Система работы учителя татарского языка

№ 108

Зульфия ГАТАУЛЛИНА,

учитель родного языка и литературы средней школы №99 г. Казани  

Сегодня, в новых социально-экономических условиях, одной из главных целей является достижение учащимися такого нравственного развития информационной осведомленности, которые позволили бы им стать полноправным участником во всех сферах деятельности постиндустриального общества, и более того – достичь в избранной ими деятельности максимального успеха.

Сфера образования, как известно, выступает важнейшим условием сохранения и развития нации, ее культуры.

Работая над своей методической темой,  я ставлю задачи:

– формирование интеллектуальных способностей и духовно-нравственных качеств с учетом этнопсихологических особенностей, педагогических традиций народа;

– освоение подрастающим поколением национальной культуры, духовности народа, обогащение его культурой народов совместного проживания, приобщение к общечеловеческим ценностям;

– построение обучения по принципу «от близкого к далекому, от ровного порога – в мир общечеловеческих», обеспечение стержневого характера национального воспитания;

– осуществление подготовки молодежи с учетом традиций народа с ориентацией на требования, возникающие при переходе к новым экономическим отношениям.

Мне, учителю, невозможно оставаться «случайным» человеком в судьбе ребят, а нужно стать близким, понятным и принятым в душу. А это можно сделать только через совместный труд, через сотворчество, когда ученик и учитель вместе вдохновенно решают все возникающие перед ними задачи.

На своих уроках я стараюсь передать молодому поколению бесценное богатство, накопленное поколениями, – нравственные устои, традиции, духовные ценности, историческую память татарского народа. Фольклор, национальный этнос, музыка и живопись, народная философия и мудрость – все это формирует национальное самосознание учащихся.

Моя задача – так увлечь ребенка изучением своего предмета через творчество, чтобы он захотел получить знания.

Мои помощники – факты и случаи, которые вызывают:

– удивление;

– изумление;

– восторг.

Увидеть это можно на  моих уроках, например «Исторические и памятные места Казани».

Удивляют ребят и исторические факты, которые  они не знали, и то, что многие  известные личности, посетившие Казань в различное время, впоследствии отразили свое восхищение в своем творчестве.

Учащиеся приходят в восторг не только от гордости за свою Родину, на просторах которой имеются такие удивительные места, но и  от результатов проделанной исследовательской работы.

Учебно-исследовательская деятельность – это та сфера, где реализуются познавательные потребности детей, склонных к интеллектуальной деятельности, формируются навыки работы с информацией, приобретается опыт общения и публичного выступления, когда идет сбор информации с последующим ее представлением в аудитории.

Я уверена, учение – не механическая передача знаний от учителя к ученику, а, прежде всего человеческие отношения. Мои уроки неизменно строятся на творческом взаимодействии, которое начинается с первого же урока знакомства с предметом.

Одним из направлений в формировании познавательной потребности учащихся является организация поисково-исследовательской деятельности, как важного фактора развития творческого потенциала личности.

Сейчас все шире внедряются в школьную практику личностно-ориентированные технологии, означающие отказ от авторитарного, обезличенного подхода к школьнику, инструктивно-репродуктивного характера обучения. По этой технологии возникает педагогическое сотрудничество с ребенком, поисковый и творческий стиль работы учителя с  учеником, построенный на основе современных достижений психолого-педагогической науки, обучение происходит на основе уважительного отношения к личности ребенка, который готов осознанно воспринимать новую информацию, с целью использования в различных жизненных ситуациях.

На своих уроках я стараюсь применять комплекс приемов и способов, а также учебные материалы, применяемые в ходе обучения татарскому языку (УМК, компьютерные технологии, видео и аудиоматериалы и другие). К учебно-методическим комплексам могут относиться тесты, позволяющие осуществлять контроль со стороны учителя и самоконтроль, приблизить общение на неродном языке к естественным условиям. Несколько лет тому назад я самостоятельно разрабатывала тесты по различным темам, но в настоящее время их можно приобрести, а также во многих новых учебниках есть готовые тесты, что облегчает работу учителя.

К моей методической теме: «Формирование национального самосознания  учащихся в ходе учебно-воспитательного процесса на уроках татарского языка и литературы» подходит технология коммуникативного обучения культуре изучаемого языка. Для обеспечения эффективности общения разных культур (в данном случае русской и татарской) помимо преодоления языкового барьера, нужно преодолеть барьер культурный. Поэтому на уроках татарского языка и литературы я стараюсь ученику дать возможность овладеть знаниями, умениями и навыками по культуре народа изучаемого языка на уровне, достаточном для общения.

Одним из важнейших принципов коммуникативно-ориентированного обучения является ситуативность. Принцип ситуативности неотделим от принципа коллективного взаимодействия. На уроках учащиеся работают в парах, небольших подгруппах или целым классом, решая при этом коллективную речемыслительную задачу.

Учащиеся вовлекаются в речемыслительную деятельность более активно. Если этому способствует особый характер заданий с постепенным нарастанием их речемыслительной сложности.

При прохождении каждой отдельной  темы я пытаюсь выделить только то, что будет способствовать не только обучению татарского языка, но приобщению к культуре народов республики. Выбранный материал содействует формированию основ национально-культурной компетенции учащихся.

Проводится лингво-краеведчекая работа. Наиболее часто эта работа идет в форме включения местного материала в уроки лексики, фонетики, словообразования и т.д; изучения особенностей быта, обычаев, традиций в данном городе (экскурсии), организации исследовательской работы учащихся, сбора материалов и выпуска газет, бюллетеней, подготовки сообщений, рефератов, докладов; проведения внеклассных мероприятий.   Также большое внимание уделяю чтению и изучению лучших художественных произведений писателей-земляков, а также известных писателей, биографически и творчески связанных с Татарстаном.

Учащиеся должны научиться самостоятельно извлекать информацию о культуре татарского народа, понять ее. Они начинают учиться пользоваться словарями, дополнительной литературой, газетами, журналами, календарями и другими. Все это учит их работать самостоятельно, то есть развивает потребность в самообразовании.

В основном я работаю с русскоязычными детьми, поэтому на уроках я часто использую диалог русской и татарской культур. Язык является основой национального самосознания и эмоциональной сферы ребенка, его нравственного сознания, социально-этических норм поведения, становления творческой личности.

Национально-языковая картина мира, отраженная в художественной литературе, как русского, так и татарского народов, представляет собой большой и универсальный фон для рассмотрения диалога культур. «Диалог культур» предполагает не оценку двух культур (лучше, хуже), а определения своеобразия каждой из них.

Таким образом, работа по совершенствованию знаний достигается путем концентричного обучения. Поэтапно усложняю виды деятельности учащихся в работе над текстом: от чтения и перевода текста, развития монологической и диалогической речи, составления творческой работы (реферат, сочинение, презентация).