовательный уровень, углубляя знания по истории, культуре, обычаям, традициям татарского народа, но и расширяют свой кругозор, повышают общий культурный интеллект, овладевают знаниями по литературе и культуре родного края. Школьный музей – это общественный музейный институт образовательного учреждения, созданный совместными усилиями педагогов и учащихся и являющийся элементом дополнительного образования детей. Ежегодно на базе нашей гимназии проходит межрегиональная научно-практическая конференция имени К.Насыри, в работе которой принимают участие иностранные гости и представители народов Поволжья из Марийской, Чувашской, Удмуртской, Башкирской, Мордовской республик. Высокий уровень данной конференции подтверждает тот факт, что с каждым годом увеличивается количество участников и расширяются границы. За достижение хороших результатов в развитии национального образования и воспитания на основе традиций национальной культуры народов РТ в 2014 году коллектив нашей гимназии был удостоен премии имени Каюма Насыри. В 2015 году гимназию посетил Премьер-министр РТ И.Халиков, который дал высокую оценку работе педагогического коллектива по сохранению национальных традиций и  культурно-нравственных ценностей.

Для сохранения национальной культуры представителей марийской национальности в нашей гимназии организован кружок ««История и культура Марийского края» Занятия позволяют детям, оторванным от своей исторической родины, узнать и приобщиться к народным традициям,  фольклору марийского народа. Дети узнают основные этнографические сведения о родном народе: его происхождении, численности, расселении, среде обитания, занятости, обычаях, обрядах. Учащиеся знакомятся с тайнами древней истории народа мари, его историческим развитием в составе России с прошлых лет по настоящее время, знакомятся с родственными марийцам финно-угорскими народами. Знакомство учащихся с культурой своего собственного народа является непременным условием интеграции в другие культуры. В рамках сотрудничества с регионами Российской Федерации, 7 декабря 2016 года, на базе нашей гимназии проходил межрегиональный семинар «Инновационные методики и технологии развития коммуникативных компетенций  обучающихся на уроках и во внеурочной деятельности», в работе которого принимали участие учителя Зеленодольского  района, педагоги Петьяльской средней школы и педагоги дополнительного образования «Дома детского творчества» Волжского района Республики Марий Эл, Урмаевской средней и Полевояушской основной школ Комсомольского района Чувашской Республики. На уроках и внеурочных занятиях наши педагоги делились своим опытом по развитию коммуникативных компетенций.

Гостем семинара был композитор, руководитель детского объединения «Мурпамаш» Дома детского творчества Волжского района Республики Марий Эл. Вячеслав Андреевич Осипов. В тёплой дружеской атмосфере прошло занятие марийского кружка «Марий Эл – Родина моя» в IV классе под руководством учителя начальных классов Л.Ореховой, на котором Вячеслав Андреевич исполнял свои произведения, читал стихи и пел песни. Выступления талантливого композитора было наполнено любовью к марийской земле, родному краю, и оставило незабываемое впечатление, как у детей, так и у педагогов.

Работа по воспитанию интереса к людям другой национальности более эффективна, если установлена тесная связь с родителями, с бабушками и дедушками. Родная культура входит в сознание ребёнка, прежде всего как культура семьи. В связи с этим, ежегодно в нашей гимназии проводится совместное собрание активистов родительской национальной общественности. Учащиеся гимназии ежегодно принимают участие в национальном празднике Сабантуй, где представляли национальные  кухни народов Поволжья. Одно из важных направлений по укреплению межнационального мира и согласия являются встречи с представителями религиозных конфессий: православной и мусульманской. Нравственные беседы, которые проводят священники с учениками, направлены на воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Таким образом, введение в учебно-воспитательный процесс разнообразных мероприятий, посвящённых изучению культуры людей других национальностей, имеет большое воспитательное значение: помогает выявлению общих закономерностей, приводит к диалогу культур в поликультурном пространстве, вносит разнообразие в учебную деятельность и оказывает положительное влияние на отношения учащихся к культуре своего и других народов. Идея диалога культур имеет большое значение и для общего развития общества: жизнь подтверждает истину о том, что лишь заинтересованный и доброжелательный диалог людей в любой сфере является непременным условием нормального сосуществования, а может быть, и выживания людей. Только благодаря диалогу культур происходит формирование человека духовного, человека культуры. Содружество этнокультур – это путь к укреплению межнационального мира и согласия.