Сказочный огород на окошке

№ 182

(Проект по экологии во 2-й младшей группе)

Эльмира МУЗАФФАРОВА,

воспитатель детского сада №146 г. Казани

Актуальность проекта

Многие родители, имеющие свои огороды (дачи), не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, мы создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в зимне-весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.

Цель проекта

Формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно–исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.

Задачи проекта

образовательные:

– формировать у детей знания о росте и потребности растений;

– обогатить, уточнить и активизировать лексический словарь детей по теме;

воспитательные:

– формировать умения наблюдать, ухаживать за огородными культурами;

– сформировать навыки исследовательской деятельности;

– воспитывать бережное, экологически грамотное отношение к природе;

развивающие:

– развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности, экспериментированию;

– развивать творческие способности в продуктивных видах деятельности.

Этапы реализации проекта: краткосрочный  (14.04.2021 – 23.04.2021 года)

Тип проекта: познавательно-исследовательский.

Участники проекта: дети, родители и педагоги.

Предполагаемые результаты:

1. У детей будут сформированы представления о растениях.

2. Повысится познавательный интерес к зелени выращенной на подоконнике, появится желание помогать взрослым.

3. Расширятся коммуникативные и творческие способности детей.

Формы и методы работы: игры, беседы, моделирование ситуаций, рассматривание, раскрашивание, заучивание, чтение, наблюдения, подвижные игры, прослушивание аудиозаписи.

Содержание проектной деятельности

Этапы и сроки реализации:

I этап – подготовительный;

II этап – практический;

III этап – заключительный.

I этап – подготовительный (14.04 – 15.04)

Деятельность педагога:

• Беседы с детьми (выявление уровня знаний о растениях).

• Составление плана работы над проектом.

• Сбор материала необходимого для реализации проекта.

• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).

• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.

• Изготовление дидактических игр и пособий.

Деятельность детей:

• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.

Взаимодействие с семьей.

• Сбор необходимого материала для создания огорода.

• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта.

II этап – практический (16.04 – 21.04)

Деятельность педагога:

• Беседа с детьми познавательного характера.

• Организация предметно – развивающей среды по теме.

• Подготовка информации для родительских уголков.

Деятельность детей:

• Выполнение заданий в самостоятельных наблюдениях.

• Игровая, двигательная деятельность.

• Участие в практической деятельности.

• Лепка овощей из пластилина.

• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.

Совместная деятельность взрослых и детей:

• Посадка семян гороха, редиски, лука, укропа в землю.

• Уход за растениями — полив, рыхление, прореживание, пикирование томатов.

• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.

• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.

• Просмотр фильмов о растениях.

• Сбор коллекций семян.

• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.

• Труд в огороде.

III этап – заключительный (22.04 – 23.04)

Деятельность педагога:

• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).

• Презентация проекта.

• Представление опыта.

Деятельность детей:

• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.

• Участие в презентации проекта «Сказочный огород на окне»

Мероприятия по реализации проекта

1. Беседы:

• «Что такое огород и что на нём растёт?»

• «Что такое «Огород на окне»?

• «Какие растения можно вырастить на подоконнике?»

• «Семена»

2. Опытно-экспериментальная деятельность:

• «Строение растений»

• «Рост и развитие растений»

• «Вода и росток»

• «Солнце и росток»

• «Проращивание семян»

3. Практическая деятельность:

• Отбор и посев семян.

• Полив, уход и наблюдения за овощными культурами.

4. Экологические занятия по темам:

• «Семена»

• «Первые всходы»

• «Мир овощей».

5. Игровая деятельность:

•Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Отгадай по вкусу».

• Настольная игра «Парные картинки», «Овощи».

• Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике.

• Рассматривание различных семян.

• Сюжетно-ролевая игра «Овощной магазин».

6. Художественно-творческая деятельность детей:

• Раскрашивание картинок.

• Рисование «Лук от всех недуг».

• Лепка «Овощи большие и маленькие».

7. Речевое развитие:

• Чтение сказок: «Репка», «Вершки и корешки», «Пых».

• Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла».

•Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде».

• Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах.

8. Оформление альбома «Наш лук от всех недуг».

9. Консультации для родителей.

Результат. Создав огород на окне, мы вырастили рассаду томатов, перца, огурца, лука, гороха, петрушки и других овощных культур, цветов, а также декоративных растений. У детей появился интерес к растениям. Они научились различать некоторые виды растений. Узнали много интересного из жизни растений, исследуя опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научились вести наблюдения и делать первые выводы.