Сказкотерапия в работе педагога

Гузаль ВАЛИУЛЛИНА,

учитель-дефектолог Ново-Кинерской школы-интерната для детей с ОВЗ Арского района

Сказка – ложь, да в ней намек,

Добрым молодцам урок.

(А.С.Пушкин «Золотой петушок»)

Сказка присутствовала в детстве каждого из нас. Сюжет сказки заманивал и завлекал нас к захватывающим приключениям и обязательно приводил своих маленьких читателей к доброму финалу. В каждой сказке, как и в реальной жизни, идет борьба добра со злом. В каждой сказке мы наблюдаем утешительный конец, чего не скажешь о реальных жизненных событиях. Этим сказка и авторитетна для нас: в финале всегда – победа добра над злом. Каждая прослушанная или прочитанная нами сказка оставляла какой-нибудь след в нашей душе, впечатления, раздумия. Любое произведение, будь то сказка или что-то еще, неизбежно ведет своего читателя к размышлениям, к внутреннему диалогу. В ходе этих внутренних диалогов и рождается затем внутренняя установка, осознание чего-то жизненно важного.

Как и любая сказка, терапевтическая сказка работает с подсознанием своего слушателя или читателя. В бессознательном каждого человека есть определенные страхи, тревоги, психологические травмы и непроработанные ситуации. Терапевтическая сказка, она же лечащая, проводит определенную терапию на подсознательном уровне, заменяя болезненную внутреннюю установку на здоровую. В современной психологии любят применять терапевтическую сказку, к примеру, для коррекции проблем личности с целью ее успешной интеграции в общество, для переоценки убеждений, мешающих личности функционировать как полноценной и гармоничной натуре. У школьников зачастую имеются определенные страхи, убеждения, создающие помеху, например, в построении отношений в коллективе, или же в  чувстве неуверенности при общении с одноклассниками, или же в постоянном сравнивании своей внешности и возможностей с внешностью и возможностями других людей. Сказка благоприятно воздействует на мышление ребенка, дарит положительные эмоции, помогает решить определенную проблему. Много различных других замечательных эффектов можно ожидать от такого удивительного метафоричного произведения как сказка. Сказку можно применять и на уроке, и на воспитательных занятиях, и в индивидуальной работе педагога с ребенком, родителя с ребенком. Целенаправленную терапевтическую сказку может написать учитель, воспитатель, психолог, родитель. В своей практике я использую терапевтические сказки на классных беседах, на мероприятиях, литературных посиделках. Вашему вниманию хочу представить одну из своих сказок. Данная сказка направлена привить ребенку уверенность в том, что в каждом человеке имеется определенная изюминка, особенность, за которую его ценят, помогает разглядеть эту особенность. Сказка акцентирует внимание ребенка и на том, что не внешность – самое главное в человеке, а его содержание.

Использование сказок в работе с детьми неизменно дает благоприятные результаты.

Колючие друзья

(Сказкотерапия для детей 6 – 12 лет)

Основная мысль сказки: внешняя красота не самое главное достоинство, главное – это твои поступки. Именно они делают твой образ! Научись быть полезным людям, приноси радость.

В цветочную лавку привезли большую партию комнатных цветов. Разместили их на большой витрине. Таких красивых цветов покупатели еще не видывали: лепестки у них были словно бабочки, нежные и разноцветные, с узорами. Аромат их был столь притягивающим, что каждый покупатель, забежавший в магазин купить семян или удобрений, непременно покупал себе домой горшочек с прекрасным цветком.

Рано утром, когда еще магазин закрыт, если подойти к витрине с улицы и хорошенько прислушаться, то можно было услышать, как цветы оживленно разговаривали. Самые красивые из них кричали громче всех:

– Мы – самые ароматные, наш запах так силен, что ни один покупатель еще не устоял перед ним!

– А мы – самые необыкновенные: наши лепестки похожи на крылья редкой бабочки, и все прохожие восхищенно рассматривают нас!

– Мы приносим удачу в дом, и цветочки у нас самые красивые, алые-алые!

– А наша цена настолько высока, что каждый покупатель мечтает нас купить, но не каждый может себе это позволить, ведь мы редкие экзотические растения!

– Ой, а если мы все вместе соберемся на витрине, то наш магазинчик выгладит словно райский сад!

Вот так. Но только самый внимательный прохожий мог заметить, что среди этих цветов были и самые обычные растения, кактус и алоэ: два колючих товарища по несчастью. «По какому несчастью?» – спросишь ты меня, мой читатель.

О, мой дорогой друг, они чувствовали себя одиноко и совершенно несчастливо, потому что не имели ни прекрасных лепестков, ни чудесного запаха. Их голосов не было слышно, они тихо и грустно стояли себе на витрине и мечтали об уютном окне в доме какого-нибудь скромного человека.

В одно замечательное летнее утро в магазинчик зашел покупатель. Он купил садовые ножницы для обрезки роз и хотел было уже уйти, но вдруг взгляд его упал на витрину с комнатными цветами. Цветы-красавицы уже горделиво расправили свои листья и раскрыли бутоны, наперед зная, что покупатель будет ими любоваться. Но, вопреки их ожиданиям, покупатель подошел к горшочку с кактусом и стал внимательно изучать его топорщащиеся в разные стороны колючки. Потом он обратился к продавцу и попросил упаковать горшочек с кактусом в какую-нибудь праздничную коробку.

– Моя мама обожает кактусы. У нее целая коллекция кактусов. Они цветут один раз в год, даже еще реже. И цветы у них такие пышные, красивые. Видели бы вы окно моей мамы, когда все ее кактусы стоят в цвету! Сделаю ей подарок.

И покупатель забрал горшочек с «колючкой» – так называли его соседки по окну.

– Неужели людям нравятся такие колючие и неприметные растения, как мы, – думал алоэ, оставшись без своего собеседника кактуса. Но ему недолго пришлось удивляться, потому что сам хозяин магазинчика заинтересовался им. Его жена порезала палец на кухне, и рана долго не заживала, а мясистый и сочный лист алоэ хорошо заживляет рану – хозяин магазинчика знал об этом.

– Заберу-ка я его домой, пока кто-нибудь не купил, – подумал он, бережно взял горшочек с алоэ и унес с собой.

Вот такая вот сказка, мой друг.

– Но ведь это всего лишь сказка! – возразишь ты.

Да, сказка, но ведь есть же люди, которые любят кактусы! Есть люди, которые выращивают множество горшочков с алоэ – они знают, что с виду неприметный цветок очень полезен, да и не такой уж он и неприметный! Вырастает как дерево, если растить его годами! Так что у каждого цветка своя польза, свое назначение. Главное – приносить радость окружающим. Неважно, чем: красотой или пользой. У каждого свои секреты.

Вопросы для беседы по сказке:

Чем гордились цветущие растения?

Почему Кактусу и колючему Алоэ было очень грустно?

Можно ли делать выводы об окружающих только по их внешнему образу?

Что было особенного в колючих друзьях, что покупатели с удовольствием уносили их к себе домой?