Шляпочные грибы
(Урок биологии в 5 классе)
Лейсан ФАХЕРТДИНОВА,
учитель биологии I квалификационной категории средней школы №7 г. Арска
Цель урока: формирование представлений о грибах как представителях отдельного царства живой природы, обладающих признаками и растений, и животных
Задачи:
образовательные: изучить строение шляпочных грибов;
развивающие: развитие способности выделять существенных особенностей представителей царства Грибы;
воспитательные: вырабатывать умение осознанно трудиться над поставленной целью; воспитывать бережное отношение к природе.
Результаты:
предметные:
– формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
– формировать умение понимать смысл биологических терминов: грибница, мицелий, хитин.
Метапредметные:
познавательные УУД:
– продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений;
– продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач;
– продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой;
коммуникативные УУД: продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе;
регулятивные УУД:
– продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии;
– продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки;
– продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки;
личностные: создание условий к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Методы: объяснительно-иллюстративный, наглядный, проблемного изложения, моделирование.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, смартфон, презентация к уроку, муляжи грибов, дорожная карта.
Ход урока
- I. Организационный момент, мотивация к учебной деятельности
(Звучит музыка: шум леса. Захожу под музыку в шляпке корзинкой с грибами.) (Слайд 2)
Учитель. Здравствуйте, ребята, присаживайтесь.
Вы же все знаете, что в Новый год случаются чудеса, правда, и со мной это случилось во время новогодних каникул: я попала в сказочный лес, где встретила и собрала вот такие вот живые объекты. Давайте вместе разберемся, что это такое?
Учащиеся. Грибы.
Учитель. А какие грибы?
Учащиеся. Шляпочные.
Учитель. Совершенно верно, сегодня мы познакомимся с особенностями шляпочных грибов, изучим их строение и жизнедеятельность. (Слайд 3) Ребята, у вас на партах есть дорожные карты. Самые важные и нужные моменты вы будете отмечать там. Запишите тему урока.
- II. Изучение новой темы
Учитель. Шляпочные грибы – это те грибы, которые мы обычно видим в лесу. Какие грибы к ним относятся?
Учащиеся. Белые грибы, подберёзовики, разноцветные сыроежки, рыжики и многие другие.
Учитель. Грибы известны людям очень давно, их употребляли в пищу еще в глубокой древности. На Руси грибы собирали не только крестьяне, их подавали и на царский стол. Грибы богаты витаминами, микроэлементами. Белков в сушеных грибах в два раза больше, чем в говядине и в три раза больше, чем в рыбе.
Наука о грибах называется микология (от греч. «микес» – гриб, «логос» – учение. (Слайд 4) (Прикрепляю новое слово на доску.)
Строение. В повседневной жизни мы называем грибами плодовые тела. (Слайды5, 6) У большинства съедобных грибов они состоят из шляпки и ножки. А под землёй от ножек тянутся в разные стороны тонкие ветвящиеся белые нити. Это грибница или мицелий – подземная и главная часть гриба, которая состоит из нитей – гиф. На ней развиваются плодовые тела. Она всасывает из почвы воду с растворёнными в ней минеральными солями. Шляпка и ножка состоят из плотно прилегающих друг к другу нитей грибницы. В ножке все нити одинаковы, в шляпке они образуют два слоя – верхний, покрытый кожицей и нижний. У одних грибов, например у белого и подберезовика, нижний слой состоит из многочисленных трубочек. Это трубчатые грибы. Нижний слой плодовых тел рыжиков, волнушек образован многочисленными пластинками. Это пластинчатые грибы. (Слайды 7, 8)
А теперь на дорожных картах подпишите части шляпочного гриба. (Один ученик выходит к доске.)
Питание. Для питания грибам необходимо готовое органическое вещество, которое они поглощают путем всасывания. Это сближает их с растениями. Как называется такое питание?
Учащиеся. Гетеротрофное. (Слайд 9)
Учитель. Гетеротрофный тип питания шляпочных грибов делится еще на 2 вида. Грибы, которые питаются мертвыми остатками организмов называются сапротрофами. (Новое слово прикрепляю на доску.) Второй способ вы уже знаете.
Многие грибы в лесу тесно связаны с деревьями. (Слайд 10) Подосиновик под осиной. Подберёзовик под берёзой. Нити грибницы плотно оплетают корень дерева или даже проникают внутрь, помогая корням деревьев всасывать из почвы воду и соли. Взамен грибы получают от растений органические вещества, которые растения производят в процессе фотосинтеза. Так грибы и деревья помогают друг другу, образуя грибокорень или микоризу. (Новое слово прикрепляем на доску.)
Вспомните, как называется в природе такая связь, полезная одному и другому организму?
Учащиеся. Симбиоз.
Учитель. Такие грибы называются симбионтами.
Плодовые тела грибов растут очень быстро. В среднем плодовое тело живёт 10 дней. Грибы любят тепло и большую влагу.
Размножение. В трубочках или на пластинках образуются особые клетки – споры, с помощью которых грибы размножаются. (Слайд 11) Созревшие мелкие споры высыпаются, их подхватывает и разносит ветер, а так же лесные животные, поедающие грибы. Во влажной почве споры прорастают и из них развиваются нити грибницы. А из грибницы формируются плодовые тела.
Второй способ – это вегетативное размножение которое осуществляется частями грибницы. Если мы срываем гриб аккуратно, то на грибнице будут образовываться новые плодовые тела.
Вы уже знаете, что грибы занимают особое положение в системе органического мира. Они не являются ни растениями, ни животными, однако имеют некоторые черты сходства с ними.
А теперь давайте поработаем в группах. Первая группа выделяет сходства с растениями, вторая группа — сходства с животными, третья – признаки, характерные только грибам. Для этого берем телефоны, открываем приложение сканер, наводим экран на штрих-код, которое у вас есть на дорожной карте и используя эту информацию выпишите эти признаки в таблицу. (Ответы по группам и проверка по слайду.)
Делаем вывод, что грибы не принадлежат ни к царству растений, ни животных. (Слайд 12) Признаки грибов
как растения
- имеют прочные клеточные стенки;
- постоянно растут верхушечной частью;
- неподвижны;
- растут в течение всей жизни;
как животные
- не имеют хлорофилла;
- являются гетеротрофами, так как, поэтому питаются готовыми органическими веществами.
- в клеточных стенках содержится хитин, как у животных, углеводы запасаются в виде гликогена.
А теперь рассмотрим признаки свойственные только грибам:
- тело состоит из мицелия (грибницы, образованной нитями — гифами)
Все шляпочные грибы делят на две большие группы? Какие?
Учащиеся. Съедобные и несъедобные или ядовитые грибы. (Слайд 13)
Многие грибы съедобны. Наиболее ценными из них считаются шампиньоны, белые, маслята, подосиновики, подберёзовики, рыжики и др.
При сборе грибов важно уметь отличать съедобные грибы от ядовитых. Наиболее опасны бледная поганка, мухомор и ложные опята. (Слайды 14 – 17)
Многие ядовитые грибы похожи на съедобные. Например, бледные поганки похожи на шампиньоны, желчный гриб похож на белый, ложные лисички и опята похожи соответственно на съедобные лисички и опята.
Если найденный гриб похож на ядовитый или вы сомневаетесь в его съедобности, лучше такой гриб не берите. Старые плодовые тела съедобных грибов тоже могут быть ядовитыми.
А какие еще правила надо знать при сборе грибов? Давайте попробуем сформулировать основные правила. (Слайд 18)
1-е правило. Нельзя сбивать незнакомые и несъедобные грибы – ими лечатся животные.
2-е правило. Нельзя собирать грибы вдоль дорог, они накапливают вредные вещества.
3-е правило. Незнакомый гриб лучше не брать!
4-е правило. Нельзя срезать очень большие и старые грибы, они содержат в себе много вредных веществ, ими можно отравиться.
III. Закрепление
На презентации в тексте «Шляпочные грибы» вставить пропущенные слова. (Слайд 19)
- IV. Рефлексия. «Лесенка успеха»
Нижняя ступенька, у «человечка» руки опущены – у меня ничего не получилось;
средняя ступенька, у «человечка» руки разведены в стороны – у меня были проблемы; верхняя ступенька, у «человечка» руки подняты вверх – мне всё удалось. (Слайд 20)
Примите исходное положение.
1.Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- Какой именно момент вам было интересно изучить?
- Какой фрагмент урока вам понравилось?
- Какую полезную информацию получили для жизни? (Слайд 21)
- V. Домашнее задание
1 Прочитать параграф, ответить на вопросы.
- Составить кроссворд на тему «Шляпочные грибы».
- Творческое задание. Изготовить модель шляпочного гриба (из любого материала). (Слайд 22)