Сказкотерапия как средство развития речи и мышления детей дошкольного возраста

№ 209

Айгуль НИЗАМЕЕВА,

воспитатель детского сада №131 г.Казани

«Сказки могут помочь воспитать ум, дать ключи для того, чтобы войти в действительность новыми путями, может помочь ребёнку узнать мир и одарить его воображение».

                                                 Д. Родари

Развитие речи, без исключений, становится наиболее актуальной проблемой в наше время.

На данном этапе поиск новых современных форм и методов обучения, развития и воспитания детей – один из насущных вопросов дошкольной педагогики. В настоящее время наблюдается повышенное внимание к развитию личности ребёнка. Это связывает возможность обновления и высококачественного улучшения речевого развития ребенка. Показатели речи и свойства личности связаны между собой и они должны быть во внимании взрослых, беспокоящихся об уместном также слаженном формировании детей.

Сказка как жанр художественной литературы обретает использование  в разных сферах деятельности с детьми – дошкольниками, имеющими нарушения речи. Множественные изучения учёных-педагогов выявили, что проблему общего недоразвития речи младших школьников можно решать посредством применения метода сказкотерапии, потому как именно дошкольный возраст является сензитивным этапом речевого формирования также творчества ребенка.

Я, как педагог, могу с уверенностью сказать, что родители не читают сказки своим детям. А ведь это так важно! Слушая сказки, ребенок испытывает наслаждение, кроме этого сказка заставляет ребенка думать, подключать воображение и фантазию.

Объединение в себе различных методов и приёмов, считаются внутренними движущими силами речевого но кроме того интеллектуального формирования дошкольников. Но при этом необходима опора на сказку, в которой отсутствует нравоучительность и включает игровое общение.
У каждой группы сказок имеется собственная возрастная аудитория. Детям 3 – 5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети зачастую определяют себе со звериными героями, просто перевоплощаются в них, копируя их манеру действия.

Начиная с 5 лет, ребенок ассоциирует себя с человеческими героями: Принцами, Царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем больше ему нравится читать истории и сказки о людях, ведь именно в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает мир. В Возрасте 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки.

Главное правило выбора сказок – это нацеленность проблемной ситуации, характерной для данного возраста, нравственный урок, который дает сказка, с целью осмысления детям старшего дошкольного возраста.
Структура сказкотерапевтического занятия включает обязательный ритуал «входа в сказку», основную часть, где используются приемы работы со сказкой, также процедуры с целью формирования словесного воображения детей, и ритуал «выхода из сказки». Такая структура занятия создает атмосферу «сказочного мира», настрой на работу с метафорой.

Работа со сказкой строится следующим образом:

1) чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение. Причем, когда будет происходить обсуждение рассказа, ребенок должен быть уверен, что он может высказывать любое свое мнение, т.е. все что он ни говорит не должно подвергаться объекту порицания;

2) изображение наиболее значимого для ребенка отрывка;

3) проигрывание сказки в ролях. Дошкольник подсознательно выбирает для себя «исцеляющую» роль. Также здесь надо отдавать роль сценариста самому ребенку, тогда проблемные моменты точно будут проиграны.

Результат на занятии достигается сочетанием трех компонентов образа сказки, волшебной атмосферы: мелодичный образ сказки, образ фантастического пространства, непосредственно рассказывание сказки также демонстрация персонажей сказки в настольном театре.

Для чего же нужны такие сказки детям?

Во-первых, ребенок осознает, что старших занимают его проблемы, что родители на его стороне.

Во-вторых, он осознает следующий подход к жизни: «найди в себе силы для разрешения конфликта, ты их несомненно найдешь и преодолеешь все трудности», т.е. мы проживаем нашу жизнь так, как мы ее для себя строим.

В-третьих, такие сказки демонстрируют, что выход есть абсолютно из любой ситуации, надо только его найти.

В сказочных историях можно отметить следующие группы тем, которые они поднимают.

  1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
  2. Ощущение неполноценности. Почти всё враждебное поведение связанно с ощущением собственной «малозначимости» и попытки таким методом доказать обратное.
  3. Страхи и беспокойства по самым разным поводам.
  4. Трудности, связанные с особенностью возраста. Ребенок дошкольного возраста, сталкивается с тем, что ему приходится обходиться без мамы, быть самостоятельным.

В следствии сказкотерапии, дошкольник ощущает поддержку взрослых, которая ему так нужна.

Сказка может помочь ребёнку самосовершенствоваться, стимулировать разнообразные стороны мыслительных действий. У детей повышается речевая динамичность в ходе умения узнавать и пересказывать сказку, определять её героев и взаимоотношения между ними. Слушание и понимание сказки может помочь ребёнку эффективно устанавливать связь между событиями и строить речевые умозаключения.