Следуй за Победой!

№ 146

(Сценарий квеста, посвящённый 75-летию Победы в Великой Отечественной войне)

Елена ШАТУНОВА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №113 им. Героя России М.Р. Ахметшина г. Казани

Цель. Создание условий для развития познавательных способностей учащихся в процессе игры и формирование самостоятельности и инициативы в различных видах деятельности.

Задачи:

– систематизировать знания учащихся о социально значимом событии «Дне Победы»;

– способствовать военно-патриотическому воспитанию учащихся;

– развивать ловкость, сообразительность, смекалку, эрудицию, внимательность;

– формировать социально-коммуникативные навыки: сотрудничества и доброжелательности;

– воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине.

Ход квеста

1-й ведущий (на фоне военной музыки). Приближается один из самых больших и волнующих праздников нашей страны – День Победы. Люди отдают дань любви и уважения воинам-освободителям, помнят тех, кто погиб от рук фашистов. Минуло уже почти 75 лет с того незабываемого и трагического дня, когда люди нашей страны услышали страшное слово «война».

2-й ведущий. 22 июня в 3 часа 15 минут утра немецкие войска перешли границы Советского Союза – так называлась наша Родина. И все: и стар, и млад встали на защиту Отечества. Ваши прабабушки, прадедушки ушли на войну. Вчерашние школьники надевали на себя гимнастерки, сапоги и тоже уходили на фронт. В первый день войны им было по 17 – 20 лет.  (Дети надевают на себя головные уборы: летчиков, пехотинцев, моряков и др. Объявляется минута молчания.)

1-й ведущий.

А сейчас перенесемся в те военные годы.

Самый светлый, самый летний день в году,

Самый длинный день Земли – двадцать второго.

Спали дети, зрели яблоки в саду.

Вспоминаем, вспоминаем это снова.

2-й ведущий.

Вспоминаем эту ночь и этот час –

Взрыв, что солнце погасил в кромешном гуле,

Сквозь повязки неумелые сочась,

Кровь народа заалела в том июне.

1-й ведущий.

Шаг за шагом вспоминаем, день за днём,

Взрыв за взрывом, смерть за смертью,

Боль за болью,

Год за годом, опалённые огнём,

Год за годом, истекающие кровью.

2-й ведущий. Четыре страшных года длилась Великая Отечественная война. Она оставила след почти в каждой семье. Более 27 миллионов своих сыновей и дочерей недосчиталась наша страна после Великой Отечественной. Это значит – 30 убитых на 2 метра земли, 28 тысяч убитых ежедневно. Это значит – каждый четвёртый житель страны погиб. Тяжёлую войну вынес на своих плечах наш народ.

1-й ведущий. Война – это 1725 разрушенных и сожженных городов и посёлков, свыше 70 тысяч сёл и деревень в нашей стране. Война — это 32 тысячи взорванных заводов и фабрик, 65 тысяч километров железнодорожных путей.

2-й ведущий. Война – это 900 дней и ночей блокадного Ленинграда. Это 125 граммов хлеба в сутки. Это тонны бомб и снарядов, падающих на мирных людей.

1-й ведущий. Война… От Бреста до Москвы – 1000 км, от Москвы до Берлина – 1600. Итого: 2600 км – это если считать по прямой.

2-й ведущий. Кажется мало, правда? Самолётом примерно 4 часа, а вот перебежками и по-пластунски – 4 года, 1418 дней.

Победа пришла весной 9 мая 1945 года. 24 июня с. г. в Москве на Красной площади состоялся первый парад Победы. И с того времени каждый год 9 Мая наш народ отмечает праздник Победы.

Сияет солнце в День Победы

И будет нам всегда светить.

В боях жестоких наши деды

Врага сумели победить.

Идут колонны ровным строем,

И льются песни там и тут,

А в небе городов-героев

Сверкает праздничный салют!

(Дети выстраиваются в шеренги: летчиков, моряков, пехотинцев и др., проходит смотр строя и песни.)

1-й ведущий. Мы предлагаем вам стать главными героями увлекательнейших путешествий, связанные с Великой Отечественной войной. Ведь только знания, добытые самостоятельно, запомнятся надолго.

Вам предстоят задания на смекалку, ловкость, эрудицию, внимательность, а также – на слаженность команды, потому что только дружная команда сумеет справиться со всеми испытаниями и раскрыть все секреты.

Сейчас каждая из команд получает маршрутный лист, в котором указано направление движения вашего взвода. Двигаться от станции к станции необходимо строго по порядку их номеров. Порядок движения по станциям у каждого взвода свой. На всех станциях вас ждут взрослые, которые и будут оценивать вашу подготовку и ставить вам очки. Передвижение разрешено быстрым строевым шагом во главе с командиром отряда и в сопровождении взрослого. Передвижение бегом или по-одиночке запрещено, только дружно в колонне по двое.

В добрый путь!

1-я станция – «Аллея памяти» (историко-краеведческая викторина).

Домашнее задание. За каждый правильный ответ ставятся очки. (Презентация)

Вопросы викторины:

Назовите даты начала и окончания Великой Отечественной войны? (22 июня 1941 г. – 9 мая 1945 г.)

Назовите день подписания акта о капитуляции Германии. (8 мая 1945 года)

Назовите дату парада Победы на Красной площади в Москве. (24 июня 1945 года в 10 часов утра)

Кто принимал парад Победы 1945 года на Красной площади? (Парад принимал маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков.)

Кто из наших земляков был защитников Брестской крепости? (Уроженец Пестречинского района, командир 44-го стрелкового полка Петр Михайлович Гаврилов.)

Назовите имена героев-детей Великой Отечественной войны. (Алёша Кузнецов, Альберт Купша, Аркадий Каманин, Валерий Волков, Валя Зенкина и др.)

Назовите города-герои. (13 городов: Ленинград (с 1991 г. – Санкт-Петербург, Одесса, Севастополь, Волгоград (до 1961 г. – Сталинград), Киев, брестская крепость, Москва, Керчь, Новороссийск, Минск, Тула, Мурманск, Смоленск)

Где можно прочитать названия городов-героев и городов воинской славы в г. Казани? (В парке Победы)

Сколько дней длилась битва за Сталинград? (200 дней и ночей с 17 июля 1942 года до 2 февраля 1943 года)

Сколько дней длилась блокада Ленинграда? (871 день, с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г. Блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года.)

По льду какого озера проходила «Дорога жизни»? (Через Ладожское озеро)

Какой город защищали 28 панфиловцев? (Участвовали в 1941 г. в обороне Москвы.)

Назовите орудие времен Великой Отечественной войны, которое обеспечило коренной перелом в ходе войны и был устрашением для фашистов. («Катюша»)

Каким животным поставлены памятники за их вклад в Победе? (Собакам)

Назовите песни военных лет. («В землянке». «Темная ночь», «Журавли». «Смуглянка», «Катюша», «Огонек», «В лесу прифронтовом» и др.)

В чем суть подвига Мусы Джалиля? (Его называют гордостью своего народа, а любят и помнят по всей стране. Человек, который смог выстоять, выдержать ужас фашистcкого плена и погибнуть смертью героя. Героем Советского Союза Муса Джалиль и стал. Его стихотворения звучат на разных языках. А памятник ему – настоящий символ борьбы за мир и свободу.)

Как называется площадь в Казани, где установлен памятник автору «Моабитских тетрадей»? (Площадь 1 Мая )

Назовите День героев Отечества? (9 декабря. Отмачаем с 2007 года.)

Какого человека можно назвать патриотом? А какого героем?

2-я станция – «Снайпер»

Метание гранаты (мячика) во вражеские танки (мишень). Количество попаданий – количество очков.

3-я станция – «Полоса препятствия»

Переправиться по гимнастической скамейке через болото (маты). Сначала перебежать, потом переползти, удержав равновесие. За падение очки снимаются.

4-я станция – «Смекалка»

Отгадать загадки:

1. Из ограды ствол торчит,

Беспощадно он строчит.

Кто догадлив, тот поймет

То, что это – … (пулемет).

2. Нрав у злодейки буйный, злой,

А прозывается ручной.

Но совсем не виновата

В этом грозная … (граната).

3. Стоит черепаха – стальная рубаха,

Враг в овраг – и она где враг. (Танк)

4. С врагом Егорка –

Скороговоркой

Поговорил –

И страх внушил.

Просто хват говорливый … (автомат).

5. Он на войне как воздух нужен,

Когда пускают едкий газ.

И пусть ответ наш будет дружен:

Конечно это – … (противогаз).

6. Дальнозоркого мне дали –

Он ко мне приблизил дали. (Бинокль)

5-я станция – «На привале»

2-й ведущий. Случались на фронте и минуты отдыха. Можно было посидеть у костра, спеть любимую песню. Гармонист брал гармонь, и при свете огня звучала задушевная песня о доме, о близких и родных. (Исполнение военной песни.)

6-я станция – «Перевязочная»

1-й ведущий. Недолгими бывают передышки. Опять рвутся снаряды, свистят пули. Остаются на полях сражения раненые, которых необходимо срочно перевязать, отправить в медсанчасть. Вы знаете, наверное, о том, что раненого бойца на поле боя никогда не бросают. С другом и беда не беда.

2-й ведущий.

Повязка с красным крестиком

Да сумка полевая,

Сестричка – санитарочка

В бою не унывает.

Покажите нам, как вы сможете оказать помощь раненому. (Проводится соревнование санитарок.)

7-я станция – «Азбука Морзе»

1-й ведущий. Шифровальная станция – это конкурс анаграмм. Задача – из двух предложенных вам слов составить пароль – слово военной тематики. При этом обязательно использовать все буквы (например, ринг+зона= гарнизон).

Примеры анаграмм:

куш+па=пушка

ас+омлет=самолет

пилот+сет=пистолет

сад+лот=солдат

пан+рот=патрон

вата+том= автомат

лера+ген=генерал

вой +дояр=рядовой

линь+бок =бинокль

бок+ура=кобура

(Команды приходят к финишу.)

Подведение итогов.

2-й ведущий. Закончилось ваше путешествие. Каждый памятник, каждый обелиск пробуждает в нас светлую память о них, погибших за Родину. Для нашего поколения – это история, но история близкая, сопереживаемая. В наших силах сделать так, чтобы  героические страницы истории Отечества не предавались забвению. Мы обязаны знать, чтобы помнить.

Герои есть и в наши дни. Вспомним сегодня выпускника нашей школы – Героя России Марата Ахметшина.

Весной 2016 года он был командирован в Сирийскую Арабскую Республику в состав российского воинского контингента. 3 июня 2016 года в районе города Пальмира в ходе боя с боевиками ИГИЛ получил многочисленные ранения, от которых скончался в госпитале. Похоронен 6 июня 2016 года в деревне Атабаево Лаишевского района РТ. Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2016 года капитану М.Ахметшину за мужество и героизм при выполнении специальных задач посмертно присвоено звание Героя Российской Федерации. 31 августа в Казанском Кремле состоялось вручение медали «Золотая Звезда» семье героя. В 2107 году нашей школе присвоено имя Героя Российской Федерации Марата Ахметшина, на здание установлена мемориальная доска. В декабре 2018 года у здания школы открыт бюст Марата Ахметшина.

(Пока подсчитываются очки, ребята просматривают видео, посвященное герою России М.Ахметшину.)

Награждение участников.

1-й ведущий.

Мы поздравляем наших участников.

Спасибо, жизнь, за то, что вновь приходит день,

Что зреет хлеб и что взрослеют дети.

Спасибо, жизнь, тебе за всех родных людей,

Живущих на таком огромном свете!

С наступающим праздником, дорогие учителя, друзья!

Со светлым праздником Победы!