Шляпочные грибы

(Урок биологии в 5 классе)

Лейсан ФАХЕРТДИНОВА,

учитель биологии I квалификационной категории средней школы №7 г. Арска

Цель урока: формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений, и животных

Задачи:

образовательные: изучить строение шляпочных грибов;

развивающие: развитие способности выделять существенных особенностей представителей царства Грибы;

воспитательные: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к природе.

Результаты:

предметные:

– формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;

– формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.

Метапредметные:

познавательные УУД:

– продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;

– продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;

– продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой;

коммуникативные УУД: продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе;

регулятивные УУД:

– продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии;

– продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;

– продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки;

личностные: создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, проблемного изложения, моделирование.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор,  смартфон, презентация к уроку, муляжи грибов, дорожная карта.

Ход урока

  1. I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности

(Звучит музыка: шум леса. Захожу под музыку в шляпке корзинкой с грибами.) (Слайд 2)

Учитель. Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.

Вы же все знаете, что в Новый год случаются чудеса, правда, и со мной это случилось во время новогодних каникул: я попала в сказочный лес, где встретила и собрала вот такие вот живые объекты. Давайте вместе разберемся, что это такое?

Учащиеся. Грибы.

Учитель. А какие грибы?

Учащиеся. Шляпочные.

Учитель. Совершенно верно, сегодня мы познакомимся с особенностями шляпочных грибов, изучим их строение и жизнедеятельность. (Слайд 3) Ребята, у вас на партах есть дорожные карты. Самые важные и нужные моменты вы будете отмечать там. Запишите  тему урока.

  1. II. Изучение новой темы

Учитель. Шляпочные грибы – это те грибы, которые мы обычно видим в лесу. Какие грибы к ним относятся?

Учащиеся. Белые грибы, подберёзовики, разноцветные сыроежки, рыжики и многие другие.

Учитель. Грибы известны людям очень давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. На Руси грибы собирали не только крестьяне, их подавали и на царский стол. Грибы богаты витаминами, микроэлементами. Белков в сушеных грибах в два раза больше, чем в говядине и в три раза больше, чем в рыбе.

Наука о грибах называется микология (от греч. «микес» – гриб, «логос» – учение. (Слайд 4) (Прикрепляю новое слово на доску.)

Строение. В повседневной жизни мы называем грибами плодовые тела. (Слайды5, 6) У большинства съедобных грибов они состоят из шляпки и ножки. А под землёй от ножек тянутся в разные стороны тонкие ветвящиеся белые нити. Это грибница или мицелий – подземная  и главная часть гриба, которая состоит из нитей – гиф. На ней развиваются плодовые тела. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями.   Шляпка и ножка состоят из плотно прилегающих друг к другу нитей   грибницы. В ножке все нити одинаковы, в шляпке они образуют два слоя – верхний, покрытый кожицей и нижний. У одних грибов, например у белого и подберезовика, нижний слой состоит из многочисленных трубочек. Это трубчатые грибы. Нижний слой плодовых тел рыжиков, волнушек образован многочисленными пластинками. Это пластинчатые грибы. (Слайды 7, 8)

А теперь на дорожных картах подпишите части шляпочного гриба. (Один ученик выходит к доске.)

Питание. Для питания грибам необходимо готовое органическое вещество, которое они поглощают путем всасывания. Это сближает их с растениями. Как называется такое питание?

Учащиеся. Гетеротрофное. (Слайд 9)

Учитель. Гетеротрофный тип питания шляпочных грибов делится еще на 2 вида. Грибы, которые питаются мертвыми остатками организмов называются сапротрофами. (Новое слово прикрепляю на доску.) Второй способ вы уже знаете.

Многие грибы в лесу тесно связаны с деревьями. (Слайд 10) Подосиновик под осиной. Подберёзовик под берёзой.  Нити грибницы плотно оплетают корень дерева или даже проникают внутрь,   помогая корням деревьев всасывать из почвы воду и соли. Взамен грибы получают от растений органические  вещества, которые растения производят в процессе фотосинтеза. Так грибы и деревья помогают друг другу, образуя грибокорень или микоризу. (Новое слово прикрепляем на доску.)

Вспомните, как называется в природе такая связь, полезная одному и другому организму?

Учащиеся. Симбиоз.

Учитель. Такие грибы называются симбионтами.

Плодовые тела грибов растут очень быстро. В среднем плодовое тело живёт 10 дней. Грибы любят тепло и большую влагу.

Размножение. В трубочках или на пластинках образуются особые клетки – споры, с помощью которых грибы размножаются. (Слайд 11) Созревшие мелкие споры высыпаются, их подхватывает и разносит ветер, а так же лесные животные, поедающие грибы. Во влажной почве споры прорастают и из них развиваются нити грибницы. А из грибницы формируются плодовые тела.

Второй способ – это вегетативное размножение которое осуществляется частями грибницы. Если мы срываем гриб аккуратно, то на грибнице будут образовываться новые плодовые тела.

Вы уже знаете, что грибы занимают особое положение в системе органического мира. Они не являются ни растениями, ни животными, однако имеют некоторые черты сходства с ними.

А теперь давайте поработаем в группах. Первая группа выделяет сходства с растениями, вторая группа — сходства с животными, третья – признаки, характерные только грибам. Для этого берем телефоны, открываем приложение сканер, наводим экран на штрих-код, которое у вас есть на дорожной карте и используя эту информацию выпишите эти признаки в таблицу. (Ответы по группам и проверка по слайду.)

Делаем вывод, что грибы не принадлежат ни к царству растений, ни животных. (Слайд 12) Признаки  грибов

как растения

  • имеют прочные клеточные стенки;
  • постоянно растут верхушечной частью;
  • неподвижны;
  • растут в течение всей жизни;

как животные

  • не имеют хлорофилла;
  • являются гетеротрофами, так как, поэтому питаются готовыми органическими веществами.
  • в клеточных стенках содержится хитин, как у животных, углеводы запасаются в виде гликогена.

А теперь рассмотрим признаки свойственные только грибам:

  • тело состоит из мицелия (грибницы, образованной нитями — гифами)

Все шляпочные грибы делят на две большие группы? Какие?

Учащиеся. Съедобные и несъедобные или ядовитые грибы. (Слайд 13)

Многие грибы съедобны. Наиболее ценными из них считаются шампиньоны, белые, маслята, подосиновики, подберёзовики, рыжики и др.

При сборе грибов важно уметь отличать съедобные грибы от ядовитых. Наиболее опасны бледная поганка, мухомор и ложные опята. (Слайды 14 – 17)

Многие ядовитые грибы похожи на съедобные. Например, бледные поганки похожи на шампиньоны, желчный гриб похож на белый, ложные лисички и опята похожи соответственно на съедобные лисички и опята.

Если найденный гриб похож на ядовитый или вы сомневаетесь в его съедобности, лучше такой гриб не берите. Старые плодовые тела съедобных грибов тоже могут быть ядовитыми.

А какие еще правила надо знать при сборе грибов? Давайте попробуем сформулировать основные правила. (Слайд 18)

1-е правило. Нельзя сбивать незнакомые и несъедобные грибы – ими лечатся животные.

2-е правило. Нельзя собирать грибы вдоль дорог, они накапливают вредные вещества.

3-е правило. Незнакомый гриб лучше не брать!

4-е правило. Нельзя срезать очень большие и старые грибы, они содержат в себе много вредных веществ, ими можно отравиться.

III. Закрепление

На презентации в тексте «Шляпочные грибы» вставить пропущенные слова. (Слайд 19)

  1. IV. Рефлексия. «Лесенка успеха»

Нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось;

средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось. (Слайд 20)

Примите исходное положение.

1.Что нового вы сегодня узнали на уроке?

  1. Какой именно момент вам было интересно изучить?
  2. Какой фрагмент урока вам понравилось?
  3. Какую полезную информацию получили для жизни? (Слайд 21)
  4. V. Домашнее задание

1 Прочитать параграф, ответить на вопросы.

  1. Составить кроссворд на тему «Шляпочные грибы».
  2. Творческое задание. Изготовить модель шляпочного гриба (из любого материала). (Слайд 22)