Словари – наши помощники

(Урок русского языка в 4 классе)

Гульчачак ТАЗЕТДИНОВА,

учитель начальных классов средней школы с. Алькино Похвистневского района Самарской области

Цель: совершенствование умения понимать роль слова в формировании и выражении мыслей и чувств.

Задачи:

– формировать представления  о способах определения  лексического значения слова;

– совершенствовать навыки обращения со справочной литературой, обучать умению пользоваться словарями и применять их;

– обогащать словарный запас учащихся;

– воспитывать чуткое отношение к родному языку, уважительное отношение к его лексическим запасам.

Планируемые результаты:

личностные:

– принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

– навыки сотрудничества с учителем и сверстниками в различных социальных ситуациях, умение не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

– установка на безопасный, здоровый образ жизни, мотивация к творческому труду, к работе на результат;

метапредметные:

– овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

– освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

– активное использование речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач;

– установление аналогий, построение рассуждений, выполнение логических действий;

– готовность слушать собеседника и вести диалог;  излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения;

– адекватно взаимодействовать с партнёром, находить общее решение при выполнении работы в паре;

предметные:

– умение выражать собственное мнение, обосновывать его;

– находить лексическое значение слов, орфограммы;

– распознавать синонимы, антонимы, фразеологизмы;

– понимать структуру текста, исправлять ошибки.

Методы обучения: исследовательский, метод поискового обобщения.

Оборудование: мультимедиа (презентация), выставка словарей (орфографический, синонимов и антонимов, толковые словари С.Ожегова и В.Даля), словари на партах, карточки, смайлики трех цветов.

Ход урока

  1. I. Организационный момент

Учитель.

Проверь-ка, дружок,

Ты готов начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Учебник, ручка и тетрадка?

– Проверьте готовность к уроку. Садитесь. Ребята, давайте активно поработаем на уроке.

  1. II. Минутка чистописания

Учитель. Посмотрите на стенд, вспомните правила посадки при письме: правильно сижу, красиво пишу.

– Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа.

– Сегодня повторим написание букв и соединений: оро  оло  сло  доло  ова  рео.

– Какая буква чаще всего здесь  встречается? (буква о). Вспомним соединение буквы о с другими буквами (учащиеся пишут в тетради).

III. Словарный диктант

Учитель. Теперь под диктовку запишем слова: завод, магазин, машина, народ, трамвай, троллейбус, улица, эскалатор, метро.

– Поменяйтесь тетрадями с соседом, проверьте написанное по орфографическому словарю, поставьте оценку.

  1. IV. Актуализация знаний

Учитель. К какой тематической группе относятся эти слова? (Город)

Что такое город? Назовите лексическое значение этого слова.

– Давайте  проверим себя по словарю.

– В каком словаре будем искать? (В толковом) (Один ученик читает лексическое значение слова город.)

Составьте  предложение с этим словом.

  1. V. Самоопределение к деятельности

Много слов на земле… Есть дневные слова, –

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и со стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести…

Посветить – посвятить 

Примерять – примирять

Полоскать – поласкать

– Вставьте пропущенные буквы и объясните правописание этих слов. (Правописание зависит от лексического значения слова.)

– А эпиграфом к сегодняшнему уроку я взяла слова К.Г.Паустовского: «Для всего, что существует в природе… в русском языке есть великое множество хороших слов и названий.

– Теперь откройте учебник на стр. 41 и прочитайте название раздела, который мы будем изучать.

– Давайте прочитаем, какие знания получим, чему научимся.

– Найдите на иллюстрации к разделу слова-синонимы (вежливый – учтивый), слова-антонимы (вежливый – грубый)

– Где мы можем увидеть эти пары слов? (В словаре синонимов и в словаре антонимов)

– Русский ученый, автор — составитель русского толкового словаря В.И.Даль сказал: «Слово – исключительная способность человека выражать мысли и чувства свои, дар говорить…».

– Как вы понимаете смысл этих слов?

– О чем мы будем говорить сегодня на уроке? (О слове и его лексическом значении.)

  1. VI. Работа по теме урока
  2. Работа по учебнику.

– Найдите на стр. 42 упр. 57. Прочитайте высказывания. О чем говорит М.Горький?

– Как вы поняли его слова?

– Какой смысл несет в себе высказывание К.Паустовского?

  1. Групповая работа.

– Посмотрите на упражнение 58.

– Рассмотрите рисунки и объясните лексическое значение слов — названий предметов с помощью толкового словаря С.Ожегова.

– Какие слова имеют одинаковое написание, но разный смысл?

– Выполните письменное задание к упражнению. Можно пользоваться орфографическими словарями. (Проверка)

– Прочитайте рубрику «Вспомните!».

– Для чего служат слова в речи? (Они называют предметы, их признаки, действия.)

– Что такое лексическое значение слова?

– Какой раздел науки о языке изучает лексическое значение слов, словарный состав языка? (Лексика)

– В каких словарях разъясняется значение слов?

– Какие толковые словари вы знаете?

  1. Работа в парах.

– Теперь будем работать в парах над упр. 59 на стр. 43. (Учащиеся обсуждают, о каких словах идет речь в предложениях, в случае необходимости обращаются к толковому словарю.)

– Запишем слова в тетрадь с комментированием.

– Проверьте  написанное  у соседа по парте по орфографическому словарю и поставьте оценку.

Физминутка

(Проводится гимнастика для глаз.)

  1. Фронтальная работа.

– Найдите упражнение 60, прочитайте.

– Определите лексическое значение слова библиотека. Воспользуйтесь толковым словарем на стр. 152 учебника.

– Теперь на экране прочитаем стихотворение.

Мы пошли в библиотеку,

По пути зашли в аптеку.

Вместе с тетушкой Галиной

Мы купили витамины.

Слово, как ни говори,

А напишем с буквой «И».

– Значит, это какое слово? (Словарное, надо запомнить написание.)

– Составьте предложение с этим словом.

– Проверьте по орфоэпическому словарю учебника, как произносится слово.

– Подберите к слову библиотека однокоренные слова.

– Прочитайте, как возникло это слово, в рубрике» Страничка для любознательных»  на стр.44.

– Из какого языка пришло к нам это слово? Где об этом можно узнать? (В школьном толково-этимологическом словаре.)

– Объясните значение слова картотека.

Что обозначает слово каталог?

– Обратите внимание на то, как произносится слово, на какой слог падает ударение.

– Произнесите его правильно.

– Почему удобно пользоваться каталогом? (Помогает быстро найти нужную книгу, журнал и т.д.)

– Выполните письменное задание к упражнению.

– Проверим.

VII. Рефлексия

Индивидуальная работа по вариантам (карточки)

Задания на замену развернутого определения одним словом:

1-й вариант

Человек, который едет в поезде – …

Крестьянское, сельское поселение – …

Первый месяц года –…..

2-й вариант

Занятие, труд, деятельность – …

Водитель комбайна – …

Учреждение, в котором собирают, хранят и выдают книги – …

(Проводится коллективная проверка.)

Учитель. Продолжите фразу:

– Сегодня на уроке я узнал …

– Сегодня на уроке я научился …

– Сегодня на уроке я повторил …

Учитель. Оцените свою работу на уроке с помощью смайликов.

VIII. Подведение итогов урока

(Кто как работал, какую оценку получил?)

  1. IX. Домашнее задание

Упр. 61 стр. 43.