Система работы по ознакомлению дошколят с правилами безопасности на улице  

№215

Ольга ЗЛЫГОСТЕВА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада № 146 г. Казани

В настоящее время сохранение здоровья детей и формирование у них навыков безопасного поведения в отношении своей жизни являются основными задачами системы образования. Согласно ФГОС ДО, формирование у детей дошкольного возраста основ безопасного поведения в быту, природе, улице, обществе осуществляется в рамках образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

Навыки безопасного поведения на улице не являются врожденными, а являются результатом обучения, воспитания и саморазвития. Дошкольники доверчиво относятся к окружающему миру, поэтому необходимо уделять особое внимание формированию культуры безопасного поведения именно в дошкольном возрасте, когда такие особенности, как любознательность, эмоциональность, подвижность и физическая слабость, непонимание подстерегающих опасностей и неумение прогнозировать последствия своего поведения при встрече с ними, вызывают множество проблем, часто приводящих к печальным последствиям.

Проблема ознакомления с правилами безопасного поведения дошкольников находит отражение в методической литературе и образовательных программ дошкольного образования: «Детство» В.И.Логиновой, Т.И.Бабаевой, Н.А.Ноткиной; «Радуга» Г.Н.Дороновой; «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; «Истоки» Л.А.Парамоновой; «Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет» Л.Л.Тимофеевой и др. В данных программах наряду с задачами укрепления здоровья, выдвигаются задачи формирования знаний и навыков безопасности. Однако требования безопасности относятся к безопасному поведению в быту, природе, с незнакомыми людьми. В ДОУ важно создать условия для планомерного накапливания опыта безопасного поведения на улице детей старшего дошкольного возраста.

Таким образом, возникает противоречие между потребностями жизни в накоплении старшим дошкольником опыта безопасного поведения на улице и отсутствием научно-обоснованных педагогических условий организации данного процесса в условиях ДОУ.

Для детей дошкольного возраста улица является удивительным, ярким миром, насыщенным интересными событиями. Дети становятся участниками привлекательных явлений. Им все интересно, они еще не понимают, что дорога и улица несут в себе много опасностей. Одной из основных причин дорожно-транспортных происшествий является незнание детьми ПДД, правил безопасного поведения на улице.

Представим систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях ДОУ.

Одной из форм работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице является беседа, которая позволяет выявить имеющиеся знания у дошкольников и выбрать актуальную методику работы. Темы бесед многообразны: почему нельзя переходить дорогу без взрослых; правила при переходе дороги; светофор, его сигналы; дорожные знаки; место для катания на велосипеде; работа инспекторов ГИБДД и т.д. Необходимо, чтобы каждый ребенок принимал участие в обсуждении. Таким образом, беседа носит познавательный и разъяснительный характер.

Непосредственно-образовательная деятельность (НОД) является важной формой ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правилами поведения на улице. На НОД по ФЭМП необходимо создать условия для усвоения правил безопасного поведения на улице, связанных с пространственными направлениями: как переходить дорогу, по какой стороне тротуара следует идти, как обходить стоящий транспорт и т.д. Нужно обучать детей пользоваться схемами, планами, моделями. Все это формирует интерес к задачам, где отражены возможные реальные ситуации поведения на улице.

На НОД по развитию речи используются методы по знакомству детей с правилами безопасного поведения на улице: рассматривание иллюстраций; составление рассказов по картинкам; составление рассказов из личного опыта; чтение художественной литературы; разучивание стихотворений; разыгрывание ситуаций поведения на улице и т.д. Целесообразно проводить элементарные экспериментирования, например: проанализировать движение игрушек на колесах и без них, движение предметов по шершавой, вязкой, рыхлой, мокрой и т.д. поверхностям, по воде и по воздуху. На этой основе сделать с дошкольниками выводы о правилах безопасного поведения на дорогах.

На НОД по изобразительной деятельности и конструированию целесообразно организовывать коллективные и индивидуальные работы по темам: «Транспорт на улице», «Пассажирский транспорт», «Наш город», «Моя улица» и т.д. Центр изо-деятельности важно пополнять развивающим материалом: макеты разных видов транспорта, дорожные знаки, иллюстрации с различными ситуациями на дороге и улицах. Обязательно наличие книжек-раскрасок о пешеходах, светофоре, дорожных знаках и т.д. Данные книжки-раскраски позволят дошкольникам закреплять знания о правилах безопасного поведения. Также необходимо  поддерживать исследовательский интерес к правилам поведения, для чего центр изо-деятельности пополняется материалом для аппликации, бросовым материалом, трафаретами, шаблонами и др.

Еще одной формой ознакомления старших дошкольников с правилами безопасного поведения на улице являются ролевые игры, которые вызывают большой интерес у детей. Мальчики могут использовать атрибуты регулировщика, дорожные знаки, макет светофора, нагрудные знаки с различными видами транспорта, которые позволят взять на себя роль водителя транспортного средства. Девочки могут «переходить дорогу» с колясками, куклами. Атрибуты для ролевых игр должны удовлетворять интересы мальчиков и девочек.

В ДОУ важно проводить экскурсии для ознакомления дошкольников с улицей, перекрестком, парком, дорожными знаками, светофором и т.д., организовывать наблюдения за пешеходами, движением транспорта, за работой уборочных машин и т.д. Экскурсию необходимо проводить с соблюдением определенных правил, требований и инструкций по охране жизни дошкольников, и обязательно с разрешения родителей.

В конструктивной деятельности целесообразно предлагать дошкольникам строительный материал для постройки дороги, перекрестка, переезда, туннеля, различного транспорта. Это позволит дошкольникам создать уличную постройку и обыграть ее, используя знания о правилах дорожного движения.

Художественная литература является хорошей формой ознакомления детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасного поведения на улице. В настоящее время достаточно много сказок и рассказов, которые в увлекательной форме знакомят дошкольников с правилами безопасного поведения на улице, например, «Волшебный мяч» (Т.А.Шорыгина), «Как неразлучные друзья дорогу переходили» (А.Иванов), «Марта и Чичи идут в парк» (Т.А.Шорыгина), «Как Стобед качался на качелях» (Д.Орлова), «Огнехвостик» (В.Ардов), «Законы улиц и дорог» (И.Серяков). Поэтические произведения: «Дядя Степа – милиционер» (С.Михалков), «Если бы…» (О.Бедарев), «Посмотрите, постовой» (Я.Пишумов), «Самый лучший переход» (Я.Пишумов).

В группе важно создать центр по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения, куда включены настольные игры, дорожные знаки, макет части города, улицы. У старших дошкольников игры направлены на моделирование мира через сюжетные события. Игра с мелкими игрушками занимает большое место в жизни детей старшего дошкольного возраста. Ребенок развертывает события, отождествляет себя с ними и миром. Игровые предметы задают тематику сюжета. Педагогам важно осуществлять работу по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улице планомерно и организованно, в игровой форме, учитывая возрастные особенности дошкольников.

Таким образом, многообразие форм и методов позволят выстроить систему работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами безопасности на улице в условиях ДОУ.

Литература

  1. Елжова, Н.В. ПДД в детском саду / Н.В.Елжова. – М.: Мозаика-Синтез, 2013. –203с.
  2. Кобзева, Т.Г. Правила дорожного движения в системе обучения дошкольников / Т.Г., И.А. Холодова, Г.С.Александрова. – М.: Детство-Пресс, 2017. – 346 с.
  3. Козловская, Е.А.. Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание дошкольника. Учебно-методическое пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования / Под общ. ред. В.А.Федорова. – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2018. – 344 с.
  4. Уклонская, С.А. Три сигнала светофора. Книга для воспитателей детского сада / С.А.Уклонская, Н.В.Борисова, Т.А.Панина, Т.Ф.Саулина. – М.: Просвещение, 2009. – 62 с.