Социально-бытовая ориентировка как инструмент социальной адаптации

№ 189

Илюза МАНЯПОВА

учитель социально-бытовой ориентировки Нурлатской школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья

Подготовка обучающихся к самостоятельности, труду, социальная адаптация и овладение навыками культурного поведение – задача педагогов специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида. Эта задача включает в себя так же формирование личности и воспитание ученика, возможности приспособления к современному, постоянно меняющемуся миру.

Ограничения в умственном развитии иногда являются препятствием для осознания и усвоения знаний и навыков, которые позволяют комфортно существовать в социуме, где преобладают рыночные отношения и жесткая конкуренция. Важно поэтому подготовить обучающихся и к внедрению в рынок труда.

Нужно подчеркнуть, что трудности могут возникать и из-за неумения планировать и распоряжаться бюджетом, вести хозяйство, отсутствия стремления к самостоятельности.

Решением этих проблем является предмет, внедрённый в образовательную программу школы-интерната для детей с ограниченными возможностями здоровья, – социально-бытовая ориентировка.

Цели социально-бытовой ориентировки:

формирование знаний, умений и навыков социальной адаптации;

– повышение уровня общего развития;

– подготовка к самостоятельному ведению хозяйства, жизнедеятельности;

– расширение кругозора.

Важность СБО подчеркивается тем, что этот предмет включает в себя знания, которые связаны с другими школьными предметами, как география, история, математика, труд. Так, у обучающихся формируется понятия семьи, отношений между людьми, охраны окружающей среды и другие базовые навыки.

Уроки СБО проходят не по стандартной программе: объяснение материала, выполнение заданий и закрепление. Здесь активно применяется творческий подход для создания ситуаций, которые могут возникнуть в жизни обучающегося и иногда даже представить какую-либо угрозу его безопасности. Так, например, в перечень изучаемых тем входят правила дорожного движения, которые должны быть отработаны не только в теории, но и на практике с помощью сюжетно-ролевых игр, просмотра видеороликов и обсуждения последствий неправильного поведения участника дорожного движения.

Другой жизненно важной темой является забота о своём здоровье, умение обратиться к врачу, покупка лекарств и принятие срочных мер в экстренных случаях. Эти вопросы так же желательно проводить в рамках ролевой игры с подходящим реквизитом. При этом обстановка, наглядные примеры и обсуждение помогут ученикам запомнить информацию и вызовет эмоциональный отклик.

Перечень изучаемых тех, связанных с бытовой жизнью человека, довольно широк:

– здоровье;

– жилище;

– одежда и обувь;

– транспорт;

– питание и т.д.

Все эти темы, вне зависимости от возраста, могут быть отработаны в игровом формате. Так же внедряется формат экскурсий, в ходе которых у детей появляется возможность «на деле» применить полученные знания, вступать в диалог с посторонними людьми, развивая навыки общения. Нужно отметить, что маршрут экскурсии должен быть заранее спланирован и согласован, чтобы учащиеся могли в полной мере представить те социальные роли, которые они будут играть в будущем, те задачи и проблемы, которые им предстоит решать в дальнейшей жизни в качестве членов общества.

В проведение внеурочных мероприятий должны быть вовлечены и воспитатели, которые могут поспособствовать тому, чтобы обучающиеся расширяли свои знания вне стен учебного класса. Посещение таких мероприятий, как концерты, выставки, кинофильмы сыграет положительную роль в становлении ученика как части социума.

Для многосторонней работы над этой общей целью важно привлекать и родителей, обговаривая эти вопросы на родительский собраниях. Таким образом, можно создать все условия для того, чтобы обучающиеся смогли стать более адаптированными, устойчивыми к стрессу и сложным ситуациям и могли ощущать себя комфортно в обществе.