Сказочная страна. Создание панно

№ 145

(Урок изобразительного искусства в I классе)

Елена ГОРНОСТАЕВА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы № 82 г. Казани

Презентация

Цель урока. Создать панно «Сказочная страна» в технике коллаж.

Задачи урока:

– формировать творческое воображение при изображении сказочного мира;

– продолжить формирование изобразительных навыков;

– воспитывать положительные эмоции от встречи с героями сказок;

– развивать фантазию, обучать детей подбору цвета (краски) в соответствии с формой и назначением, развивать эстетическое восприятие;

– уметь ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях.

Планируемые результаты:  

регулятивные: предвосхищать результат, умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно и формулировать учебную проблему;

познавательные: умение сравнивать, анализировать, обобщать; умение мыслить, делать выводы; умение внимательно относиться к предложенным заданиям; выбирать эффективные способы выполнения задания.

коммуникативные: умение формулировать свои мысли, высказывать их вслух; умение работать в группе, учитывать разные мнения и обосновывать собственную позицию;

предметные: создавать панно на заданную тему, самостоятельно подбирать материал для работ.

Форма организации коллективной деятельности: групповая.

Оборудование: кисти, баночки с водой, акварель, листы белой бумаги, тряпочки, клей, цветная бумага, кусочки ткани; компьютер, проектор, презентации «Сказочная страна»; книжная выставка на тему «Сказки».

Музыкальное сопровождение: фрагменты из заставки «В гостях у сказки» и песня «Маленькая страна» (в исполнении Н.Королёвой).

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель.

Пришли сегодня гости

в наш дружный первый класс!

Зачем? Вы догадались?

Чтоб посмотреть на вас!

Вы школьниками стали

И очень повзрослели –

Давайте же уверенно

Себя покажем в деле!

Нам солнце улыбается

Нас вдохновенье ждёт –

Так пусть урок на пользу,

На радость всем пройдёт!

(Звучит музыкальная заставка из программы «В гостях у сказки».) 1-й слайд

II. Актуализация знаний, постановка цели урока

Учитель. Кто догадался, чему будет посвящен наш урок?

Учащиеся. Сказкам.

III. Сообщение темы и цели урока

Учитель. Да, действительно, сегодня на уроке мы с вами будем путешествовать по сказкам, изображать сказочную страну – создавать панно. Каждый из Мастеров-Братьев готов нам помочь увидеть удивительный мир сказки и воссоздать его во всей красе. (2-й слайд) А в конце урока вас ждет сюрприз.

IV. Введение в тему урока

1. Вступительная беседа.

– Ребята, а вы любите сказки? Назовите свои самые любимые сказки.

– Давайте, проведем сказочную разминку, я буду называть сказочных персонажей, а вы станете добавлять к ним слова-определения:

Василиса… (Прекрасная)

братец … (Иванушка)

сестрица… (Алёнушка)

Змей … (Горыныч)

Баба-… (Яга)

Крошечка… (Хаврошечка)

Скатерть-… (Самобранка)

Карабас-…(Барабас) и т.д

2. Игра «Угадай сказку».

Учитель. Хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас проверим. Я буду читать отрывок из сказки, а вы угадайте, как она называется.

а) «…Развеселились девушки, развели костер и вздумали через огонь прыгать. Одна прыгнула, другая, третья…» («Снегурочка») (3 –4-й слайды)

б) «Пустил стрелу младший брат – попала стрела в грязное болото и подхватила ее лягушка». («Царевна-лягушка») (5 – 6-й слайды)

в) «Давным-давно жил один дровосек. Приехал он однажды в лес. Рубит себе дрова, песни веселые поет – далеко слыхать. Вдруг из темной чащи вышел к нему …». («Шурале») (7 – 8-й слайды)

г) «Вышел на берег, оделся. Всюду тихо, ни души.

Пробирает страх невольный в этой солнечной глуши.

На мостки, зачем — не знаю, оглянулся я в тоске…

Ведьма, ведьма …  появилась на доске! («Водяная») (9 – 10-й слайды)

Учитель. Ребята, а кто написал сказки «Шурале» и «Водяная»? (Г.Тукай)

Учитель. Габдулла Тукай – великий татарский поэт. Для вас он написал много книг. Поэт ушел из жизни 15 апреля 1913 года.

А кто знает, когда родился Габдулла Тукай? (26 апреля 1886 года) (11-й слайд)

д) Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо,

В свете ж вот какое чудо:

Остров на море лежит,

Град на острове стоит

С златоглавыми церквами,

С теремами да садами;

Ель растет перед дворцом,

А под ней хрустальный дом.

(«Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина) (12 – 13-й слайды)

Учитель. А.С.Пушкин – великий русский поэт.

Сказки знаете вы хорошо. А сейчас давайте представим себе сказочную страну. Возможно, она будет похожа на тот остров-град, который описал в своей сказке А.С.Пушкин, а может быть, вы придумаете свою сказочную страну. (14-й слайд)

(Дети рассказывают, каким они представляют себе сказочную страну)

Учитель. Для того, чтобы научиться создавать сказочную страну, нужно иметь к уроку необходимые принадлежности. У всех вас они есть на ваших столах.

А теперь вспомним с вами правила безопасности при работе с ножницами, с клеем.  (Повторить правила работы в группе и работы с ножницами.)

Физкультминут

Давным-давно жил царь Горох,

И делал каждый день зарядку.

Он головой крутил-вертел

И танцевал вприсядку.

И сильно прогибался,

Он руки к небу поднимал,

Плечами уши доставал

За солнышко хватался.

3. Работа по учебнику.

Учитель. Откройте с. 98 учебника, посмотрите, какую сказочную страну придумали дети.

– Опишите ее. Какие дома вы видите? Что еще привлекает внимание?

– Какими материалами пользовались ребята?

– Какие выбрали цвета красок? Почему?

– Какое настроение пробуждают эти работы?

– Юные художники рисовали акварелью или гуашью, наклеивали рисунки, вырезки из цветной бумаги, кусочки материи и других материалов на основу, создавали панно. А техника выполнения – коллаж.

– Что нам может быть интересно в этих словах с точки зрения русского языка?

Учащиеся. Удвоенные согласные лл, нн. (Показ карточек со словами панно и коллаж.)

V. Творческая практическая деятельность учащихся

Учитель. Создайте свою сказочную страну и сказочных жителей.

– Подумайте, как будет называться ваша страна, какие краски вы хотите подобрать, чтобы они соответствовали вашему замыслу, в чем будет заключаться работа каждого Мастера в ваших рисунках.

Практическая работа (под музыкальное сопровождение: песня «Маленькая страна» в исполнении Н.Королёвой.)

VI. Итог урока. Рефлексия

1. Выставка работ учащихся и их обсуждение.

Учитель. Сегодня вы работали в группах. Это была дружная совместная деятельность, результатом которой явилось создание интересного панно с изображением сказочной страны.

– Легче или труднее работать в группе?

– Почему сказочные страны получились такими разными?

2. Обобщение.

– Чему учились сегодня на уроке? Что нового узнали?

– В чем заключалась работа каждого мастера в создании панно?

– Вам понравился сегодня наш урок?

– Был ли он полезным для вас? Чем именно?

3. Сюрприз.  Пальчиковая игра «Жар-птица» (на ватмане, прикрепленном к доске).