Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему

№ 211

(Урок русского языка в 9 классе)

Сирина ХАЙРУЛЛИНА,

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории технологического лицея «Алгоритм» села Куюки Пестречинского района

Тип урока: урок  развития речи.

Цели:

образовательные:

– совершенствование навыка информационной переработки текста;

– совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма), обеспечивающих эффективное овладение разными учебными предметами и взаимодействие с окружающими людьми в ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения;

– совершенствование устной и письменной речи;

– совершенствование навыков самостоятельного создания способов решения проблем творческого и поискового характера;

развивающие:

– создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

– создать условия для развития умения обобщать, анализировать, делать выводы;

воспитательные: воспитывать любовь к художественному слову.

Планируемые результаты:

предметные:

– овладение различными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим), приёмами работы с  информационными источниками;

– умение анализировать художественные тексты с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

– умение свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста.

Метапредметные:

познавательные:

– объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования художественного текста;

– формирование умения работать с художественно-изобразительными средствами;

регулятивные:

– выделять и осознавать то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению;

– осознавать качество и уровень усвоения;

– принимать познавательную цель;

– сохранять ее при выполнении учебных действий;

– регулировать весь процесс их выполнения и четко выполнять требования познавательной задачи;

– планировать пути достижения целей; устанавливать целевые приоритеты;

коммуникативные: понимание возможности различных точек зрения, учебное сотрудничество;

личностные:

– формирование личностной рефлексии и оценивание уровня сформированности ЗУН;

– формирование навыка добиваться результата при ограниченном времени;

– осознание эстетической ценности русского языка; стремление к речевому самосовершенствованию.

Ход урока

  1. I. Организационный этап

Учитель. Здравствуйте, ребята! Рада вас всех видеть. Готовы сотрудничать со мной и своими одноклассниками? Улыбнитесь друг другу. Садитесь. Начинаем наш урок.

  1. II. Подготовка к тестовой части ОГЭ

Учитель. Я предлагаю вам выполнить небольшое задание на повторение пройденных тем. Возьмите РЛ №1. Приступайте к синтаксическому анализу. Я даю вам на его выполнение 5 мин. Не забываем, что ответ надо написать без пробелов и запятых.

Текст для синтаксического анализа

(1)Произвольная программа Камилы Валиевой «Болеро»-признанный шедевр, который несомненно пополнит коллекцию лучших программ мирового фигурного катания. 2)Четырнадцатилетняя Камила была удивлена, когда тренер и хореограф предложили ей в произвольной программе воплотить образ Змеи под музыку французского композитора Равеля. 3)Чтобы лучше понять музыку, фигуристка смотрела записи выступлений  Майи Плисецкой, ходила в театр, отрабатывала на полу перед зеркалом позиции с профессиональной балериной. 4) «Болеро» Камила оттачивала два сезона, раскрывая новые грани, усиливая акценты, усложняя прыжковые элементы. 5) К Олимпийским играм программа засияла: с ней Валиева успела победить на этапах серии Гран-при, стала чемпионкой России и  Европы.

Укажите варианты ответов, в которых даны верные суждения. Напишите номера ответов.

  • Вторая часть сложноподчинённого предложения 1-придаточное определительное
  • Вторая часть сложносочинённого предложения 2-придаточное изъяснительное
  • Одна из частей сложноподчинённого предложения 3- придаточное цели
  • Предложение 4 осложнено обособленными обстоятельствами
  • Грамматическая основа одной из частей сложного предложения 5- Валиева успела, стала)

Учитель. Поменяйтесь листами, осуществите взаимопроверку по эталону.

…….., объясни, пожалуйста, постановку двоеточия в последнем предложении.

…….., а в 1 предложении на каком основании поставлено тире?

III. Целеполагание

Учитель. Молодцы! Вернёмся к олимпийским чемпионам. Благодаря чему спортсмены достигают таких высот, бьют рекорды? (Стойкости, стремлению к победе, силе духа, сильному характеру, смелости.) Отлично! А с точки зрения лексики, каким термином можно назвать перечисленные вами слова? (Морально-этическое понятие.)

Догадались, чем будем заниматься на уроке? (Писать сочинение на МЭТ.) А вот тему сочинения надо вам разгадать. Расшифруйте анаграмму (УХДАЛИСА – сила духа.)

Чего ожидаете от сегодняшнего урока? Какие цели поставите перед собой?

  1. IV. Актуализация опорных знаний

Учитель. Возьмите РЛ №2. (Слайд 3) Давайте, восстановим схему и вспомним, из каких частей состоит сочинение-рассуждение на МЭТ. Работайте в парах. (Один ученик работает у доски.) Сверьте, так у вас получилось?

Ознакомление с формулой ПОПС

Сегодня предлагаю вам познакомиться с формулой ПОПС. (Слайд 4) Она была разработана профессором права Дэвидом Маккойд-Мэйсеном. Давайте познакомимся с ней поближе. Где в жизни может пригодится эта формула? (При собеседовании, при написании сочинения, в спорной ситуации, когда надо аргументированно отстоять свою точку зрения.)

Наверное, Маккойд-Мэйсон даже предположить не мог, что мы будем использовать его формулу при написании сочинении. А мы вот адаптируем её и возьмём на вооружение.

  1. V. Работа над сочинением (Работают в группах.)

Учитель. Достаньте листочки с текстом. Прочитаем его вслух.

– Спасибо! Определите тему текста. Запишите синонимичный ряд к словосочетанию «сила духа». Какие синонимы подобрали?

– Давайте вспомним формулировку задания. (Слайд 5)

Физминутка (1 мин.)

Учитель. Итак, приступим к сочинению. Возьмите РЛ №3. Воспользуемся адаптированной формулой ПОПС. (Слайд 6)

– Что же такое сила духа? Обсудите в группе, запишите наиболее удачный тезис. Вы можете также сгенерировать ваши тезисы. Прочитайте, что у вас получилось. Отлично.

– Переходим к комментарию. Обсуждаем, записываем. Каков наиболее гибкий путь. (Дать ответ на вопрос. Зачитывает 2-я группа.)

– Приведём пример из текста. Кто проявил силу духа? В какой ситуации?

– Пришло время написать аргумент из жизненного опыта. Есть в вашем окружении сильные духом люди? Или, может, вы слышали о таких людях?

– Давайте посмотрим на слайд. Кого вы узнали? (Рустам Набиев, Камилла Валеева, доктор Лиза, Ник Вуйчич, Андрей Соколов («Судьба человека»), Алексей Мересьев («Повесть о настоящем человеке»), памятник Неизвестному солдату около ЦПКиО им. Горького в Казани.)

(Несколько учеников представляют классу подготовленную дома информацию.)

Учитель. Вы можете воспользоваться полученной информацией, а можете предложить собственные аргументы. Обсудите, запишите. (Зачитывает 3-я группа.)

– Нам осталось написать заключение. Подведите итог ваших размышлений, напишите вывод. (Прочитает 4-я группа. 5-я группа читает всё сочинение.)

  1. VI. Домашнее задание, инструктаж
  2. Отредактировать сочинение, переписать в тетрадь. (Один человек из группы.)

По выбору:

  1. Написать сочинение по варианту 8616108 (сайт «Решу ОГЭ»), используя ПОПС-формулу.
  2. Подготовить карточку для синтаксического анализа, используя любой отрывок из поэмы Н.В.Гоголя «Мёртвые души».

VII. Рефлексия

Учитель. Подведём итоги урока. Я начинаю предложение, вы заканчиваете:

– Сегодня на уроке я узнал…

– Мне было легко…

– Мне было сложно…

– Могу похвалить себя…

– Могу похвалить своих одноклассников…

Учитель. В свою очередь в заключение хочу напомнить вам слова, написанные на баннере нашего лицея: «Лифт к успеху не работает. Используй ступеньки. Успех-это сумма результатов всех маленьких шажков, которые мы делаем ежедневно».

Думаю, что сегодня мы с вами сделали один из таких шагов. Спасибо за урок! До свидания!